Чем посыпают дороги зимой в финляндии. Финские дороги зимой

Главная / Запчасти 

«Автостолица» узнала, как братья финно-угры борются со снегом в своих городах

Обычный день в обычном финском городе Лаппеэнранта. На фото хорошо заметно, что роторная насадка трактора отбрасывает снег с проезжей части за тротуар. Ни сама дорога, ни пешеходный путь не расчищены до асфальта

В России зимой традиционно наступает время жалобщиков. Население жалуется на снег и лед на дорогах. Специальные службы борются с гололедом, обильно посыпая транспортные и пешеходные артерии смесью песка и соли. Жалобщики недовольны ни тем ни другим. Соль, по их мнению, разъедает машины и обувь, песок становится главным пачкуном. Жалобщики традиционно кивают на соседнюю Европу и, в частности, Финляндию, климат которой схож с российским. В связи с этим у ДЕНИСА ТЮРКИНА возник интерес к дорожным службам братьев финно-угров: как они борются с гололедом? Посыпают ли песком? Или солью? Или еще чем?

Собеседники

Сложными запутанными схемами, благодаря религиозным деятелям, книгоиздателям и Мировой паутине корр.«С» вышел на двух жителей благословенной Финляндии, которые в этом материале выступают нашими экспертами. Мысленно пожмите им руки. Юкка Репо. Занимается автомобильным бизнесом, у него свое предприятие по производству номеров. Он, кстати, некоторое время жил в России - в Санкт-Петербурге и… Саранске. Сейчас живет в деревушке Муукко близ города Лаппеэнранта. Место это примечательно картодромом, названным в честь великого финского гонщика Кимми Райкконена. Пилот «Формулы-1» в юности тренировался в Лаппеэнранте, поэтому именной картодром там кстати…

Второй эксперт - Матти Химми, что-то вроде главного инженера по дорогам в муниципалитете города Лаппеэнранта. На нем лежат уборка и содержание всех местных транспортных артерий. Лаппеэнранта по количеству жителей - примерно 80 тысяч - уступает Саранску, но по площади значительно его превосходит. Если столица Мордовии занимает 71,6 квадратных километра, то финский город - более 1700 «квадратов»! И даже если вычесть 200 квадратных километров водной поверхности, то и оставшаяся площадь должна впечатлить жителя Саранска. «Улицы в Лаппеэнранте больше, а значит, и работы для специальных служб существенно больше, чем в Саранске», - говорит Юкка Репо.

Экономия

Как объясняет Матти Химми, в Финляндии считаются с тем, насколько затратной будет уборка снега. Можно сказать, что во главу угла ставится экономическая целесообразность. В связи с этим существует три способа. Первый - это уборка проезжей части двумя грузовиками с отвалами. Первый едет посередине дороги, второй подчищает остатки за первым, сгребая снег к обочине. Способ считается самым эффективным и экономичным. Второй - уборка тракторами с роторной насадкой, которая отбрасывает снег на несколько метров. И если грузовики являются собственностью муниципалитета, то тракторы принадлежат частникам. Зимой город заключает договор с владельцами такого транспорта. Летом же с тракторов снимают снегоуборочное оборудование и используют в сельском хозяйстве. Это также считается эффективным, ведь техника используется круглый год, принося пользу и не простаивая в гараже. Третий способ считается самым затратным. Он связан с вывозом снега за пределы города на грузовиках с тех участков, где это необходимо.

Теперь о том, чем посыпают дороги и тротуары в Финляндии. Значимые трассы и крупные улицы обрабатывают чистой солью. Правда, как отмечает Матти Химми, в стране постепенно исключают эту технологию из жизни, поскольку это вредно для экологии: загрязняются артезианские источники, наносится вред грунту… Тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (да-да, жители Суоми не оставляют двухколесный транспорт и зимой!) посыпают только гранитной крошкой и ничем более: солью их не обрабатывают! Что касается песка. Его могут использовать только на маленьких деревенских дорогах, в городах его не применяют.

С шипами и без

На второстепенных сельских дорожках специально оставляют снежный накат, чтобы при уборке не повреждать покрытие. Другие транспортные артерии стараются чистить до асфальта, но без фанатизма, чтобы не повредить покрытие. В городах вообще нет прямого требования к дорожникам, чтобы те чистили дороги до асфальта. Просто в этом нет необходимости, так как подавляющее большинство легковых автомобилей в Финляндии зимой оснащается шипованными шинами. По словам Юкки Репо, такие автолюбители помогают тем, кто ездит на фрикционной резине без шипов. Каким образом? Металл взрыхляет лед, улучшая зацеп! Такое вот мнение. А вот интересная тенденция. В последнее время в северных странах вроде Швеции и Финляндии количество машин на нешипованных шинах стало расти. Местные водители таким образом пытаются минимизировать вред, наносимый шипами дорожному покрытию. А еще чиновники объясняют им, что покупка более дешевых шин, которыми и являются фрикционные, экономически выгодна. Но никаких строгих законодательных ограничений в этом плане пока нет, поэтому большинство ездит по старинке - на шипах.

Главный вывод, который делают наши эксперты, - это не то, как хорошо убираются дороги в Финляндии. А то, какую автомобильную резину используют финны, делая свою поездку безопасной. То есть упор делается на сознательность водителя и его отношение к зимнему вождению. Кстати, в этой стране действует правило, запрещающее эксплуатацию зимней шины с остаточной глубиной протектора менее 6 миллиметров. Не выполнил его - получи большой штраф! Для сравнения, в России только с 1 января 2015 года стал действовать «зимний шинный стандарт», но он гораздо мягче. В нашей стране остаточная глубина протектора может равняться 4 мм.

Скорость

Меняется ли скоростное ограничение на трассах Финляндии зимой? Да. По словам Юкки Репо, на автомагистралях, где летом разрешенный максимум - 100 км/ч, в зимнее время запрещено разгоняться более 80 км/ч. На новых крупных шоссе, построенных в последние пять лет, лимитирование гибкое в зависимости от текущей погоды. Там на некоторых участках есть собственные миниатюрные метеостанции. Согласно их показаниям, дорожники устанавливают скоростные ограничения и предупреждают об этом водителей с помощью интерактивных электронных табло, которые стоят на трассе. Вот, например, во время беседы с финскими экспертами, которая проходила 2 февраля, в предместьях Лаппеэнранты шел ледяной дождь и была плохая видимость. Обстановка была сложная, поэтому дорожники приняли решение установить низкое скоростное ограничение. В городах зимой ничего не меняется, там лимит от 30 до 60 км/ч. «Само собой, если скользко, люди стараются ездить потише, - говорит Юкка Репо. - Когда жил в вашей стране, я поражался некоторым русским, которые и в гололед позволяли себе разгоняться до 100 км/ч и выше. Это неприемлемо».

Кстати

По словам Юкки Репо, в Финляндии есть такой порядок: если ты сломал, к примеру, ногу, когда поскользнулся, то твое лечение оплачивает фирма, ответственная за уборку территории, где тебе не повезло свалиться.

«Люди в Финляндии отвечают за свою работу, - говорит бизнесмен. - Личная ответственность мотивирует. Если я работаю хорошо, значит, на моей территории никто не упадает и мне не нужно будет выплачивать компенсации. А вот если плохо, то у меня не останется денег на жизнь».

В каждой многоэтажке в этой стране есть совет управления дома, куда входят активные жильцы. Они заключают договоры со сторонними фирмами по уборке и принимают решения за соседей.

Я не понимаю, как они по ним ездят и как вообще до сих пор живы. То ли дело зимние дороги в России - посыпанные солью, реагентами, песком или гранитной крошкой. А здесь?

В Лапландии, сплошь покрытой снегом, никто вообще ничем не посыпает ни трассы, ни улицы в городах. Сплошной снег, что на дороге, что на обочине, никаких грязных отвалов и каши под ногами, все машины чистые, обувь на ногах не разваливается и не имеет белых разводов, когда приходишь домой. И все нормально ездят, никаких аварий, за неделю не увидел ни одной валяющейся в кювете машины как сами знаете где...

Как так получается? И дороги не загадить всеми этими смесями, и безопасно ездить зимой? Загадка... Что вы думаете, как им это удается?

1. Единственное, что здесь делают с дорогами - все время чистят от свежевыпавшего снега. Опасного пухляка, скрывающего истинное состояние дороги и скользкие проплешины, здесь практически не встретить. Гололед - да, встречается, но... аварий то не видно! Может быть причина в том, что, если на трассе знак 80, все едут 80, а не 99 и уже тем более не несутся под 130.



2. Дорога на въезде в один из лапландских городов.

3. Так выглядят дороги внутри поселков и городов в Лапландии.

4. Ниже фото, как выглядит трасса из Рованиеми в Ивало.

6. На спусках, опасных поворотах или пересечениях дорог нередко можно увидеть фонари освещения. Естественно, эти меры снижают вероятность аварий.

Я не понимаю, как они по ним ездят и как вообще до сих пор живы.
То ли дело зимние дороги в России - посыпанные солью, реагентами, песком или гранитной крошкой.
А здесь?
В Лапландии, сплошь покрытой снегом, никто вообще ничем не посыпает ни трассы, ни улицы в городах. Сплошной снег, что на дороге, что на обочине, никаких грязных отвалов и каши под ногами, все машины чистые, обувь на ногах не разваливается и не имеет белых разводов, когда приходишь домой. И все нормально ездят, никаких аварий, за неделю не увидел ни одной валяющейся в кювете машины ...
Как так получается? И дороги не загадить всеми этими смесями, и безопасно ездить зимой?
Загадка...

Что вы думаете, как им это удается?


2. Единственное, что здесь делают с дорогами, это все время чистят от свежевыпавшего снега. Опасного пухляка, скрывающего истинное состояние дороги и скользкие проплешины, здесь практически не встретить.
Гололед да, встречается, но... аварий то не видно! Может быть причина в том, что, если на трассе знак 80, все едут 80, а не 99 и уже тем более не несутся под 130.

3. Дорога на въезде в один из лапландских городов.

4. Так выглядят дороги внутри поселков и городов в Лапландии.

5. Ниже фото, как выглядит трасса из Рованиеми в Ивало

7. На спусках, опасных поворотах или пересечениях дорог нередко можно увидеть фонари освещения.
Естественно, эти меры снижают вероятность аварий.

Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:




Как идет борьба со стихией в других странах. Это что-то невероятное!

Вконтакте

Однокласники

Финляндия

Автомобильными дорогами Финляндии занимается Управление дорог (фин. Tiehallinto) - ведомство, подчинённое министерству транспорта и связи. За сутки до предстоящего снегопада чиновники Управления собирают совещание и анализируют свои резервы.

Дорожная сеть разделена на пять классов зимнего содержания, для каждого из них установлены свои стандарты качества производства работ по ликвидации скользкости, высоте снежного покрова и равномерности слоя наледи.

Высший приоритет отдан наиболее загруженным магистралям и улицам. К началу рабочего дня уровень снега не должен превышать двух (!) сантиметров.

Метод разбрасывания песка и прочих абразивных (твердых и мелкозернистых) материалов называют фрикционным: гололед этим способом полностью не устранить, но сцепление с дорогой улучшается.

Главное условие для использования этой технологии - дороги нужно чистить практически до асфальта сразу после снегопада или во время него.Все центральные улицы Хельсинки с подогревом, система парковок отлажена. Но главное - это информирование и точный
расчет.

Хельсинки после снегопада:



Соль применяется в основном на 6 000 – 7 000 км (общая протяженность сети автомобильных дорог общего пользования составляет 78 000 км). В зонах близкого залегания грунтовых вод применяется замена хлористого натрия на биоразлагаемый противогололедный материал.

Одно из инновационных решений в уборке дорог от снега - применение снегоуборочных машин с двумя боковыми отвалами, что позволяет очистить от снега проезжую часть двухполосной дороги одной машиной, тогда как раньше для этого требовалось две машины.



С помощью современной техники финны чистят дороги со скоростью в 80-90 километров в час.За такими машинами крайне тщательно: хранят в отапливаемом ангаре, там же меняют оборудование и проводят техобслуживание. А ремонт - только на дилерской станции: дорого, зато и служат машины по два десятка лет.

Швеция

Ежегодно на содержание дорог из бюджета выделяется 200 миллионов евро.

В масштабе всей страны зимнее содержание дорог составляет 65% годового бюджета. И это довольно много.В зимний период на дорожных работах задействованы 2 600 снегоочистителей, 900 солеразбрасывателей, 1000 пескоразбрасывателей, 10 роторных снегоочистителей, а также грейдеры, автопогрузчики и сельско-хозяйственные тракторы.



В 2004 году в Швеции внедрили новый способ борьбы со снегом, который придумал шведский ученый Торгейр Ваа.Мелкий песок в пропорции 7 к 3 смешивают с горячей водой 90–95 °С и разбрызгивают на улицах.

Горячий песок вплавляется в снег и делает поверхность шероховатой. Такой обработки хватает на 3–7 дней с ежедневным трафиком около 1 500 автомобилей.Вся территория Швеции опутана сетью метеостанций (сегодня это 770 станций), предоставляющих информацию о погодных условиях на дорогах.

На основе этих данных составляются карты - прогноз состояния дорог.

США и Канада

В Северной Америке уделяют большое значение системам оповещения.

В Штатах работает Система Clarrice объединяет данные со всех федеральных трасс, собранные от более чем 50000 отдельных датчиков на 2200 метеостанциях в 38 штатах. Система передает операторам информацию о погодных условиях на различных участках дороги, чтобы были приняты оперативные меры.

Вторым элементом является система поддержки принятия решений (MDSS). Она призвана помогать менеджерам по обслуживанию дорог в принятии своевременных решений, адекватных сложившимся дорожным условиям.

Исходными для нее как раз и служат данные, собранные системой Clarrice.Третий инновационный элемент информационной системы - это оперативное информирование водителей о дорожной обстановке, погодных условиях и возможных альтернативных маршрутах движения.

Американцы и канадцы используют один из самых эффективных способов уборки снега. Автомобиль со специальным прицепом и ковшом впереди едет по дороге, когда он разгоняется – его прицеп поворачивается поперек и таким образом очищается проезжая часть.



Для очистки улиц и тротуаров используют в основном хлорид магния, который добывают на Великих соляных озерах в штате Юта. MgCl2 cодержит меньше хлора, чем остальные хлориды, а его эффективность при меньшем расходе значительно выше.

Зимой 2010 года штат Мэриленд потратил 50 млн долларов на очистку дорог, штат Вирджиния - 79 млн долларов. В Канаде на содержание дорог зимой ежегодно выделяют 1 млрд долларов.

Снегопад в Канаде:


Япония

В горах Японии за зиму выпадает до нескольких метров снега, а в городах - по 15–20 см за ночь.В местах с горячими источниками в дороге встроены поливалки и вода постоянно льется во время снега, из-за чего он тает.

В тех районах, где такие методы малоэффективны – используют другой подход.Сначала в снежную толщь въезжает специальная машина с буром, которая пробивает дорогу для остальной техники.

За ней тут же следуют экскаваторы и снегосгребающая техника Снег с дороги засыпается на склоны и отвесно выравнивается ковшем экскаватора.

В результате к концу зимы тротуары и междугородние дороги превращаются в узкие снежные каньоны со стенами высотой в 2 человеческих роста и выше.При этом дороги в Японии никак не обрабатывают, только счищают снег.

Зимние ограничения скорости

Зимой в Финляндии действуют особые ограничения. Максимально допустимая скорость на трассе - 80км/ч, на скоростной магистрали - 100 км/ч.

По оценкам агентства по транспоту Финляндии, зимние ограничения ежегодно спасают 14 жизней.

С финскими правилами дорожного движения можно ознакомиться на русском языке на финской "Организации по просвещению в области безопасности дорожного движения "Лиикеннетурва".

Следите за термометрами

Погода в Финляндии любит «баловать» водителей неприятными сюрпризами. Поэтому национальная дорожная администрация уделяет особое внимание изучению состояния дорог и предупреждению водителей.

На обочинах устанавливают термометры, которые показывают температуру воздуха (ilma) и дорожного покрытия (tie). Если температура дороги ниже нуля, а температура воздуха выше, водители сами снижают скорость: они знают, что в этих условиях возможно образование «черного льда» - тонкой корки, в которую превращается влага, конденсируясь на холодной дороге.

Этот лед практически незаметен, и мокрую дорогу трудно отличить от заледеневшей. Машина, попав на полосу «черного льда», мгновенно теряет управление. «Черный лед» чаще всего бывает в начале оттепели.

О температуре воздуха (ilma) и дороги (tie), а также о трафике можно узнать on-line, на сайте дорожного ведомства alk.tiehallinto.fi (изображения со 146 видеокамер, установленных на дорогах Финляндии).

Другое опасное явление - ледяной дождь. Капли воды, падающие через слой холодного воздуха, остывают до минусовой температуры, но не замерзают. Однако при первом же касании с ветками деревьев, проводами или дорогой они мгновенно превращаются в ледяную корку.

Предупреждает о появлении ледяного дождя резкое понижение температуры, стеклянный блеск в свете фар придорожных кустов и изменившийся стук капель по ветровому стеклу — он становится жестким.

ПАМЯТКА финских властей о Правилах дорожного движения на русском языке

Все дороги Финляндии по качеству их обслуживания делятся на три категории. Дороги высшей категории убирают от снега в первую очередь, затем чистят второстепенные дороги, и только потом - просёлки, которые к середине зимы оказываются под уплотненной снежной коркой. Такие дороги щедро посыпают гранитной крошкой, которая дает лучшее сцепление колес с дорогой, чем речной песок. Также крошкой посыпают самые сложные участки — въезды на мосты, примыкания дорог, перекрестки - в общем, те места, где машины перестраиваются и меняют скорость.

Шипы

По распоряжению дорожной администрации зимой, то есть с 1 декабря по 1 марта, ездить по Финляндии надо на зимних, желательно шипованных, шинах. Шипованные шины эффективны при езде по дорогам, покрытыми слоем уплотненного снега. Применение фрикционной резины ("липучки") или всесезонной допускается, но финны предпочитают использовать зимой именно шипованную резину, так как считают ее самой надежной.

Зимние шины (или шины, предназначенные для круглогодичного пользования, без шипов). Обязательное применение с 1.12. по 29.02. Применение зимних шин без шипов допускается круглый год. Глубина узора не менее 3 мм. Это касается всех зарегистрированных за границей легковых а/машин и пикапов общей массой не более 3500 кг.

Применение шипов допускается только в период времени с 1.11. по 31.03 или до второго понедельника после Пасхи, если этот понедельник не приходится на число более раннее, чем 31 марта. Исключение составляют случаи, когда применение зимней и/или шипованой резины обусловлено погодными условиями. За несоблюдение правила забывчивый водитель может поплатиться штрафом, весьма высоким .

Летние шины
Применение допускается с 01.03. по 30.11. Глубина узора не менее 1,6 мм. Иногда на границе финны меряют протектор, и из-за сезонного несоответствия шин вас могут просто не пустить в страну.

Стиль вождения

Финский стиль вождения удивляет россиян своей размеренностью. И он дает результат: смертность на дорогах Финляндии в три раза ниже, чем в России.

В Финляндии существуют специальные курсы, на которых водители изучают особенности зимнего вождения. Вкратце они сводятся к известным правилам:
всегда старайтесь предусмотреть развитие ситуации;
сбавляйте скорость до въезда в поворот;
не предпринимайте резких движений рулём, газом, тормозом; не совершайте непродуманных обгонов.

Зимой следует особое внимание уделять снегоуборочным работам. Снегоуборочные машины загораживают большую часть проезжей части, и обгон такой машины на обычной дороге часто заканчивается столкновением с встречной машиной. Иногда есть смысл подождать, когда снегоуборщик зайдет в «карман» на автобусной станции и пропустит «хвост» машин.

Помните, что аварийный сигнал в машине установлен не только для того, что бы обозначить остановку в неположенном месте или после столкновения. В случае, если вы чувствуете себя неуверенно, если возможна потеря управления, в любой неопределенной ситуации включайте «аварийку», демонстрируя окружающим, что с вами не все в порядке.

Необходимо следить и за состоянием машины - в частности «дворники» должны быть исправны и очищены от ледяных наростов, в резервуар для поливки ветрового стекла должна быть залита незамерзающая жидкость.

Сайт Финской дорожной администрации www.tiehallinto.fi

Сайт Службы безопасности дорожного движения Финляндии www.liikenneturva.fi (есть страницы на русском языке).

Номер дежурного дорожной службы Финляндии 0200 2100 (английский язык).

В случае ДТП вызывайте службу спасения по телефону 112 (английский язык).

© 2024 spares4bmw.ru -- Автомобильный портал - Spares4bmw