Каким типом корабля был кореец. Мореходные канонерские лодки типа "кореец"

Главная / Priora

Проектировалась в России в рамках судостроительной программы на 1882-1902 годы. Проект разрабатывался по тактико-техническому заданию Морского Технического Комитета (МТК), которое предусматривало водоизмещение в 1300 тонн, скорость около 14 узлов, броневую палубу, небольшую осадку и усиленное артиллерийское вооружение. Наблюдение за работами осуществлял корабельный инженер Мустафин. Корабли предназначались для стационерной службы и артиллерийской поддержки своих войск на приморском театре военных действий, а также в дельтах рек.

Корпус корабля выполнялся клёпанным из сименс-мартеновской стали и имел полубак, верхнюю и броневую палубы. Форштевень под водой выступал круто выступал вперёд, образуя таран. Снаружи предусматривались скуловые кили, располагавшиеся в средней части корпуса, которые обеспечивали уменьшение бортовой качки. На палубе полубака, которая имела настил из дерева, разместили две револьверные 37-мм пушки и палубные иллюминаторы для дополнительного естественного освещения носовой части верхней палубы. Верхняя палуба корабля, так же имела деревянный настил, который был принят на большинстве кораблей русского флота. В носовой части верхней палубы под палубаком разместили бушприт, якоря и шпиль. Вдоль бортовых срезов верхней палубы, а по длине корабля - от носовых 203-мм орудий, которые были вынесены на спонсоны и до конца кормы находились высокие фальшборта коробчатой формы, в которых, вдоль бортов, хранились подвесные койки экипажа и располагались четыре 107-мм орудия. Броневая палуба состояла из плит толщиной 10-мм, которые располагались несколько выше ватерлинии. Дополнительную защиту корпуса обеспечивали угольные ямы, располагавшиеся вдоль бортов на протяжении машинно-котельных отделений, под срезом броневой палубы. Обогрев помещений обеспечивался за счёт парового отопления. Корабль комплектовался бронированной боевой рубкой и расположенным над ней командирским мостиком. Кормовое орудие 152-мм калибра размещалось на юте и имело угол обстрела до 130°. Каюты офицеров и командира корабля располагались в корме, а помещения команды в носовой части канонерской лодки. Силуэт канонерской лодки имел одну дымовую трубу и три мачты с оснасткой бригантины (позже оснастка заменена, как у шхуны).

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:

  1. Таранный отсек, форпик;
  2. Цепной ящик, шкиперская кладовая, помещение бушприта;
  3. Опреснители, кладовые, бытовые помещения команды, кубрики, парусная кладовая;
  4. Носовые погреба боезапаса, кубрики команды, помещение шпилевой машины;
  5. Вкладные водяные цистерны;
  6. Каюты офицеров, кормовые крюйт-камеры и бомбовые погреба;
  7. Каюта командира и кают-компания офицеров;
  8. Румпельное отделение.

Средства спасения включали 1 баркас, 1 паровой катер, 2 вельбота и 1 шестивёсельный ял.

Силовая установка механическая, двухвальная с двумя горизонтальными паровыми машинами двойного расширения мощностью по 750 л. с. каждая и 4 огнетрубными котлами, размещенными в одном машинном и одном котельном отделениях. Паровая машина трёхцилиндровая с одним цилиндром низкого давления, одним среднего давления, одним высокого давления. Машины работали на два бортовых бронзовых трёхлопастных винта. Полная скорость канонерской лодки составляла 13,5 узлов.

Вооружение корабля состояло:

  1. Из 4 одноствольных 107-мм пушек Круппа с длиной ствола 20 калибров, расположенных побортно на верхней палубе. Орудие устанавливалось на поворотном металлическом станке Барановского с гидравлическим компрессором и пружинным накатником и не имело броневого щитка. Ствол нарезной, комплектовался клиновым замком весом 56,5 кг. Расчёт установки включал 9 человек. Чугунная граната весом 12,4 кг развивала начальную скорость в 373 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +27,3°- до 5,5 км. Масса установки со станком доходила до 1,46 тонны.

Строился корабль на верфи фирмы "Бергзунд Меканиска" в г. Стокгольме.

Головной "Кореец" вступил в строй флота в 1887 году.


Тактико-технические данные канонерской лодки "Кореец" Водоизмещение: нормальное 1224 тонн Длина наибольшая: 66,3 метра Длина по КВЛ: 64,4 метров
Ширина наибольшая: 10,7 метра
Высота борта на миделе: 5 метров
Осадка по корпусу: 3,5 метра
Силовая установка: 2 паровые машины по 750 л. с., 2 винта,
1 руль, 4 огнетрубных котла
Скорость хода: полная 13,5 узлов, экономическая 8 узлов
Дальность плавания: 2850 миль при 8 узлах и под парусами
Автономность: 10 суток
Вооружение: .
артиллерийское:
4х1 107-мм пушки, 4х5 37-мм пушки
минное: 1х1 380-мм надводный ТА
Экипаж: 162 человека (12 офицеров)

    Мореходная канонерская лодка "Манджур"
- проектировалась в России в рамках судостроительной программы на 1882-1902 годы. Проект разрабатывался по тактико-техническому заданию Морского Технического Комитета (МТК) и предусматривал водоизмещение в 1300 тонн, скорость около 14 узлов, броневую палубу, небольшую осадку и усиленное артиллерийское вооружение. Проект однотипного с "Корейцем" корабля имел и существенные различия. Наблюдать за постройкой корабля был назначен корабельный инженер Черниговский. Канонерская лодка предназначалась для стационерной службы.

Корпус корабля выполнялся клёпанным из сименс-мартеновской стали и имел полубак, верхнюю и броневую палубы. Форштевень под водой несколько выступал вперёд, образуя шпирон(таран). Снаружи предусматривались скуловые кили, располагавшиеся в средней части корпуса, которые обеспечивали уменьшение бортовой качки. На палубе полубака, разместили две револьверные 37-мм пушки и палубные иллюминаторы для дополнительного естественного освещения носовой части верхней палубы. Верхняя палуба корабля, так же имела деревянный настил, который был принят на большинстве кораблей русского флота. Вдоль бортовых срезов верхней палубы, а по длине корабля - от носовых 203-мм орудий, которые были вынесены на спонсоны и до конца кормы находились высокие фальшборта коробчатой формы, в которых, вдоль бортов от спонсонов 203-мм орудий до спонсонов 47-мм орудий, хранились подвесные койки экипажа. Броневая палуба состояла из плит толщиной 10-мм, которые располагались несколько выше ватерлинии. Дополнительную защиту корпуса обеспечивали угольные ямы, располагавшиеся вдоль бортов на протяжении машинно-котельных отделений, под срезом броневой палубы. Обогрев помещений обеспечивался за счёт парового отопления. Корабль комплектовался бронированной боевой рубкой и расположенным над ней командирским мостиком и кормовой небронированной надстройкой. Кормовое орудие 152-мм калибра размещалось на юте и имело угол обстрела до 130°. Каюты офицеров и командира корабля располагались в корме, а помещения команды в носовой части канонерской лодки. Силуэт канонерской лодки имел одну дымовую трубу, которая комплектовалась устройством для её подъёма и опускания, а так же тремя мачтами с оснасткой шхуны.

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков:

  1. Таранный отсек;
  2. Форпик, малярная кладовая, минный(торпедный) отсек, помещение бушприта;
  3. Цепной ящик, помещения команды, помещение под полубаком;
  4. Опреснители, кладовые, помещения команды, парусная кладовая;
  5. Шкиперская кладовая, помещения команды;
  6. Носовые погреба боезапаса, помещения команды;
  7. Водяные цистерны;
  8. Котельное отделение, угольные ямы;
  9. Машинное отделение, угольные ямы;
  10. Кормовые крюйт-камеры и бомбовые погреба,каюты офицеров и кают-компания офицеров;
  11. Рефрижератор и провизионное отделение, каюта командира и каюты офицеров;
  12. Румпельное отделение.

Рулевое устройство включало рулевую машину, управление которой осуществлялось со штурвальных колёс через передаточную систему. Машина управляла 1 полубалансирным рулём.

Средства спасения включали 2 баркаса, 1 паровой катер, 1 вельбот и 2 четырёхвёсельных яла.

Силовая установка механическая, двухвальная с двумя горизонтальными паровыми машинами тройного расширения мощностью по 860 л. с. каждая и 6 огнетрубными котлами, размещенными в одном машинном и одном котельном отделениях. Паровая машина трёхцилиндровая с одним цилиндром низкого давления, одним среднего давления, одним высокого давления. Машины работали на два бортовых бронзовых трёхлопастных винта. Полная скорость канонерской лодки составляла 14 узлов.

Вооружение корабля состояло:

  1. Из 2 одноствольных 203-мм пушек Круппа с длиной ствола 35 калибров, расположенных на бортовых спонсонах в носовой части верхней палубы. Орудие располагалось на поворотном станке Дубова с центральным штыром и имело броневой щит. Угол вертикального наведения ствола от -5° до +15°, а угол горизонтального наведения составлял до 200°. Ствол нарезной, комплектовался клиновым цилиндропризматическим замком весом 417,7 кг. Дальность стрельбы лёгкими снарядами весом 90 кг по морской или береговой цели при угле наклона +15° и начальной скорости снаряда 663 м/с доходила до 9,15 км. Дальность стрельбы бронебойными снарядами весом 133 кг по морской цели при угле наклона +15° и начальной скорости снаряда 583 м/с доходила до 8,1 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком без щита составляла 21,36 тонны.
  2. Из 1 одноствольной 152-мм пушки Обуховского завода с длиной ствола 28 калибров, расположенной в кормовой части верхней палубы. Орудие на поворотном станке с компрессором трения, имело броневой щит. Ствол нарезной, комплектовался клиновым замком весом 172 кг. Охлаждение ствола воздушное, боепитание одиночное унитарное с ручным заряжанием. Расчёт установки включал 12 человек. Угол вертикального наведения ствола составлял от -6° до +12°, а угол горизонтального наведения - до 130°. Чугунный снаряд весом 37,26 кг развивал начальную скорость в 535 м/с и имел дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +6°- до 3,9 км, а при угле возвышения +12° - до 5,7 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком составляла 8,5 тонны.
  3. Из 2 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43 калибра, расположенных побортно на спонсонах в кормовой части верхней палубы. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 5 км.
  4. Из 4 пятиствольных 37-мм револьверных пушек Гочкиса с длиной ствола 20 калибров, располагавшихся побортно два на полубаке и два на крыльях мостика. Пучок из пяти стволов посредством двух медных дисков был объединен в одно целое, причём блок стволов вручную вращал наводчик. Пушка устанавливалась в медный стакан, который крепился к борту или другой части судна шестью болтами. Скорострельность пушки без исправления наводки составляла 32 выстр. /мин. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Масса орудия с замком доходила до 209 кг.
  5. Из 1 однотрубного 380-мм надводного торпедного аппарата, располагавшегося неподвижно в форштевне. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 42,64 кг при весе самой торпеды в 410 кг. Скорость хода торпеды составляла 21 узел, а дальность действия до 731,52 метров.

Строился корабль на верфи фирмы "Бурмейстер ог Вайн" в г. Копенгаген.


Тактико-технические данные канонерской лодки "Манджур" Водоизмещение: нормальное 1418 тонн Длина наибольшая: 66,7 метра Длина по КВЛ: 63,7 метра
Ширина наибольшая: 12,2 метра
Высота борта на миделе: 5,2 метра
Осадка по корпусу: 3,8 метра
Силовая установка: 2 паровые машины по 860 л. с., 2 винта,
1 руль, 6 огнетрубных котлов
Скорость хода: полная 14 узлов, экономическая 8 узлов
Дальность плавания: 2100 миль при 8 узлах и под парусами
Автономность: 10 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 203-мм пушки, 1х1 152-мм пушка,
2х1 47-мм пушки, 4х5 37-мм пушки
минное: 1х1 380-мм надводный ТА
Экипаж: 162 человека (12 офицеров)

Всего построено кораблей в 1887 г. - 1 единица.

    Мореходные канонерские лодки типа "Манджур"
- строились в России по чертежам "Манджура". Заказаны в рамках судостроительной программы 1895 года для усиления Черноморского флота. Проект частично переработали и улучшили, особенно в отношении водоотливных систем. Кроме этого канонерки различались между собой главными механизмами, конструкцией дымовых труб, парусностью и общей компоновкой помещений. Парусное вооружение николаевских лодок сделали по типу "Манджура" баркентинами с площадью парусов на трех мачтах 500-720 кв.м., а севастопольским при тех же трех мачтах дали вдвое меньшее вооружение - шхуны с косыми парусами.

Вооружение корабля состояло:

  1. Из 2 одноствольных 203-мм пушек Круппа с длиной ствола 35 калибров, расположенных на бортовых спонсонах в носовой части верхней палубы. Орудие располагалось на поворотном станке Дубова с центральным штыром и имело броневой щит. Угол вертикального наведения ствола от -5° до +15°, а угол горизонтального наведения составлял до 200°. Ствол нарезной, комплектовался клиновым цилиндропризматическим замком весом 417,7 кг. Дальность стрельбы лёгкими снарядами весом 90 кг по морской или береговой цели при угле наклона +15° и начальной скорости снаряда 663 м/с доходила до 9,15 км. Дальность стрельбы бронебойными снарядами весом 133 кг по морской цели при угле наклона +15° и начальной скорости снаряда 583 м/с доходила до 8,1 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком без щита составляла 21,36 тонны.
  2. Из 1 одноствольной 152-мм пушки Обуховского завода с длиной ствола 28 калибров, расположенной в кормовой части верхней палубы. Орудие на поворотном станке с компрессором трения, имело броневой щит. Ствол нарезной, комплектовался клиновым замком весом 172 кг. Охлаждение ствола воздушное, боепитание одиночное унитарное с ручным заряжанием. Расчёт установки включал 12 человек. Угол вертикального наведения ствола составлял от -6° до +12°, а угол горизонтального наведения - до 130°. Чугунный снаряд весом 37,26 кг развивал начальную скорость в 535 м/с и имел дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +6°- до 3,9 км, а при угле возвышения +12° - до 5,7 км. Управление стрельбой осуществлялось визуально. Масса артиллерийской установки со станком составляла 8,5 тонны.
  3. Из 6 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса с длиной ствола 43 калибра, расположенных побортно на верхней палубе. Скорострельность установки составляла 15 выстрелов/мин, охлаждение воздушное, боепитание одиночное унитарное. Заряжание ствола ручное. Расчёт пушки включал 4 человека. Начальная скорость снаряда доходила до 701 м/с, а дальность стрельбы по морской или береговой цели - до 5 км.
  4. Из 1 пятиствольной 37-мм револьверной пушки Гочкиса с длиной ствола 20 калибров, располагавшейся на полубаке. Пучок из пяти стволов посредством двух медных дисков был объединен в одно целое, причём блок стволов вручную вращал наводчик. Пушка устанавливалась в медный стакан, который крепился к борту или другой части судна шестью болтами. Скорострельность пушки без исправления наводки составляла 32 выстр. /мин. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Масса орудия с замком доходила до 209 кг.
  5. Из 1 однотрубного 380-мм надводного торпедного аппарата, располагавшегося неподвижно в форштевне. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 42,64 кг при весе самой торпеды в 410 кг. Скорость хода торпеды составляла 21 узел, а дальность действия до 731,52 метров.

Строились корабли на верфи общества "РОПИТ" в г. Севастополе ("Кубанец", "Терец", "Уралец") и на эллинге Николаевского Адмиралтейства в г. Николаеве ("Донец", "Черноморец", "Запорожец").

Головной "Кубанец" вступил в строй Черноморского флота в марте 1888 года.

Всего построено кораблей для Черноморского флота с 1888 г. по 1889 г. - 6 единиц.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

«Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флага» .

6 августа в 20 часов 30 минут сигнальщик германского крейсера «Аугсбург» на дистанции 50 каб. обнаружил идущий под берегом острова Кюно корабль и доложил в рубку. В этот момент командир крейсера Андреас Фишер допустил ошибку, опознав цель как канонерскую лодку «Храбрый».

«Аугсбург» и сопровождающие его эсминцы «V-29» и «V-100», повернув на восемь румбов вправо, легли на курс NW. Через 15 минут довернув на N и подойдя на дистанцию 25 каб. крейсер осветил боевыми прожекторами две канонерки русских идущие строем пеленг курсом наNW 10 град. А вставшие перед «Аугсбургом» всплески от снарядов, окатившие его полубак, однозначно дали понять, что это совсем не «Храбрый» с его 130-миллиметровками. Последовавший за тем удар в правый борт в районе шестого шпангоута заставил крейсер вздрогнуть всем корпусом. Погас носовой прожектор. Взрывом убило семь человек и сорвало стопор правого шпиля. Вахтенный доложил, что правый якорь отдан. Через пару минут якорь надежно вошел в грунт. Вход же в канатный ящик заклинило тем же взрывом. На мостике переложили телеграф на «полный назад», но почти пять тысяч тонн, прущие на скорости около 20 узлов, остановить сразу не получилось. Когда цепь вытравило полностью, «Аугсбург» клюнул носом и повалился в правую циркуляцию, черпая воду пробоиной и разворачиваясь к русским левым бортом. Весьма высоким, и хорошо различимым на фоне закатного неба. Куда почти сразу и прилетело. И рвануло.

Эсминцы, пытаясь прикрыть своего флагмана, пошли в торпедную атаку. Но попав под интенсивный артиллерийский огонь, были вынуждены отвернуть. Выпущенная миноносцем «V-29» торпеда в цель не попала…

Их строили для других акваторий. Но обстоятельства сложились так, что построенные для Дальнего Востока канонерки остались на Балтике. Первым кораблем, предназначенным для действий в Амурском лимане и татарском проливе, был «Гиляк».

Но в результате обобщения опыта действий канонерских лодок Тихоокеанской эскадры по обороне ВМБ «Дальний» на о.Цусима, где им в ходе несения сторожевой службы на внешних рейдах приходилось систематически вступать в бой, в том числе и с легкими крейсерами противника, проект доработали в сторону усиления огневой мощи. Что повлекло за собой и увеличение водоизмещения.

В результате спущенный на воду в 1908 году «Кореец» вырос до 83 метров и опух до 1750 тонн. У китайцев хватило амбиций назвать нечто подобное крейсером II ранга. При ширине почти 14 метров (13,8м) осадка в полном грузу составляла 3,2 м, что позволяло использовать корабль в нижнем течении Амура вплоть до Хабаровска и большинстве китайских рек. При приеме 280 тонн балластной воды для морских переходов максимальная осадка доходила до 3,6 м. Главный калибр составляли четыре 203-мм 45-калиберных орудия на двух двухорудийных установках фирмы Армстронг. Ассистировать им должны были четыре 120/50-мм пушки Виккерса и четыре трехдюймовки Канэ. Последние, впрочем, еще на стадии проектирования заменили на 122-мм полевые гаубицы на морских станк ах – они лучше подходили для работы по берегу. Главный броневой пояс шириной 3,4м из четырнадцати плит толщиной 50мм протянулся на 63 метра, прикрывая основные машины и механизмы лодки. Внутренняя защита состояла из 20мм бронепалубы, 50мм скосов и, стоящей на их стыке, 20мм противоосколочной переборке высотой 1,7м, толщина которой в районе элеваторов и машин корабля доходила до 50мм. Боевая рубка изготовлялась из броневой стали толщиной 50мм, крыша и подшивка рубки – из маломагнитной стали толщиной 20мм. 8" орудия были прикрытии щитами 50мм толщины. Вся эта радость приводилась в движение двумя четырехлопостными винтами диаметром 1,8м на которые работали две низкооборотные турбины Парсона общей мощностью 7600 л.с. питаемые от четырех водотрубных котлов Ярроу с угольным отоплением. Флот, имея с 1903 года опыт эксплуатации турбинного миноносца, решил попрактиковаться и на более крупных кораблях (в 1902 г. Британское Адмиралтейство модернизировало энергетическую установку 15-летнего эсминца "Velox" и по итогам годовой эксплуатации ПТУ приняло решение о том, что с 1905 г. все новые корабли Великобритании должны оснащаться только паротурбинными двигателями). При 430 об/мин. канонерка уверенно держала 20 узлов. Правда далеко убежать она не могла. Нормальный запас топлива в 180 тонн не позволял. Полный же запас в 280 тонн позволял пройти чуть более 2000 миль. Хотя для судна, главной задачей которого была роль оперативного артиллерийского резерва ВМБ и доминирование на речных акваториях, это не было критичным. На скверную обитаемость просто закрыли глаза. А вот остойчивость «Корейца» чуть было не поставило крест на всей серии. Даже на небольшой зыби прицельная стрельба была затруднена, при волнении в 5 баллов качка доходила до 30 градусов, а при волнении более 6 баллов размах бортовой качки уходил за 40 градусов. При этом потеря нормальной управляемости, приводила корабль лагом к волне, грозя опрокидыванием. «При ветре 6 баллов лодка обладает стремительной качкой, делая 24-28 размахов в минуту от 35 до 40 град., вследствие чего люди не могут удержаться на ногах». Однако, в конце концов, проблему решили установкой внешних килей.

Строившиеся следом канонерские лодки «Сивуч» и «Бобр» получили двухорудийные башенный установки 203/50-мм проектировавшиеся как вспомогательные для тяжелого крейсера «Петр Великий». Однако в силу введения в строй английского «Дредноута», такой калибр для ТКР стал не актуален. Проект башен переработали в сторону уменьшения защиты до 50мм и благополучно вписали в выросшее до 1870 тонн водоизмещение. Нормальная осадка увеличилась до 3,3м. И из-за более полных обводов скорость лодок упала до чуть более 19 узлов. Но зато с виду это был вылитые крейсера.

В начале августа 1915 года германский флот предпринял попытку прорыва через Ирбенский пролив в Рижский залив, с целью окружения и уничтожения морских сил Рижского залива, а также минирования Моонзундского пролива. В это время русские канонерские лодки «Сивуч» и «Кореец» поддерживали артиллерийским огнем приморский фланг русских войск у Усть-Двинска. Опасаясь, что лодки будут отрезаны от основных сил, командование приказало им срочно возвращаться в Моонзунд.

6 августа в 20 часов 30 минут у острова Кюно (Кихну) канонерки встретились с германским крейсером «Аугсбург» и эсминцами «V-29» и «V-100». Рассчитывая оторваться от противника в наступавших сумерках и вечернем тумане, лодки увеличили ход. В 20 часов 24 минут осветив лодки прожектором крейсер начал пристрелку с дистанции 25 каб. «Сивуч», идущий головным, ратьером передал приказ на «Кореец» и принял круче к весту. Перестроившись в кильватер и имея курс NWN, канонерки с дистанции мене 20 каб., фактически прямой наводкой, открыли огонь главным калибром по германскому крейсеру. Прожекторы не включали. Классического «сrossing the T» конечно не получилось, но хватило и этого. Накрытия пошли со второго залпа – крейсер буквально влетел в столбы воды поднятые разрывами фугасных снарядов. Всплески закрыли корабль противника от дальномерщиков, поэтому разрыв на корпусе «Аугсбурга» восьмидюмового снаряда выпущенного левым орудием баковой установки «Корейца» замечен не был. А погасший прожектор посчитали пораженным осколком от близкого накрытия. Когда же крейсер развернуло бортом, и он сбросил ход, задумываться о причинах не стали, а воспользовавшись моментом, отработали по столь шикарной и почти полигонной мишени. Однако столь неудобное и критическое положение позволило немцам использовать кормовой боевой прожектор, и семь немецких 105-миллиметровок сосредоточили огонь на «Сивуче», добившись за короткий промежуток времени трех попаданий. А тут еще в атаку пошли миноносцы. Получив снаряд в румпельное отделение «Сивуч» покатился вправо и благодаря этому разминулся с торпедой. «Кореец» идя прежним курсом, перенес огонь на новых противников и заставил их выйти из боя. На одном из миноносцев был зафиксирован разрыв 120мм снаряда в районе мостика.

В 21 час 20 минут канонерские лодки оставив за кормой горящий и потерявший ход легкий крейсер «Аугсбург» имея скорость 12 узлов направились на выход из рижского залива. А ещё через пятнадцать минут на них скрестились лучи десятка прожекторов – 4-я эскадра германского флота приближалась со стороны Моонзундского пролива к месту боя. В 21 час 42 минуты комендоры двигавшегося головным линейного корабля «Posen» открыли огонь. В ответ заговорили восьмидюймовки канонерок.

На посту Службы связи Балтийского флота на острове Кюно зафиксировали продолжавшийся около полутора часов в районе острова артиллерийский бой, сопровождавшийся интенсивной стрельбой, горением множества прожекторов и осветительных ракет.

Там два маленьких русских корабля вели бой с двумя линкорами-дредноутами, четырьмя крейсерами, идущими в сопровождении тридцати миноносцев и восьми сторожевых кораблей. Потеряв друг друга из виду во всплесках множества снарядов, они вели каждый свое сражение, но Андреевского флага не спустили.

В 22 часа 10 минут избитый снарядами и потерявший ход «Сивуч» получил две торпеды в левый борт. Внутри корпуса прогремел сильный взрыв и героический корабль, стремительно заваливаясь на борт, затонул в географической точке с приблизительными координатами 58 гр. 08 сек с.ш., 23 гр. 50 сек. в.д. в виду прибрежной деревни Линакюля.

В 22 часа 21 минута горящий и неуправляемый «Кореец», отстреливающийся из последнего уцелевшего орудия (122-мм гаубицы), вынесло на прибрежные камни острова Кюно в полутора милях севернее указанной деревни. Команда покинула обреченный корабль, исчерпавший все возможности к ведению боя.

Из 148 человек команды «Сивуча» немцы подобрали из воды 2 офицеров и 48 матросов, из которых только 15 не имели ранений. При переходе в Свинемюнде 8 моряков скончались от ран. Вместе с канонерской лодкой «Сивуч» погиб ее командир Петр Нилович Черкасов, который еще в русско-японскую войну отличился в бою миноносцев под Ляотешанем 26 февраля 1904 года, а в последние дни обороны Порт-Артура служил старшим офицером броненосца «Севастополь». За свой последний бой капитан 2 ранга П.Н. Черкасов был посмертно награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и произведен в следующий чин.

Вместо эпилога

"У англичан в запасе всегда было много своих флагов, - вспоминал один очевидец,

- а у русских в нужную минуту обыкновенно ничего не оказывалось, кроме храбрости.

Поэтому Станкевич прибил к флагштоку погон унтер-офицера своей роты!"

В начале 80-х годов по русскому проекту на ряде зарубежных верфей были заложены четыре мореходные канонерки, вооруженные крупнокалиберными орудиями. Мореходные канонерские лодки с тяжелой артиллерией "Кореец" и "Манджур", спущенны на воду в 1886 году в Стокгольме и Копенгагене. Их вооружение состояло из двух 203-мм и одного 152-мм орудия. Эти корабли прежде всего предназначались для проникновения в китайские реки и борьбы с кораблями береговой обороны. Одновременно с ними по тому же проекту на русских черноморских верфях строилось шесть однотипных мореходных канонерских лодок - "Донец", "Запорожец", "Кубанец", "Терец", "Уралец" и "Черноморец".
«Кореец» нёс службу на Дальнем Востоке, куда он перешёл с Балтики. В 1895-1900 годах нес стационерную службу в японских, корейских и китайских портах[ В 1900 году, в составе международной эскадры принимал участие в подавлении восстания «боксёров». 16 мая «Кореец» покинул Порт-Артур вместе с отрядом адмирала Веселаго, а 18 мая уже принял участие в боевых действиях. 4 июня «Кореец» вместе с союзными канонерскими лодками обстреливал форты Таку, при этом получил 6 попаданий снарядов и потери - 9 убитых и 20 раненых. За доблесть в этом бою «Кореец» был награжден Георгиевским серебряным рожком. В честь убитого в бою офицера канонерской лодки - лейтенанта Е.Н.Буракова, был назван захваченный у Таку китайский миноносец.
В начале 1904 года обстановка на Желтом море с каждым днем становилась все тревожнее. Ощущение приближавшейся войны уже овладело многими русскими моряками, несшими свою службу в дальневосточных водах. И лишь в далеком Петербурге под шпилем адмиралтейства продолжала витать уверенность, будто Япония не осмелится напасть на великую империю...

5 января 1904 года (все даты - по старому стилю) канонерская лодка "Кореец" прибыла в качестве стационера (то есть для постоянного нахождения) в порт Чемульпо, сменив канонерку "Гиляк" ушедшую в Порт-Артур с депешами русского посланника в Сеуле Павлова. На рейде пришедший корабль встретил крейсер "Варяг", будущий "товарищ по оружию" старой канонерки.

"Кореец" к тому времени уже считался ветераном Сибирской флотилии.
24 января японский посланник в Петербурге известил русское правительство о разрыве дипломатических отношений. Об этом в тот же день стало известно командиру "Варяга" В. Ф. Рудневу от командиров иност-ранных стационаров. Но посланник Павлов, которому Руднев немедленно передал эту новость, не поверил сведениям, полученным от частных лиц. Он все еще надеялся на спасительные директивы из Порт-Артура. Чтобы попытаться лично убедить Павлова в опасности и бесцельности стоянки русских кораблей в чужом порту при всех признаках надвигающейся войны, В. Ф. Руднев выехал в Сеул. Однако предложение о немедленном уходе обоих кораблей Павлов отклонил, направив в Порт-Артур лишь одного "Корейца".

"Кореец", приняв почту с французского, английского и итальянского крейсеров, снялся с якоря 26 января в 15 часов 40 минут; но уже через 15 минут с канонерской лодки увидели идущую встречным курсом в двух кильватерных колоннах японскую эскадру контр-адмирала Уриу. Подробнее >>

«Кореец II»

Канонерская лодка «Кореец»
Служба
Российская империя
Класс и тип судна Канонерская лодка
Изготовитель Путиловский завод
Строительство начато 23 апреля 1906 года
Спущен на воду 10 мая 1907 года
Введён в эксплуатацию 12 октября 1907 года
Статус Взорвана после боя 19 августа 1915 года
Основные характеристики
Водоизмещение 990 тонн
Длина 65,6
Ширина 10,97 м
Осадка 3,22 м
Бронирование Боевая рубка: 12…20 мм)
Двигатели Две вертикальные паровые машины тройного расширения, четыре котла Бельвиля
Мощность 868 л. с. (638 кВт)
Движитель 2
Скорость хода 12,5 узлов (23,2 км/ч)
Дальность плавания 1100 морских миль
Экипаж 10 офицеров и 138 матросов
Вооружение
Артиллерия 2 × 120/45,
4 75-мм/50 пушек Канэ (с 1913 года 8 × 75/50),
3 × 7,62 пулемёта.
Минно-торпедное вооружение до 60 мин заграждения

Постройка и испытания

Заграничное плавание

Обратный поход был очень трудным, постоянно штормило, «Гиляк II» получил некоторые повреждения, но с «Корейцем II» всё обошлось. 30 апреля 1909 года канонерки прибыли в Либаву, и уже на следующий день участвовали в маневрах Балтийского флота.

Во время своего заграничного плавания «Кореец II» и «Гиляк II» приняли участие в оказании помощи городу Мессина , пострадавшему от землетрясения , за что наряду с другими кораблями получили благодарности.

Довоенная служба

После возвращения из похода, «Кореец II» был включен в состав 2-й минной дивизии и перебазировался в Гельсингфорс. В течение 1910 года «Кореец II» в составе отряда находился в Ревеле, занимаясь учебными стрельбами и тралением. Сначала он вошел в Учебно-артиллерийский отряд, затем состоял в распоряжении Главного гидрографического управления, а зиму провел в Кронштадте.

На протяжении 1911-1914 годов «Кореец II» оставался в учебно-артиллерийском отряде. За межнавигационный период кампании 1913 года на нём установили ещё четыре 75-мм орудия.

Участие в Первой мировой войне

С началом войны «Кореец II» вновь попал во 2-ю дивизию, а в 1915 году ввиду быстрого продвижения немцев в Курляндии вместе с канонерской лодкой «Сивуч II » был отправлен в Рижский залив . Командиром «Корейца II» в это время являлся капитан 2 ранга И. К. Федяевский.

С 8 июля до начала августа канонерки в составе отряда оказывали сильную огневую поддержку войскам. 4 августа «Кореец II» и «Сивуч II» в последний раз обстреляли позиции немцев в районе Кемери , а в это время немецкий флот уже начинал свою операцию.

Бой и гибель

6 августа в 11 ч германский флот Балтийского моря под командованием вице-адмирала Шмидта в составе линкоров «Posen» (флагманский), «Nassau», крейсеров «Pillau», «Bremen», «Graudenz», «Аугсбург », минного заградителя, эскадренных миноносцев и тральщиков начал продвигаться вглубь акватории Рижского залива.

В это же время в Усть-Двинск пришел приказ начальника штаба Балтийского флота вице-адмирала Л. Б. Кербера, предписывающий «Сивучу II» и «Корейцу II» срочно идти в Моонзунд, - приказ, отданный с явным опозданием на сутки, посылал теперь канонерские лодки на верную гибель. Командиры наших кораблей перед выходом приняли решение

в случае гибели от подводной лодки, другому кораблю людей не снимать; в случае встречи с более сильным и многочисленным неприятелем, не держаться соединенно.

После выхода из Усть-Двинска 6 августа в 13 ч 25 мин, русские канонерки неоднократно получали радиосообщения о нахождении на пути их следования неприятельских судов.

В 20 часов 50 минут канонерские лодки обнаружили крейсер «Аугсбург» и миноносцы V29 и V100. Противник запросил опознавательные и, не получив ответа, открыл огонь. На «Аугсбурге» посчитали, что обнаружены русские эсминцы, поэтому командир немецкого крейсера, опасаясь торпед, держал дистанцию. В 21 час 20 минут «Аугсбург» открыл огонь на поражение, и «Кореец II» получил сразу два попадания выше ватерлинии. Только теперь на кораблях противника поняли, что ведут бой с русскими канонерскими лодками. «Сивуч II» быстро получил сильные повреждения, и немецкий крейсер перенес огонь на уходивший «Кореец II». Немецкие комендоры не успевали изменять прицел, и поэтому «Кореец II» за это время повреждений не получил. Через несколько минут удачным выстрелом «Корейца» на «Augsburg» был снесен носовой прожектор, и это на некоторое время лишило немецкий корабль возможно целиться. Крейсер выполнил поворот для того, чтобы ввести в действие кормовой прожектор, но ценное время было потеряно и «Кореец» смог уйти на мелководье.

Через 12 минут после ухода от противника «Кореец II» сел на мель. И. К. Федяевский предпринял решительные действия - были уничтожены секретные документы, отправлено последнее радиосообщение в Минную дивизию, спустили вельбот. На следующий день, не имея точных сведений о противнике, офицеры корабля приняли тяжелейшее решение- корабль был взорван. По иронии судьбы, немецкие суда уже уходили из залива.

Дальнейшая судьба

Попытки поднять канонерскую лодку во время войны не увенчались успехом, организация же подъёма была возложена на прежнего командира «Корейца» И. К. Федяевского, действия которого по уничтожению корабля были признаны поспешными. С канонерской лодки были подняты оба 120 мм орудия и шесть 75 мм пушек. В 1922 году корабль был разобран эстонцами на металлолом.

Литература

  • Скворцов А.В. Канонерские лодки Балтийского флота «Гиляк», «Кореец», «Бобр», «Сивуч»: Ж. - Спб.: Гангут, 2000. - № 34-35 . - С. 29-38 .
  • Д.Ю. Козлов. Сражение за Рижский залив. Лето 1915 года. - Цейхгауз, 2007. - ISBN 978-5-9771-0055-7 .

В 1646 году во Франции впервые были использованы боевые маневренные корабли с мощным вооружением. Это канонерские лодки, которые на носу имели несколько мощных пушек, обычно от одной до трех. Судно представляло собой достаточно крупную шлюпку парусно-гребного типа. В большинстве случаев применялись лодки для охраны гаваней, сражения в озерах и реках, а также прибережной зоне.

Появление в русском флоте

Так как на Руси в то время было огромное количество длинных рек и акваторий, а также озер, то строительство канонерских лодок можно назвать традиционным. Обусловлено это тем, что ни один любой другой корабль вести бой в таких условиях не мог. Первые шлюпки такого типа появились во времена войны со Швецией (1788-1790). Мало того что это была основа гребного флота, так канонерки имели большой успех и стали самым эффективным инструментом для ведения огня на реках и шхерах.

По сути, это артиллерийский корабль, который использовался как для защиты, так и для нападения и поддержки союзных войск. Наличие на борту фальконетов и крупнокалиберных пушек обеспечивало отменную огневую поддержку. В дальнейшем появились так называемые шестаковки, которые уже оснащались паровым двигателем. Были использованы во время Крымской войны.

Основные модели

После того как боевые шлюпки показали себя с лучшей стороны, было принято решение о массовом производстве. В частности, канонерки поставлялись на Дальний Восток, где нужны были больше всего. Первые и наиболее известные модели носили названия "Храбрый", а также "Хивинец". Со временем инженеры стали проводить усовершенствования и выпускать лодки типа "Гиляк", но успеха это не принесло. Конструкция имела множество недостатков и не позволяла эффективно вести сражение. Из-за отсутствия нормального вооружения такие канонерские лодки дальнейшего распространения не получили.

Но появились новые модели "Ардаган", "Каре" и другие. Отличительно чертой было то, что на них устанавливались дизельные мощные двигатели. Это хоть и существенно увеличивало вес и сложность конструкции, но позволяло добиться высокой мощности, а следовательно, и скорости, которая нередко становилась определяющим фактором во время морского сражения. Но вскоре экономически выгодные "Ардаган" и "Каре" решили улучшить. Причем случилось это уже во время спуска их на воду. По этой причине чуть ли не половина флота отправилась на модернизацию. Появился новый тип канонерок - "Бурят".

Канонерская лодка "Кореец"

Данный боевой корабль сразу же после постройки отправили на Дальний Восток, где он, собственно, и нес службу. "Кореец" принимал активное участие в боевых действиях 1900-1905 годов. Так, он был использован против Ихэтуаньского восстания, более известного как восстание боксеров, помимо этого, принимал участие в обстреле форта Таку. Во время Русско-японской войны "Варяг" и "Кореец" находились в порту Чемульпо и защищали там русские интересы.

Так, в феврале 1904 года "Варяг" и "Кореец" выступили против целой японской эскадры кораблей. В результате боя потерь не было, так как велся он на большой дистанции. Канонерская лодка "Кореец" не достреливала до врага, а японские же снаряды по большей части перелетали. Так как лодка была боевой, то нельзя было допустить её захвата противником. Когда экипаж пересел на французский "Паскаль", "Кореец" был подорван и, следовательно, затоплен.

Пройденный боевой путь

Во время сражения в "Корейца" попал единственный японский снаряд. В носовой части начался пожар, который потушили в течение 15 минут. Потерь среди личного состава не было. Когда экипаж прибыл в Санкт-Петербург, то офицеры и командование были награждены орденом Святого Георгия 4-й степени, а моряки - соответствующими знаками отличия.

В 1905 году корейцы подняли со дна канонерку и сдали её на лом. Но можно сказать, что боевой путь на этом не закончился, так как в 1906 году был спущен на воду "Кореец-2". Модернизированная версия оснащалась более мощным вооружением и имела хоть какую-то защиту. В 1915 году данная лодка также была подорвана, чтобы исключить возможность захвата врагами. Случилось это во время сражений за Рижский залив.

"Хининец" и "Сивуч"

В состав Балтийского флота в царское время входила самая молодая канонерка - "Хивинец". Предварительные испытания она прошла успешно. В процессе эксплуатации стойко выдерживала различные неблагоприятные условия. Строился "Хивинец" в 1904-1914 гг., во время укрепления Российского флота. Но конструкция была разработана еще в 1898 году. Так как не было предусмотрено никакой модификации, то такие канонерские лодки, чертежи которых вы можете увидеть в данной статье, имели весьма узкий функционал и не применялись повсеместно. Но довольно длительное время она служила базой для постройки других боевых кораблей. Обусловлено это тем, что она выживала в таких сражениях, в которых другие лодки шли на дно.

"Сивуч" известен своим сражением в Рижском заливе, где в неравной схватке она была уничтожена немецкими линкорами. Случилось это в 1915 году неподалеку от острова Кихну. Немецкие корабли хоть и уничтожили "Сивуч", но были вынуждены отказаться от дальнейших боевых действий в заливе и отступили. Героизм личного состава сохранил Ригу от немецких захватчиков. Канонерку за её подвиг называли балтийским "Варягом".

История корабля "Борб"

Если крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" предназначались больше для атаки, то исключительно с оборонительной цели был создан "Борб". Этот корабль имел базу "Гиляк" и сошел с верфи в 1907 году, а проект по разработке начался в 1906-м. По большей части применялся для защиты реки Амур практически до самого Хабаровска. Конструкторы поставили акцент на автономности и дальности плавания. Но в ходе эксплуатации мореходность оказалась на достаточно низком уровне.

"Варяг" и канонерская лодка "Кореец" представляли огромную ценность для страны. Эти корабли обладали высокой огневой мощью, чего нельзя сказать о лодке "Бобр". Особого вооружения на борту не было, поэтому зачастую использовалась она как плавательная база. После 21 года службы она была сдана на лом. Прототипов по данному проекту создано не было.

"Варяг" и канонерская лодка "Кореец": функционал и особенности

Данные боевые корабли были одними из наиболее универсальных во время боевых действий. Конструкция была довольно грамотной, что обеспечивало высокую степень плавучести даже при повреждениях корпуса. Функционал крейсера и канонерки был весьма обширен, но чаще всего они применялись:

  • для обороны берегов и портов;
  • поддержки сухопутных войск ;
  • высадки десанта;
  • борьбы с вражеской пехотой и военным флотом;
  • выполнения транспортных функций.

Можно смело говорить о том, что это были уникальные суда.

Такого плана корабли могли реконструироваться в зависимости от цели использования. Так, встречаются небронированные варианты, лодки с бронепалубой и броненосцы. Вполне логично, что использовались они для различных целей. Наибольшее распространение получили бронепалубные канонерки. При небольшой массе они обладали достаточной защитой. "Варяг" (крейсер) и канонерская лодка "Кореец" существенно отличались друг от друга. Вторая была более маневренной и подвижной, обеспечивала оперативную переброску войск при необходимости. Второй же оснащался серьезным вооружением и защитой, что позволяло входить в бой даже с несколькими противниками.

Об основных характеристиках

Наибольшее внимание конструкторы уделяли такому показателю, как скорость и огневая мощь. Чем больше был калибр орудия и количество пушек, тем эффективней считалось использование судна. Что касается скорости, то она всегда была важной характеристикой. Обычно составляла от 8 до 15 узлов. В зависимости от цели использования канонерка могла быть небронированной, что обеспечивало максимальную мобильность. Защита бронеплитами самых уязвимых мест - наиболее приемлемый вариант. Удавалось добиться оптимальной скорости и живучести. Броненосец же был защищен со всех сторон, но плавал довольно медленно. С одной стороны, он мог пережить множество прямых попаданий, а с другой - становился легкой мишенью для более подвижных боевых кораблей.

Чаще всего канонерские лодки оснащались пушками основного калибра от 200 до 350 мм и вспомогательными орудиями. В качестве последних нередко применяли 76-150 мм, но это было больше свойственно речным канонеркам. Устанавливались автоматические пушки, такие как "Зенит". Пулеметы старались применять как можно реже ввиду низкой дальности стрельбы.

Уникальные конструкторские решения

В то время, когда на море господствовали артиллерийские корабли, то есть канонерки, крайне важным было постоянно развивать их технические характеристики. Именно поэтому встречается огромное количество моделей. Конструкторы старались постоянно вносить какие-либо изменения в плане вооружения или защиты. Усовершенствование силовых агрегатов существенно влияло на дальность плавания и автономность судна.

К примеру, речные канонерки старались делать как можно легче. Это существенно уменьшало водоизмещение и позволяло судну находиться на мелководных территориях. В это же время морские боевые корабли были более массивными и мощными. Особенного внимания водоизмещению тут не уделялось, куда важней было обеспечить высокую дальность плавания и внушительную огневую мощь.

В заключение

Канонерки российского производства славились тем, что вступали в неравные схватки с врагом и нередко выходили из боя победителями. Это заслуга не только конструкторов корабля, но и экипажа, который храбро сражался за свою Родину. В таких случаях американцы или немцы тут же отступали, не желая терять технику и живую силу. Русские же стояли до конца. Именно благодаря этому было выиграно не одно морское сражение. Плюс ко всему нередко нашими использовалось устаревшее вооружение, которое не позволяло иногда даже пробить броню противника. Но все это не мешало сражаться до последнего. Яркими тому примерами служат "Кореец" и "Варяг".

© 2024 spares4bmw.ru -- Автомобильный портал - Spares4bmw