Ямз 236 модификации. Основные проблемы двигателя и их решение

Главная / Колеса

Среди огромного разнообразия выпускавшейся и выпускаемой сегодня продукции Ярославского Моторного Завода особо выделяется семейство двигателей и силовых агрегатов 236/238. Если быть совсем точным, то именно двигатель ЯМЗ 236 открыл для этого предприятия новые горизонты в момент своего появления, а сегодня продолжает удерживать некоторые места на рынке, которые другими производителями из-за этого не могут быть заняты или хотя бы поделены…

Рождение легенды

Возможно, кому-то подобный подзаголовок покажется излишне претенциозным и в какой-то мере пафосным. Но именно он, по нашему субъективному мнению наиболее точно отражает ситуацию с данным изделием. А как по другому прикажете относиться к мотору, который появился пол века назад и продолжает производиться вследствие отсутствия альтернативы не только на просторах родины, но вообще в мировом автомобилестроении? Ведь если и есть что-то лучше, то оно обязательно дороже, а более-менее сравнимые в ценовом диапазоне моторы до 236-го не дотягивают:

  1. ни по техническим характеристикам;
  2. ни по простоте содержания и обслуживания;
  3. ни по надежности и ремонтопригодности.

В конце 1950-ых в Ярославле уже существовал шестицилиндровый двигатель, а именно – ЯАЗ-206. На момент начала производства это еще были достаточно новационные для нашей страны агрегаты, но данные двухтактники уже «изживали» себя за счет низких технических и экономических показателей. А вот производство автомобилей, и массовая «дизелизация» понимать этого не хотели, и Ярославскому КБ дали прозрачное до невозможности указание – сделать что-то более соответствующее духу времени.

В те времена указания правительства промышленность старалась выполнять максимально быстро, и уже через пару лет, в самом начале 1960-ых, началось серийное производство шестицилиндрового ЯМЗ-236 с четырехтактным рабочим циклом. Мощность базовой модели составляла 132 кВт (что соответствует 180 л. с.) при 2100 оборотах в минуту. На ее основе была создана не только линейка 6-стицилиндровиков, которая на сегодняшний день насчитывает порядка 15 модификаций, но и отдельная «ветка» еще более мощных, восьмицилиндровых моторов ЯМЗ-238. Плюс к этому ярославчане после серии экспериментов получили «спаренный» 236-ой – ЯМЗ-240 на 12 цилиндров.

В принципе, можно сказать, что практически все, что делал Ярославский моторный в дальнейшем, так или иначе основано на опыте, который они получили, развивая 236-е. Исключением могут считаться современные серии 534-ых и 536-ых ЯМЗ из семейства 530, так как это уже рядные (L-образные) моторы. Но вернемся к основной теме…

Применение и характеристики

Самым слабым представителем линейки является дефорсированная вариация базовой модели ЯМЗ-236Г. Это атмосферный дизель-мотор, мощностью «всего-то» 150 «лошадок». В данной категории самым «серьезным представителем» считается ЯМЗ-236А на 195 «лошадей». Помимо тяжелых автомобилей эта линейка с успехом использовалась и используется для оснащения дизелями малых (а как вспомогательная СУ то и больших) судов, в качестве приводов компрессорных станций, как силовые установки миниэлектростанций и дизель-генераторных систем. Специализированными вариациями могут выступить ЯМЗ-236Д (трактора) и ЯМЗ-236ДК (комбайны).



Когда пришло время подумать не только о повышении мощности, но и об Эко-стандартах, появился двигатель ЯМЗ 236 с турбонаддувом. В отличие от базовых, где стандарт выброса на уровне Евро-0, эти агрегаты уже соответствовали классу Евро-1, ведь турбирование это не просто добавление в конструкцию турбины для увеличения потока воздуха в камеру сгорания. Это целый комплекс переоснащения, иногда даже с существенным изменением изначальных конструктивных решений.

Результатом новаций стала группа силовых агрегатов, самый маломощный из которых (ЯМЗ-236НБ) мог похвастаться 165-ю «лошадками», а наиболее мощный всеми 250-ю. Между ними поместились еще несколько вариаций, предназначенных для установки на грузовики, автобусы, трактора и комбайны.

Нормы росли, а вместе с ними (или если хотите – под их влиянием) увеличивались отличия новых разработок от изначальных версий. Так 236-ой, отвечающий нормам Евро-2 получился после доработки турбированной серии, и помимо турбин имеет:

  • Установку охлаждения надувочного воздуха, которую монтируют сразу на шасси
  • Топливную систему с увеличенной энергией впрыска
  • Муфту включения вентилятора
  • Более производительный водяной насос в системе охлаждения

Кроме этого, тут пришлось немного модернизировать цилиндропоршневую группу и интегрировать в двигатель жидкостно-маслянный теплообменник. Со временем некоторые модернизации позволили получить и 236-ые с характеристиками Евро-3, но дальше дело пока не продвинулось. В основном так складывается из-за стандартных для семейства механических ТНВД (топливных насосов высокого давления), которые априори не дают снизить вредность выброса еще больше.

Несмотря на это, а также на запуск в серию 530-ого семейства, на ЯМЗ-236 покупатели находятся. Это и те, кто до сих пор эксплуатирует снятые с конвейера МАЗы 500-ой серии, а также автобусы ЛиАЗ-5256.30 и МАЗ-104.Х25, и те, кто ездит на модификациях, до сих пор производимых авто концернами. Среди последних можно отметить МАЗ-5551 и «слабосильную» версию МАЗ-5432, плюс одну из двух выпускаемых вариаций Урал-4320.

В любом случае всем им нужны запчасти, и если вы один из таких владельцев, то интернет-магазин нашего торгового дома «СпецМаш» к вашим услугам. Здесь вы всегда можете найти и заказать качественные (официально проверенные и сертифицированные) комплектующие к силовым агрегатам (то есть, еще и к КПП и сцеплению) семейства 236.

Цены адекватные, оптовикам скидки. Работаем по безналу и с наличными, предоставляем отсрочки. Организовываем доставку по Москве и области, а также в другие регионы страны. Заявки принимаются по телефону и «электронке», можно воспользоваться формой на сайте.

Двигатель ЯМЗ-236М выпускался Ярославским Моторным Заводом с 1985 г. Предназначен для установки на бортовые, армейские, пожарные автомобили, автокраны, самосвалы, бензовозы, автопогрузчики, топливозаправщики на базе шасси МАЗ-5337 , , , Урал-4320-10 , -557 и их модификации, а также на городские автобусы АМАЗ , МАРЗ и ж/д путевые машины.

Ранее с 1958 выпускался двигатель ЯМЗ-236.

Число цилиндров: 6
Диаметр цилиндра, мм: 130
Ход поршня, мм: 140
Рабочий объём цилиндров, л: 11,15
Номинальная мощность, кВт (л.с.): 132 (180)
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин -1: 2100
Максимальный крутящий момент, H·м (кгс·м): 667 (68)
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, не более, мин -1: 1600

Частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, мин -1:
минимальная: 550-650
максимальная, не более: 2275

Габаритные размеры, мм:
длина: 1020
длина со сцеплением и коробкой передач: 1841
ширина: 1041
высота: 1220

Масса незаправленного двигателя, кг:
без сцепления и коробки передач: 890
со сцеплением и коробкой передач: 1205

Способ смесеобразования: Непосредственный впрыск.

Топливоподающая аппаратура: Разделенная.

Топливный насос высокого давления: Шестиплунжерный.

Регулятор частоты вращения: Центробежный, всережимный.

Форсунки: Закрытые, с многодырчатым распылителем.

Турбокомпрессор: Нет.

Смазочная система: Смешанная под давлением и разбрызгиванием.

Масляные фильтры: Два: грубой очистки с фильтрующим элементом из металлической сетки; Тонкой очистки — центробежный с реактивным приводом.

Система охлаждения: Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости оборудована термостатическим устройством.

Пусковое устройство: Стартер 25.3708-01, постоянного тока, последовательного возбуждения с электромагнитным приводом. Номинальная мощность 8,1 кВт (11 л.с).

Генератор: Г-273В, трехфазный, синхронный, переменного тока с встроенным выпрямительнымблоком и регулятором напряжения. Номинальное напряжение 28 В, выпрямленный ток 28 А.

Сцепление: ЯМЗ-236К. Двухдисковое сухое, фрикционного типа, с периферийным расположением нажимных цилиндрических пружин.

Коробка передач: ЯМЗ-236К. Механическая трехходовая, пятиступенчатая.

Переключение передач: Дистанционное механическое управление.

Двигатели дизельные, с турбонаддувом, V-образные, восьмицилиндровые (ЯМЗ-238) четырёхтактные, назначение — оснащение большегрузных автомобилей («КАМАЗ», «Урал» и т. д.), тракторов (К-700), бронетранспортёров, строительной техники и т. д. В это семейство также входит 12-цилиндровый ЯМЗ-240. Модификации с обозначением "Е", "Е2", а также ЯМЗ-7601 предназначены под установку охладителя наддувочного воздуха типа "воздух-воздух" на автомобилях.
Соответствуют нормам ЕЭК ООН
№ 85, 24-03, 49-02А (Евро-1)
№ 85, 24-03, 49-02В (Евро-2)

История

В конце 1950-х годах Ярославскому моторному заводу было предписано разработать более экономичный четырёхтактный дизельный двигатель взамен устаревших двухтактных ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, а также в рамках дизелизации транспорта. В итоге ярославские моторы стали штатными для МАЗ-500, КрАЗ-255Б, КрАЗ-250, КрАЗ-257, КрАЗ-260, КрАЗ-6322, также устанавливались на тракторы К-700, на бронетранспортёры, строительную технику, на электростанции, водный транспорт и т. д.

Характеристики

Система питания — механический ТНВД, по одной насосной секции на цилиндр, с непосредственным впрыском. Расположен в развале блока цилиндров. Впускные трубопроводы расположены в развале блока цилиндров. Клапанный механизм OHV, клапаны расположены (по 2 на цилиндр) в головке и приводятся через коромысла и штанги от нижнего распределительного вала, находящегося над коленчатым валом и приводимого в движение через две шестерни, расположенные на переднем конце двигателя и закрытые крышкой. Штанги имеют роликовые толкатели. У коленчатого вала шатунные шейки расположены под углом 90° (ЯМЗ-238), 120° (ЯМЗ-236), что обеспечивает равномерные вспышки каждые 90° у ЯМЗ-238, но неравномерные (через 90° и 150°) у ЯМЗ-236. Шатуны смещённые. Охлаждение двигателя жидкостное.

V6-цилиндровые дизельные двигатели марки ЯМЗ-236 с турбонаддувом

Модель, комплектация

Мощн. кВт (л.с.)

Част. вращ мин

Габаритные рамеры, мм (длина, ширина, высота)

Мин. уд. расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч)

Сцепление

Коробка передач

Масса, кг

Назначение, потребитель

Автомобили типа МАЗ-54329

Автобусы МАЗ-104, -104С

Автобусы "Волжанин-5270"

Автобусы ЛиАЗ-5256

Автомобили типа МАЗ-54329

Автобусы МАЗ-104, -104С, МАРЗ-52661

Перспективные автомобили МАЗ

Автомобили, шасси МАЗ-533602, 533702, сед. тягачи МАЗ-543202, -543302, самосвалы МАЗ-555102, -555402 и их модификации

Автомобили "УРАЛ-43206"

Автобусы МАРЗ-52661

Автобусы ЛАЗ-52523, -4207, -5207

Автобусы "Волжанин-5270"

Автомобили ЗИЛ-541730, -54432, 544332

Автобусы ЛиАЗ-5256

Снегоболотоход ТМ-1 (ОАО "Курганмашзавод")

Автомобили МАЗ-54329 и их модификации

Перспективные автомобили МАЗ

Сед. тягачи МАЗ-543203-220, лесовозы МАЗ-543403-220

Автомобили КрАЗ-6510

Шасси МЗКТ-8022

Перспективные автомобили МАЗ

Междугородные автобусы МАЗ-152

Междугородные автобусы "Волжанин-5268"

Двигатель ЯМЗ 236 - это V-образный 6-цилиндровый дизельный силовой агрегат, выпускаемый Ярославским Моторным Заводом Российской Федерации. Он получил такое широкое распространение, что оставил далеко позади других отечественных производителей моторов для тяжелого транспорта.
Его основными преимуществами являются простота обслуживания и ремонтопригодность при высоких силовых характеристиках. V-образное расположение блока цилиндров обеспечивает двигателю ЯМЗ 236 устойчивую работу даже на низких оборотах за счет равномерного распределения нагрузки на коленчатый вал.


История двигателя ЯМЗ 236

История ЯМЗ 236 началась еще в конце 50-х годов прошлого столетия. Он должен был стать двигателем нового поколения - с 4-тактным рабочим циклом. До его появления, на транспортных средствах, в основном, устанавливались двухактные дизельные силовые установки, которые значительно уступали ему. Начало 1960 года ознаменовалось началом серийного производства двигателя ЯМЗ 236. Его базовая модель сошла с конвейера мощностью в 180 л. с., которая фиксировалась при частоте вращения коленвала - 2100 об./мин. ЯМЗ 236 послужил основой более 15-ти модификациям 6-цилиндровых силовых агрегатов.
Успех работы над этим двигателем склонил разработчиков к серии экспериментов по увлечению его рабочего объема. Развитие модели привело конструкторов еще к двум техническим решениям. Ими стали двигатели марок ЯМЗ-238 и ЯМЗ-240 . Первый является мотором с восемью цилиндрами, а второй - 12-цилиндровый.


Использование двигателя ЯМЗ 236

Использование двигателей серии ЯМЗ 236 не ограничиваются тяжелым транспортом. Они успешно применяются в качестве приводов для дизель-генераторов, компрессоров и др. С этой целью, конструкторами Ярославского моторного завода, разработаны специальные модификации двигателей серии ЯМЗ 236.

Самый маломощный мотор в линейке - это «атмосферник» ЯМЗ-236Г. Его мощность - 150 л. с. Он предназначен для установки на экскаваторах, дорожных катках и автогрейдерах. Стандартная комплектация включает в себя систему сцепления. А некоторые модификации комплектуются еще и устройством отбора мощности.

Атмосферный двигатель ЯМЗ-236М2 устанавливается в качестве силовой установки кранов, судовых дизель-редукторных и дизель-генераторных агрегатов. Его мощность - 180 л. с. Эта же серия дизельных агрегатов устанавливается на платформе автомобилей марки «МАЗ» и «Урал», в компрессорных установках и на экскаваторах.

class="eliadunit">

Двигатель ЯМЗ-236А устанавливаются на автомобилях марки «ЗИЛ», а также на автобусы марок «ЛАЗ» и «ЛиАЗ». Развиваемая мощность силовой установки - 175 л. с. Турбонаддувом не комплектуется. В комплект поставки может входить коробка передач. Атмосферный двигатель серии ЯМЗ-236Д предназначен для установки на тракторной технике и автогрейдерах. Производимая мощность составляет 175 л. с. В комплект поставки силового агрегата может входить коробка передач, механизмы сцепления и отбора мощности. Силовые агрегаты серии ЯМЗ-236ДК выпускаются для установки на тракторах, комбайнах и кранах-трубоукладчиках. Двигатели не оснащены турбонаддувом, но при этом они способны развивать мощность - 185 л. с. В комплект поставки может входить КПП, механизмы сцепления и отбора мощности.


Турбо-дизельные двигатели ЯМЗ 236

Современные турбо-дизельные двигатели марки ЯМЗ 236 выпускаются двух экологических стандартов: Евро-1 и Евро-2. Снижение уровня загрязнения было достигнуто благодаря применению турбонаддува и усовершенствования конструкции. Это также сопутствовало повышению мощности до 230/250 л. с.

Также, как и атмосферные варианты силовых агрегатов, ЯМЗ 236 (Евро1 и Евро-2) могут комплектоваться КПП, сцеплением и механизмом отбора мощности. Они устанавливаются на всевозможных автомобильных платформах, автодорожной технике, кранах и компрессорных установках. Кроме прочего, они - экономичны.

class="eliadunit">

Техническая характеристика двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238:

Число цилиндров: 6-8мм.
Расположение цилиндров: двухрядное под углом 90°.
Диаметр цилиндра: 130 мм.
Ход поршня: 140 мм.
Рабочий объем цилиндров: 11,15-14,86 мм.
Степень сжатия: 16,5.
Номинальная мощность: 180-240 мм.
Номинальное число оборотов: 2100 об/мин.
Максимальный крутящий момент: 67-90/80 кГм.
Число оборотов при максимальном крутящем моменте в минуту: не более 1500.
Минимальный удельный расход топ­лива по скоростной характеристике: 175.
Число оборотов холостого хода в ми­нуту:
минимальное: 450-550;
максимальное: 2225-2275.
Направление вращения коленчатого вала (вид со стороны вентилятора): правое (по часовой стрелке).
Способ смесеобразования: непосредственный впрыск топлива.
Камера сгорания: однополостная в поршне.
Фазы газораспределения:
впускной клапан:
открытие: 20°;
закрытие: 56°;
выпускной клапан:
открытие: 56°
закрытие: 20°.
Число клапанов на цилиндр:
впускных: 1;
выпускных: 1.
Диаметр тарелки клапана:
впускного: 61,5мм.
выпускного: 48 мм.
Ход клапана при полном открытии:
впускного: 13,5мм
выпускного13,5мм.
Зазор между клапаном и коромыслом толкателя (в холодном состоянии): 0,3мм.
Привод распределительного вала — шестеренчатый.
Топливоподающая аппаратура — разделенного типа (топливный насос высокого давления и форсунки).
Топливный насос высокого давления: золотникового типа, шести- секционный.
Топливоподкачивающий насос- поршневого типа.
Регулятор числа оборотов- механический, всережимный.
Автоматическая муфта-регулятор опе­режения впрыска топлива: центробежного типа.
Форсунки- закрытые, с многодырчатым распыли­телем.
Давление начала подъема запорной иглы форсунки: 150 кГ/см2.
Топливные фильтры:
1) грубой очистки- со сменным элементом из хлопчато­бумажной ровницы. Тонкость фильтрации 50-70 мкм;
2) тонкой очистки со сменным элементом из древесной муки на пульвер-бакелитовой связке. Тонкость фильтрации 4-5 мкм.
Топливо- дизельное.
Воздушный фильтр с масляной ванной и контактным элементом.
Давление в системе смазки:
при номинальных числах оборотов: 4-7 кГ/см2;
при минимальных числах оборотов холостого хода -не менее 1 кГ/см2.
Масляный насос- шестеренчатого типа.
Масляные фильтры:
1) грубой очистки- с фильтрующим элементом из металли­ческой сетки. Тонкость фильтрации 125 мкм;
2) тонкой очистки- центробежный с реактивным приводом дизельное со специальными присадками.
Масло для смазки двигателя- дизельное со специальными вкладками.
Система охлаждения- жидкостная с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
Водяной насос- центробежного типа.
Вентилятор- осевой, с шестеренчатым приводом.
Пусковое устройство- электрический стартер, номинальное напряжение 24 вольт.
Генератор- постоянного тока, марки Г-105Б (не экранированный) или Г-107Б (экранированный); мощность 500 Вт; номинальное напряжение 24 вольт.
Материал блока цилиндров- чугун серый, специальный.
Гильзы цилиндров- мокрые, отлиты из специального чугуна.
Головки цилиндров- две, по одной на каждый ряд цилиндров, отлиты из серого специального чугуна.
Коленчатый вал- стальной кованый, с противовесами. Поверхности коренных и шатунных шеек закалены с нагревом токами высокой частоты. Число опор коленчатого вала: 4-5.
Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала- скольжения, вкладыши сменные стальные с антифрикционным слоем из свинцовой бронзы.
Материал поршня- алюминиевый сплав.
Число поршневых колец на поршне:
1) компрессионных- 3;
2) маслосъемных- 2.
Поршневые пальцы- плавающего типа; осевое перемещение ограничивается стопорными кольцами.
Шатуны- стальные кованые с косым разъемом нижней головки.
Маховик- чугунный со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером.
Оттяжные рычаги- стальные штампованные (4 штуки), уста­новлены на игольчатых подшипниках.
Передаточное отношение рычагов 1: 5,4.
Нажимные пружины- витые из стальной проволоки, ци­линдрические (28 штук).
Средний ведущий диск- литой из чугуна, связан с махови­ком шипами.
Ведомый диск- штампованный из листовой стали. Фрикционные накладки приклепаны по обе стороны ведомого диска. У сцеп­ления ЯМЗ-236 ведомый диск снабжен демпферным устройством.
Нажимной подшипник- шариковый упорный, с постоянной смазкой.
Муфта выключения сцепления- литая из чугуна; смазывается через пресс-масленку и гибкий
шланг.
Картер сцепления- литой из чугуна; крепится болтами с одной стороны к картеру маховика, с другой — к картеру коробки передач.
Габаритные размеры двигателя (мм):
длина без коробки передач и сцепления: 1020-1222;
длина с коробкой передач и сцеп­лением: 1796-2069;
ширина: 1006;
высота: 1195.
Вес незаправленного двигателя (сухой вес) в кг:
без вспомогательного оборудова­ния: 820-1010;
с комплектом вспомогательного оборудования: 880-1070;
с комплектом вспомогательного оборудования, сцеплением и ко­робкой передач: 1170-1385;
Заправочные емкости (литры):
система смазки двигателя (без мас­ляного радиатора): 24-32;
система охлаждения (без радиа­тора): 17-20;
воздушный фильтр: 1,6-1,4;
топливный насос: 0,15-0,2;
регулятор: 0,15-0,15;
коробка передач: 5,5;
механизм дистанционного управ­ления коробки передач: 0,16.

© 2024 spares4bmw.ru -- Автомобильный портал - Spares4bmw