Способы подачи знаков и сигналов бедствия. Знаки аварийной сигнализации Знаки международной аварийной сигнализации

Главная / Pajero Sport

Оказавшись в экстремальной ситуации не ставит покидать место несчастья. Всегда есть шанс, что за вами отправят поисковую экспедицию. Необходимо дождаться спасателей при этом рекомендуется оставлять сигналы бедствия.
В зависимости от ситуации, в которой вы оказались, необходимо подавать соответствующий сигнал.

Средства подачи сигналов бедствия

Существуют специальные средства для подачи сигнала бедствия:
— Зеркало. С помощью зеркала можно направлять солнечный зайчик, который будет виден на очень дальние расстояния.
— Свисток. Достаточно простое средство для подачи сигнала. Звук свистка слышен на дальнем расстоянии.
— Фонарик. С помощью фонаря можно обозначить свое местоположение, либо передавать сигналы азбукой Морзе.
— Сигнальная ракета. Сигнальная ракета поднимается на большую высоту и видна издалека. Идеально подойдет для горной местности.
— Сигнальный факел. Дает яркий свет, заметный на большом расстоянии.
— Радиостанция. С помощью радиостанции можно принимать передавать сигналы. Радиус действия может быть сильно ограничен из-за рельефа.
— Морской маркер. Представляет себя вещество, окрашивающее в воду.

Подача сигнала бедствия подручными средствами

Если вы оказались в чрезвычайной ситуации без спецсредств для подачи сигнала, то всегда можно воспользоваться подручными средствами. Всегда найдется что-то, что обозначает ваше местоположение, главное — проявить фантазию.

Сигнал бедствия с помощью огня . Если разжечь большой костер, то в темное время суток его будет видно издалека, что облегчит ваши поиски. Необходимо заранее заготовить дрова и в случае необходимости поджечь их. Как вариант, можно найти дерево с дуплом и развести огонь там. При этом необходимо убедиться, что огонь не перекинется дальше.

Сигнал бедствия с помощью дыма . В отличие от огненного сигнала бедствия, дымовой виден в светлое время суток. Дым может подниматься на большую высоту, что будет дополнительным плюсом. Днем желательно подавать дым черного цвета, для этого подойдет резина. В вечернее время дым должен быть белого цвета, для этого идеально подойдут зеленые листья, влажные дрова.

Сигнал бедствия с помощью бликов . Если у вас нету под рукой зеркала, то сигнал можно подать любой полированной поверхностью. В ясную погоды солнечный зайчик будет виден на расстоянии до 60 километров. В пустыне расстояние может увеличиться до 160 км. При подаче сигнала не стоит направлять зайчик в кабину транспорта больше чем на 3 секунды, это может ослепить водителя.

Сигнал бедствия с помощью тени . Иногда можно оставить сигнал с помощью тени. Построив сооружение, которое откидывает тень, можно заняться другими делами. Тень будет постоянно видна в солнечный день.

Как подать сигнал СОС летательным аппаратам

Чтобы подать сигнал СОС летательным аппаратам следует учитывать следующее:
— размер знака
— контрастность сигнала
— пропорции букв
— знак должен быть виден со всех сторон
— для лучшей видимости знак стоит обвести камнями

Оставляя знак всегда стоит представить, как он будет выглядеть с высоты.
В свою очередь, летательные аппараты при виде вас могут подать свой сигнал.

Международные сигналы бедствия на море

В случае чрезвычайной ситуации на море, экипаж судна может подать сигнал бедствия. Для этого существуют международные сигналы бедствия:
— открытый источник пламени
— дымовая шашка оранжевого цвета
— красный фальшфейер
— флаг, перевернутый вверх ногами
— флаг November Charlie
— движение вытянутыми руками вверх и вниз

Из перечисленных знаков морской флаг November Charlie поднимает в самую последнюю очередь. Если такое флаг поднят, то это означает что надежда на спасение нет.

Международное радиосигналы бедствия

Существует несколько видов подачи радиосигнала бедствия:
— Мэйдэй (Mayday). Представляет из себя сокращённую фразы на французском языке «venez m’aider m’aidez», что означает «придите мне на помощь, помогите мне». Данный сигнал используется при очень большой опасности.
— СОС (SOS). Данная аббревиатура с английского означает «save our souls». В переводе это означает Спасите наши души.
— Пэн-Пэн (Pan-Pan). Данный сигнал исходит от французского слова panne (в переводе — поломка). Данный сигнал подается при не самой большой опасности.

Для подачи сигнала не обязательно иметь под рукой специальные средства. Достаточно проявить смекалку и фантазию. Всегда из подручных средств можно выложить знак, развести костер. Даже можно сделать воздушный змей, который привлечет внимание спасателей. Оказавшись в неблагоприятных условиях, главное не унывать.

Шансы на выживание возрастают, если уметь подавать сигналы бедствия спасателям. Например, сигналы о спасении необходимо подавать пролетающему вертолету или низколетящему самолету. Если летчик заметить и поймет ваш сигнал, то должен качнуть крылом, либо просигнализировать зелеными огнями. Если летчик не понял вашы сигналы, но вас заметил, то возможно он зайдет на второй круг.

Подача сигналов бедствия

Сигналы бедствия, подаваемые руками (жесты)

Спасательные сигналы, подаваемые жестами, заметны для низколетящих самолетов и вертолетов, а также близко проходящих судов. Для большей заметности с воздуха лучше соорудить спасательные сигналы на земле достаточных размеров. Это могут быть знаки на песке, на снегу, яркие, порезанные лоскуты от парашюта, яркой ткани и.т.д. Ниже приведены спасательные сигналы, подаваемые летчиками при авиационном крушении.

Международная таблица сигналов бедствия, подаваемых с земли.

Расшифровка сигналов бедствия:

1 - нужен врач

2 - необходимы медикаменты

4 - Необходима вода и еда

5 - Необходимо оружие и боеприпасы

6 - Необходимы карта и компас

7 - Нужа сигнальная лампа и батареи

8 - Укажите направление к спасению

9 - Мы двигаемся в этом направлении

10 - Пробуем взлететь

11 - Самолет поврежден

12 - Здесь безопасная посадка

13 - Необходимо масло и пища

14 - Все в норме

17 - Не понял

18 - Необходим инженер

19 - мы нашли всех людей

20 - Судно повреждено

Также для подачи спасальных сигналов можно использовать костер с дымом, сигнальные ракеты, фонари, сигнальное зеркальце, свисток.

Три костра, разведенные в виде треугольника являются сигналом бедствия по международным нормам. Как вариант, котстры можно развести на одной линии на расстоянии примерно 25 м друг от друга. Приготовьте три костра, но разожгите один, и как только понадобится, подпалите два остальных. Это позволит в ожидании помощи поддерживать горение одного костра, а не сразу трех. Ведь ждать возможно придется довольно долго.

Световые сигналы подаются с частой 6 вспышек в минуту, т.е раз в 10 сек., потом минута ожидания, и дальше 6 сигналов.

Звуковые сигналы подаются аналогично световым - 6 сигналов в минуту.

Если же в вашем распоряжении или распоряжении группы имеется радиопередатчик, то у вас есть возможность передавать сигнал бедствия. Сообщение подается в следующей последовательности:

Международный сигнал бедствия - "Мэйдэй, Мэйдэй"

Позывной, если есть

Местонахождение

Количество людей в группе

Координаты посадки

Запрос о медицинской помощи, если необходимо

Как варинт, можно передавать сигналы о помощи азбукой Морзе. Дальность таких сигналов на порядок выше. В отдельной статье мы подробней рассмотрим правила радиобмена и подачи сигналов бедствия по радио.

Для потерпевших, лишенных аварийно-спасательных средств, придумано множество способов аварийной сигнализации. Международная кодовая таблица – один из самых популярных, так что вспомним уроки ОБЖ.

Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах – на склонах холмов, полянах. Размеры выкладываемых знаков в разных источниках описаны по-разному, но их рекомендуемая величина, согласно международному стандарту равна 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Но в любом случае не меньше 2,5 м. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в большую сторону нет – чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят. Если есть такая возможность, да и дурости у вас хоть отбавляй, можете выложить знак, размерами, превышающими 100х100 метров. Лётчики его заметят наверняка.
Из чего можно сделать сигнал? Практически из всего. Из разложенных на земле спальников, разрезанной палатки, запасной одежды и прочей ткани. Из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. На берегу моря – из гальки или выброшенных прибоем морских водорослей.
Можно сигнал не выкапывать, а, например, выкопать с помощью лопаты или ножа. При этом, выкапываемую землю и дёрн нужно уложить вдоль траншеи, что увеличит ширину и заметность сигнала.

На снегу сигнал рисуется с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей желательно выстелить лапником, ветками и подобным тёмным материалом. Только, вытаптывая траншеи на снегу, не надо топтаться рядом с ними, чтобы вместо четко читаемого сигнального знака не получить бессмысленный узор из десятков идущих в разные стороны дорожек и тропинок. Подходить к строительной площадке следует только с одной стороны и только по одной, заранее обозначенной тропинке.
Во всех случаях нужно стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона, на котором он разложен. Иначе говоря, на светлой почве знаки должны быть возможно более тёмными и наоборот.
Каждый знак кодовой таблицы имеет одно единственное, известное пилоту поискового самолёта, значение.
Выдумывать собственные сигналы не стоит, а если вы по какой-либо причине забыли, как расшифровывается тот или иной знак, можно выложить на земле общеизвестный сигнал SOS.
Вообще нужно заметить, что в аварийной ситуации нельзя ограничиваться установкой одного-двух сигналов. Сигнализация должна быть разнообразной и, если можно так выразиться, многоступенчатой, только тогда она действенна. Например, поймав на стекле кабины блик от сигнального зеркала, лётчик более внимательно осмотрит местность, заметит вырезанную в кустарнике геометрическую фигуру. Снизившись, разберёт сигналы кодовой таблицы и дым от сигнального костра и наконец, рассмотрит самих людей.

При проведении ПСР спасателям зачастую приходится выполнять задания вдали от населенных пунктов, проводить несколько дней в "полевых условиях", сталкиваться с разнообразными экстремальными ситуациями, что предъявляет дополнительные требования к их способности работать в этих условиях. Прочные знания в различных областях, умение ими пользоваться в любых условиях являются основой выживания.

Отправляясь на ПСР , спасатели должны, наряду с орудиями труда и средствами защиты, иметь следующий набор необходимых предметов , которые могут пригодиться в любой климатогеографической зоне:
- сигнальное зеркало, с помощью которого можно подать сигнал бедствия на расстояние до 30-40 км;
- охотничьи спички, свечу или таблетки сухого горючего для разведения костра или обогрева убежища;
- свисток для сигнализации;
- большой нож (мачете) в ножнах, который может использоваться как нож, топор, лопата, острога;
- компас, кусок плотной фольги и полиэтилена, рыболовные принадлежности, сигнальные патроны, аварийный набор медикаментов, запас воды и продуктов.

Сигнализация . Спасатели должны знать и уметь применять на практике специальные сигналы. Для обозначения собственного местонахождения спасатели могут использовать дым костра днем и яркий свет ночью. Если в костер бросить резину, куски изоляции, масляные тряпки, то будет выделяться черный дым, который хорошо виден в пасмурную погоду. Для получения белого дыма, который хорошо виден в ясную погоду, в костер следует бросать зеленые листья, свежую траву, сырой мох.

Для подачи сигнала с земли воздушному транспортному средству (самолету) можно применять специальное сигнальное зеркало . Необходимо держать его на расстоянии 25-30 см от лица и смотреть через визирное отверстие на самолет; поворачивая зеркало, совместить световое пятно с визирным отверстием. В случае отсутствия сигнального зеркала можно использовать предметы с блестящими поверхностями. Для визирования нужно проделать в центре предмета отверстие. Световой луч необходимо посылать вдоль всей линии горизонта даже в тех случаях, когда не слышно шума мотора самолета.

Ночью для сигнализации могут быть использованы свет ручного электрического фонарика, факел, костер. Костер, разведенный на плоту, является одним из сигналов бедствия.
Хорошие средства сигнализации - яркоокрашенные предметы и специальный красящий порошок (флюоресцин, уранин), которые разбрасываются на снегу, земле, воде, на льду при приближении самолета (вертолета). В отдельных случаях могут использоваться звуковые сигналы (крик, выстрел, стук), сигнальные ракеты, дымовые шашки.
Одним из последних достижений в разработке "целеуказания" является небольшой резиновый воздушный шар с нейлоновой оболочкой, покрытый четырьмя светящимися красками, под которым ночью вспыхивает лампочка; свет от нее хорошо виден на расстоянии 4-5 км. Перед запуском шар наполняется гелием из небольшой капсулы и удерживается на высоте 90 м нейлоновым тросом. Масса комплекта составляет 1,5 кг.

С целью облегчения поиска целесообразно применять Международную кодовую таблицу воздушных сигналов "Земля - Воздух". Ее знаки могут быть выложены с помощью подручных средств (снаряжение, одежда, камни, деревья), непосредственно людьми, которые должны лечь на землю, снег, лед, вытоптаны на снегу.


"Нужен врач"

"Нужны
медикаменты"
.

"Неспособны
двигаться"

"Нужны
пища и вода"

"Требуются
оружие и
боеприпасы"

"Требуются
карта и
компас"

"Нужны сигнальная лампа с батареей и радиостанцией"

"Укажите направление следования"

"Я двигаюсь
в этом направлении"

"Попытаемся
взлететь"

"Судно
серьезно
повреждено"

"Здесь можно
безопасно
совершить
посадку"

"Требуется топливо и масло"

"Все в порядке"

"Нет или
отрицательно"

"Да или
положительно"

"Не понял"

"Требуется механик"

"Операции
закончены"

"Ничего не обнаружено, продолжаем поиски"

"Получены сведения, что воздушное судно находится в этом направлении"

"Мы нашли
всех людей"


"Мы нашли только несколько человек"

"Мы не в состоянии продолжать, возвращаемся на базу"

"Разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении"

Рассмотрим способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.

Сигнальные костры

Самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется с незапамятных времен по настоящее время. Прежде всего надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этих целей подойдут поляны, широкие просеки. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Не следует забывать и о том, что это место должно быть недалеко от лагеря пострадавших.

Чтобы привлечь внимание спасателей, разводят не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия. Пять костров, образующих букву «Т», указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета. Расстояние между кострами должно быть 30-50 м.

Способы оборудования сигнальных костров


Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходимые в экстремальной ситуации действия. У каждого костра должен быть запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. На сильно увлажненной почве сигнальные костры расположить на настилах из бревен. Для быстрого, гарантированного разжигания сигнальных костров около них расставить дежурных, поддерживающих так называемые небольшие запальные костры. Готовый к разжиганию костер, достаточный запас дров — гарантия подачи надежного сигнала спасателям, вышедшим или вылетевшим на помощь пострадавшим.

Дымовые сигналы

Наиболее эффективны в ясные и безветренные дни. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли они видны на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

Сигнальное зеркало

Хорошим эффектом обнаружения местоположения является сигнальное зеркало — гелиограф. Яркость светового сигнального «зайчика» такого зеркала при угле стояния Солнца в 90° достигает примерно 7 млн свечей. Вспышка такого зеркала видна из самолета, летящего на высоте 1-2 км, с расстояния 20-25 км.

Международная кодовая таблица

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах — на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов — не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении. Главное требование — они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д.

При отсутствии снаряжения сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его перевернутый рядом с траншеей, увеличивая ширину знака. На снегу хорошо виден знак, выложенный еловым лапником.

При значительном снижении самолета можно подать знаки международной авиационной аварийной жестовой сигнализации .

Ответы с воздушного судна могут быть следующими:

  • «Вас вижу» — вираж в горизонтальной плоскости (круг над обнаруженными людьми) или зеленая ракета.
  • «Ожидайте помощи на месте, за вами прибудет вертолет» — полет в горизонтальной плоскости «восьмеркой» или красная ракета.
  • «Идите в указанном направлении» — полет самолета над потерпевшими бедствие в направлении курса движения или желтая ракета.
  • «Вас понял» — покачивание с крыла на крыло или белая ракета. Ночью: дважды включение и выключение посадочных фар или навигационных огней. Отсутствие этих знаков показывает, что знак, поданный с земли, не принят.
  • «Вас не понял» — полет «змейкой» или две красные ракеты.
  • «Обозначьте направление посадки и место приземления» — пикирование с последующим входом в вираж или две зеленые ракеты.

Информационные сигналы

Используют в том случае, когда необходимо покинуть зону бедствия или лагерь. При этом надо всегда оставлять хорошо заметный знак — стрелу, указывающую направление, в котором ушла группа. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

© 2024 spares4bmw.ru -- Автомобильный портал - Spares4bmw