Системы возбуждения синхронного двигателя. Принцип действия Способы возбуждения синхронных машин

Главная / Эксплуатация

Возбуждение синхронного двигателя обеспечивается от отдельно стоящего тиристорного возбудителя.

Для возбуждения синхронных машин применяют статические устройства. Проектируемый двигатель оснащен полупроводниковым статическим тиристорным возбудительным устройством. Преимущества тиристорных возбудителей заключаются в их малых габаритах и небольшой массе, практической безынерционности, широких возможностях регулирования и требуемой для этого малой мощности, измеряемой ваттами, высоком к.п.д.

Нестандартные значения номинальных напряжений возбуждения СД обусловили нестандартные напряжения ТВУ и потребовали разработки специальных трансформаторов, что позволило уменьшить установленную мощность трансформаторов, повысить КПД и коэффициент мощности ТВУ.

К системам возбуждения предъявляются следующие основные требования, которым она должна удовлетворять:

1)надёжное питание постоянным током обмотки возбуждения ротора двигателя в любых режимах работы;

2)устойчивое регулирование тока возбуждения при изменении на грузки двигателя от нуля до номинальной при заданном уровне напряжения;

3)достаточное быстродействие;

4)форсировка возбуждения;

5)быстрое гашение магнитного поля в двигателе.

На рис. 3 показана схема возбуждения от тиристорного возбудителя.

Рис. 3 - Схема возбуждения от тиристорного возбудителя

Система возбуждения состоит из следующих основных узлов: внешней сети U c , сети собственных нужд СН, трансформатора возбуждения ТВ, тиристорного преобразователя ТП, пускозащитного сопротивления R пз, тиристорного ключа ТК, автоматического регулятора возбуждения АРВ, трансформатора напряжения ТН и трансформатора тока ТТ.

Регулирование тока возбуждения осуществляется изменением угла отпирания тиристоров. При пуске синхронного двигателя на подсинхронной скорости тиристоры отпираются с углом, соответствующим потолочному напряжению возбуждения. Длительность форсировки при этом обычно около 1 с. Предельное установившееся напряжение возбудителя (потолок) U пот при форсировке должно быть не менее 1,4 номинального напряжения возбуждения синхронного двигателя U в.н. Для крупных двигателей практически всегда U опт = (1,7-2,0)U в.н (особенно при тиристорном возбуждении). Система возбуждения должна быть рассчитана на длительность форсировки 50 сек.

Тиристорный возбудитель управляет пуском и остановкой двигателя и потому отпадает надобность в станции управления. При пуске, когда в обмотке ротора индуктируется переменная э.д.с., обмотка должна быть включена на резистор, чтобы создать замкнутую цепь для отрицательной полуволны тока. Резистор может быть линейным и нелинейным, включенным только на время пуска или постоянно подключенным. В последнем случае он осуществляет и защиту тиристоров от перенапряжений при переходных процессах в двигателе. При пуске синхронного двигателя тиристорный преобразователь заперт, обмотка возбуждения включена на разрядный резистор через тиристорный ключ, который представляет собой два встречно-параллельных тиристора. К концу пуска, когда напряжение на обмотке ротора падает, включается тиристорный преобразователь, а тиристоры ключа запираются.

Пуск

Весьма сложен процесс пуска двигателя, так как за счет синхронного момента разогнать ротор из неподвижного состояния до синхронной скорости невозможно из-за инерционности ротора. Если попытаться запустить двигатель за счет подачи одновременно напряжения на обмотку статора и на обмотку ротора от возбудителя, то синхронный момент, возникший в результате взаимодействия полей ротора и статора будет знакопеременным с частотой 50 Гц. Вследствие этого, для пуска предусмотрена специальная пусковая обмотка или демпферная обмотка, которая помогает гасить качание ротора в результате переходных процессов. В явно полюсной синхронной машине пусковая обмотка представляет собой короткозамкнутую обмотку типа беличья клетка. Ее стержни располагаются в пазах полюсного наконечника. Сегменты соседних полюсов также связаны и образуют общее короткозамыкающее кольцо.

Пусковые характеристики вертикальных синхронных двигателей ВДС 375 рассчитаны для пуска насосов в утяжеленных условиях и рассчитаны на реакторный пуск от пониженного напряжения.

Пуск осуществляется в два этапа: на первом за счет взаимодействия поля статора с пусковой обмоткой возникает асинхронный момент, двигатель запускается до подсинхронной скорости; на втором подается напряжение на обмотку возбуждения и под действием электромагнитного момента происходит втягивание машины в синхронизм.

Процесс пуска СД сопровождается большими пусковыми токами и интенсивным нагревом обмоток, особенно пусковой, поэтому повторный пуск для многих мощных машин не допускается без охлаждения. При частых пусках демпферная обмотка должна иметь усиленную конструкцию, так же как и крепление статорной обмотки.

В синхронных машинах применяются несколько систем возбуждения.

Электромашинная система возбуждения с возбудителем постоянного тока (рис. 1). В этой системе в качестве источника используется специальный генератор постоянного тока (ГПТ), называемый возбудителем.

Системы возбуждения делятся на два типа – прямые и косвенные. В прямых системах возбуждения якорь возбудителя соединен с валом синхронной машины. В косвенных системах возбуждения возбудитель приводится во вращение двигателем, который питается от шин собственных нужд электростанции или вспомогательного генератора. Вспомогательный генератор может быть соединен с валом синхронной машины или работать автономно. Прямые системы более надежны, так как при аварийных ситуациях в энергосистеме ротор возбудителя продолжает вращаться вместе с ротором синхронной машины и обмотка возбуждения сразу не обесточивается.

Рис. 1. Электрома­шинная система возбуж­дения: LG LE - обмотка возбуждения возбудителя GE ; R Ш1 - ре­гулировочное сопротивление

Классическая система возбуждения синхронных машин состоит из возбудителя в виде генератора параллельного возбуждения на общем валу с синхронной машиной (электромашинный возбудитель). У тихоходных машин мощ­ностью до 5000 кВт для уменьшения массы и стоимости возбудителей последние иногда соединяют с валом синхронной машины с помощью клиноременной передачи. Гидрогенераторы также обычно имеют возбудитель на одном валу с генератором.

Для гашения магнитного поля применяется автомат гашения поля (АГП), который состоит из контакторов K 1 , K 2 и гасительного (разрядного) резистора R P . Гашение поля проводится в следующем порядке. При включенном контакторе K 1 включается контактор K 2 , замыкающий обмотку возбуждения на резистор , где R B -сопротивление обмотки возбуждения. Затем происходит размыкание кон­тактора К 1 , и ток в цепи обмотки возбуждения генератора начинает уменьшаться (затухать) с постоянной времени (L B - индуктивность обмотки возбуждения) в соответствии с уравнением (рис. 2).

Ток возбуждения можно было бы снизить до нуля выключением только одного контактора К 1 без включения гасительного резистора R P . Ток возбуждения в этом случае исчез бы практически мгновенно. Но мгновенный разрыв цепи возбуждения недопустим, так как из-за большой индуктивности обмотки возбуждения в ней индуцировалась бы большая ЭДС самоиндукции , превышающая в несколько раз номинальное напряжение, в результате чего возможен пробой изоляции этой обмотки. Кроме того, в контакторе К 1 при разрыве выделялась бы большая энергия, запасенная в магнитном поле обмотки возбуждения, и из-за большой дуги произошло бы разрушение контактов. Для крупных машин затухание тока возбуждения при наличии гасительного резистора происходит с постоянной времени около 1 с.


Форсировка возбуждения осуществляется шунтированием резистора R Ш1 , включенного в цепь возбуждения возбудителя.

Рис. 2. Затухание тока возбуждения при гашении поля

Однако у мощных тихоходных генераторов с n р =60-150 об/мин размеры и стоимость возбудителя в связи со значительной его мощностью и тихоходностью получаются большими. Кроме того, тихоходные возбудители вследствие своих больших размеров обладают большой электромагнитной инерцией, что снижает эффективность автоматического регулирования и форсировки возбуждения. Поэтому применяют также системы возбуждения в виде отдельного быстроходного агрегата (n р =750-1500 об/мин), состоящего из асинхронного двигателя и генератора постоянного тока. Асинхронный двигатель при этом получает питание от специального вспомогательного синхронного генератора, расположенного на одном валу с главным гидрогенератором, а в некоторых случаях - с шин собственных нужд гидростанции или с выводов главного гидрогенератора. В последнем случае возбудительный агрегат подвержен влиянию аварий в энергосистеме (короткие замыкания и пр.), и поэтому для повышения его надежности приводные асинхронные двигатели выполняют с повышенным максимальным моментом (М max ≥4 М н), а иногда эти агрегаты снабжают также маховиками. В виде отдельных возбудительных агрегатов выполняются также агрегаты резервного возбуждения электростанций, служащие для резервирования собственных возбудителей генераторов в случае аварий и неисправностей.

Турбогенераторы мощностью до Р н = 100 МВт также обычно имеют возбудители в виде генераторов постоянного тока на своем валу. Однако при Р н > 100 МВт мощность возбудителей становится настолько большой, что их выполнение при n р = 3000-3600 об/мин по условиям коммутационной надежности оказывается затруднительным или даже невозможным. При этом применяются разные решения. Например, за границей широко используются возбудители со скоростью вращения n р =750 - 1000 об/мин, соединяемые с валом турбогенератора с помощью редуктора, а также возбудительные агрегаты с асинхронными двигателями, получающими питание с шин станции или с выводов генератора.

Мощность возбудителя обычно равна 0,3-3 % мощности синхронного ге­нератора. Он приводится во вращение от вала синхронного генератора. Ток возбуждения крупной синхронной машины I B относительно велик и составляет несколько сотен и даже тысяч ампер. Поэтому его регулируют с помощью реостатов, установленных в цепи возбуждения возбудителя. Возбуждение возбудителя осуществляется по схеме самовозбуждения (рис. 1) или независимого возбуждения от специального генератора постоянного тока, называемого подвозбудителем (рис. 3). Подвозбудитель работает с самовозбуждением, и сопротивление резистора R Ш2 в процессе работы генератора не изменяется.

Рис. 3. Электромашинная система возбуждения с подвозбудителем: LG - обмотка возбуждения синхронного генератора; LE - обмотка возбуждения Возбудителя GE ; LA - обмотка возбуждения подвозбудителя GEA

Компаундированная система возбуждения с возбудителем постоянного тока (рис. 4). В современных системах возбуждения широко применяется принцип компаундирования, т. е. автоматическое изменение намагничивающей силы возбуждения при изменении тока нагрузки синхронного генератора. Так как в обмотке якоря синхронной машины протекает переменный ток, а в обмотке возбуждения 2- постоянный ток, то в схемах компаундирования синхронных машин применяются полупроводниковые выпрямители.

В приведенной на рис. 4 принципиальной схеме компаундированной системы возбуждения с возбудителем постоянного тока обмотка возбуждения возбудителя 4 подключена к якорю возбудителя 3 с реостатом 6 и, кроме того, к выпрямителям 9, получающим питание от последовательных трансформаторов 7. На холостом ходу генератора обмотка 4 получает питание только от якоря 3. По мере увеличения тока нагрузки генератора 1 напряжение вторичной обмотки трансформатора 7 будет расти, и уже при небольшой нагрузке это напряжение, выпрямленное выпрямителем 9, сравняется с напряжением обмотки 4. При дальнейшем увеличении нагрузки обмотка 4 будет подпитываться от трансформатора 7 и, поэтому ток этой обмотке и ток возбуждения генератора будут расти с увеличением нагрузки.

При увеличении сопротивления установочного реостата 8 напряжение, подаваемое на выпрямители 9, и компаундирующее действие трансформатора 7 будут расти. При коротких замыканиях компаундирующее устройство осуществляет форсировку возбуждения.

Рис. 4. Система возбуждения с токовым компаундированием

Компаундирующее действие схемы рис. 4 зависит только от значения тока нагрузки и не зависит от его фазы. Поэтому при индуктивной нагрузке это действие слабее, чем при активной нагрузке. Такое компаундирование называется токовым, и при этом постоянство напряжения U в пределах диапазона нормальных нагрузок удается сохранять с точностью до ± (5-10)%. Такая точность для современных установок недостаточна, и поэтому в схемах рис. 4 применяется дополнительный корректор или автоматический регулятор напряжения //, который соединен с помощью трансформатора 10 с зажимами генератора, а также с установочным реостатом 8. Регулятор 11 реагирует на изменения напряжения U и тока / и питает постоянным током дополнительную обмотку возбуждения возбудителя 5.

Вентильные системы возбуждения могут быть построены на большие мощности и являются более надежными, чем электромашинные. Различают три разновидности вентильных систем возбуждения: с самовозбуждением, независимую и бесщеточную .

В системе с самовозбуждением (рис. 6) энергия для возбуждения синхронной машины отбирается от обмотки якоря основного генератора, а затем преобразуется статическим преобразователем ПУ (тиристорный преобразователь) в энергию постоянного тока, которая поступает в обмотку возбуждения. Начальное возбуждение генератора происходит за счет остаточного намагничивания его полюсов.

Рис. 6. Вентильная система возбуждения синхронного генератора с самовозбуждением: LG - обмотка возбуждения генератора; ПУ - преобразовательное устройство с регулятором напряжения; TV - трансформатор напряжения, снижающий под­водимое к обмотке возбуждения напряжение; ТА - трансформатор тока, служащий для поддержания напряжения возбуждения при изменении нагрузки генератора

В независимой системе вентильного возбуждения (рис. 7) энергия для возбуждения получается от специального возбудителя GN , выполненного в виде трехфазного синхронного генератора. Ротор его расположен на валу главного генератора. Переменное напряжение возбуди­теля выпрямляется и подается в обмотку возбуждения.

Разновидностью независимой системы вентильного возбуждения является бесщеточная система возбуждения. В этом случае на валу основной синхронной машины размещается якорь возбудителя переменного тока с трехфазной обмоткой.

Рис. 7. Вентильная независимая система возбуждения: GN - возбудитель переменного тока (синхронный); LN - обмотка возбуждения возбудителя; GEA - подвозбудитель;

LA - обмотка возбуждения подвозбудителя; ПУ - преобразовательное устройство с регулятором напряжения

Переменное напряжение этой обмотки через выпрямительный мост, закрепленный на валу машины, преобразуется в постоянное и непосредственно (без колец) подается на обмотку возбуждения основного генератора. Обмотка возбуждения возбудителя располагается на статоре и получает питание от подвозбудителя или регулятора напряжения.

. Особенностью этих машин является то, что для создания магнитного поля возбуждения у них используются постоянные магниты. Постоянные магниты чаще всего размещаются на роторе, благодаря чему машина становится бесконтактной. Синхронные машины с постоянными магнитами широко используются в качестве генераторов небольшой мощности и микродвигателей.

К недостаткам таких машин следует отнести сложность регулирования магнитного потока, высокую стоимость, малую предельную мощность (из-за невысокой механической прочности ротора из постоянных магнитов), а также повышенную массу машин средней мощности.

Синхронные генераторы с постоянными магнитами выпускаются на мощности, не превышающие нескольких десятков киловатт. Широкое распространение получили синхронные двигатели с постоянными магнитами и асинхронным пуском. Роторы таких двигателей сочетают в себе элементы синхронного двигателя - постоянные магниты и асинхронного двигателя - беличью клетку, необходимую для пуска.

4. Синхронные машины с возбуждением от постоянных магнитов

Особенностью этих машин является то, что для создания магнит­ного поля возбуждения у них используются постоянные магниты. Постоянные магниты чаще всего размещаются на роторе, благодаря чему машина становится бесконтактной. Синхронные машины с постоянными магнитами широко используются в качестве генераторов небольшой мощности и микродвигателей.

Преимуществами машин с постоянными магнитами являются простота конструкции, отсутствие скользящего контакта, высокий КПД и меньший нагрев из-за отсутствия потерь в обмотке: возбуждения и скользящем контакте. Большим достоинством этих машин является также отсутствие источника постоянного тока для их возбуждения.

К недостаткам таких машин следует отнести сложность регулиро­вания магнитного потока, высокую стоимость, малую предельную мощ­ность (из-за невысокой механической прочности ротора из постоянных магнитов), а также повышенную массу машин средней мощности.

Синхронные генераторы с постоянными магнитами выпускаются на мощности, не превышающие нескольких десятков киловатт. Широкое распространение получили синхронные двигатели с постоянными маг­нитами и асинхронным пуском. Роторы таких двигателей сочетают в се­бе элементы синхронного двигателя - постоянные магниты и асин­хронного двигателя - беличью клетку, необходимую для пуска.

Постоянные магниты могут иметь радиальное и аксиальное распо­ложение на роторе. В первом случае магнит 1 имеет форму звездочки (рис. 7), на нее напрессовывается стальной кольцевой пакет 2, в пазах которого располагаются стержни беличьей клетки.

Рис. 7. Синхронный двигатель с радиальным расположением посто­янных магнитов на роторе: 1 - постоянные магниты; 2 - пакет ротора; 3 - статор

В стали коль­цевого пакета для уменьшения потоков рассеяния магнитов выполня­ются межполюсные прорези. Во втором случае на валу располагается ротор 2 по типу ротора асинхронного двигателя, и с одного или обеих сторон от этого пакета размещаются постоянные магниты 1 (рис. 8), Асинхронный пуск двигателя с постоянными магнитами имеет ту особенность, что кроме двигательного (асинхронного) момента в этом слу­чае возникает еще тормозной (генераторный) момент. Тормозной мо­мент появляется в результате взаимодействия магнитного поля возбуж­денных полюсов ротора с наведенными им токами в обмотке статора 3. На рис. 9 показаны кривые асинхронного М а, тормозного М T и результирующего М моментов двигателя при асинхронном пуске.

Рис. 8. Синхронный двигатель с аксиальным расположением посто­янных магнитов на роторе: I - постоянный магнит; 2 - пакет ротора; 3 - статор

Рис. 9. Пусковые характеристики дви­гателя с постоянными магнитами

Пус­ковые характеристики у двигателей с постоянными магнитами хуже, чем у гистерезисных двигателей, но они имеют лучшие энергетические показатели, повышенную перегрузочную способность, стабильность час­тоты вращения.

Синхронные двигатели промышленного назначения получают электромагнитное возбуждение от независимого источника постян- ного тока. В качестве таких источников используют: генераторы постоянного тока (возбудители), которые могут располагаться на одном валу с синхронным двигателем (рис. 7.6,6) или приводиться во вращение отдельным двигателем (рис. 7.6,я); тиристорные управляемые выпрямители, которые могут получать питание от промышленной сети (рис. 7.6,в), либо от специального генератора переменного тока, располагаемого на одном валу с синхронным двигателем. В последнем случае (рис. 7.6,г) полупроводниковые выпрямители располагаются на роторе синхронной машины (система с вращающимися выпрямителями), поэтому не требуются щетки и кольца для подвода тока к обмотке возбуждения, т.е. синхронная машина становится бесконтактной.

Во время разгона, когда двигатель работает в асинхронном режиме, возбудитель может быть подключен к обмотке ротора при снятом напряжении возбудителя (схема с глухоподключенным возбудителем), а может быть отключен от обмотки возбуждения контактором КМ (см. схемы на рис. 7.1 и 7.6). В последнем случае обмотка возбуждения замыкается на сопротивление или замыкается накоротко. Оставлять концы обмотки возбуждения во время разгона разомкнутыми нельзя, так как в обмотке при больших скольжениях наводится значительная ЭДС скольжения.

При использовании в качестве возбудителя тиристорного преобразователя или вращающихся выпрямителей во время пуска обмотка возбуждения закорачивается через шунтирующие тиристоры.

Рис. а - от отдельного мотор-генератора; 6 - от генератора, расположенного на валу синхронного двигателя; в - от тиристорного возбудителя; г- от встроенного генератора

Рассмотрим схему на рис.7.6,в. При пуске двигателя в асинхронном режиме напряжение тиристорного преобразователя UD равно нулю. В обмотке возбуждения индуктируется переменная ЭДС скольжения, под действием которой через стабилитроны VD открываются вспомогательные тиристоры VS, и обмотка возбуждения замыкается на разрядное сопротивление R. Когда двигатель достигает подсинхронной скорости, ЭДС скольжения становится малой, стабилитроны запираются, и тиристоры VS отключают разрядное сопротивление, после чего в обмотку возбуждения подается постоянный ток от преобразователя UD.

В последние годы получили распространение возбудители, встроенные в конструкцию синхронной машины (см. рис. 7.6,г). Возбудитель состоит из синхронного генератора Г, ротор которого расположен на валу синхронного двигателя Д, неуправляемого выпрямителя, вспомогательных тиристоров VS и разрядных сопротивлений R2 и R3, также размещенных на валу синхронного двигателя. Регулирование тока возбуждения производится изменением тока возбуждения генератора Г. По достижении подсинхронной скорости цепи, шунтирующие обмотку возбуждения, размыкаются, и в обмотку подается постоянный ток, после чего двигатель втягивается в синхронизм, его скорость достигает синхронной, и в дальнейшем он работает в синхронном режиме.

Регулирование тока возбуждения двигателя при работе в синхронном режиме осуществляется, как правило, САР возбуждения. Она выполняет две основные функции. Первая - обеспечение устойчивой работы в синхронном режиме. При набросах нагрузки или при снижении питающего напряжения САР возбуждения форсирует (увеличивает) ток возбуждения, благодаря чему увеличивается максимальный момент двигателя в синхронном режиме (см. рис. 7.4). Вторая - осуществление автоматического регулирования реактивной мощности, циркулирующей в статорной цепи двигателя.

Структурная схема тока возбуждения строится обычно двухконтурной (рис. 7.7). Внутренний контур тока возбуждения служит для стабилизации заданного тока возбуждения. Регулятор тока возбуждения р () принимается пропорциональным или пропорционально-интегральным. Обеспечение поддержания постоянным заданного ф достигается формированием сигнала задания тока возбуждения с положительной обратной связью по значению действительного ф цепей статора:

Если ток возбуждения, соответствующий U B недостаточен для получения заданного коэффициента мощности при данной нагрузке, то компаундирующая обратная связь увеличивает ток возбуждения. Увеличение коэффициента повышает точность поддержания заданного ф, но вызывает колебания тока статора при приложении нагрузки. Для уменьшения колебательности тока статора в схеме предусмотрена гибкая обратная связь по действующему значению тока статора. Гибкую обратную связь формируют как дифференцирующее звено с фильтром.


Синхронная машина в обычном исполнении состоит из неподвижной части - статора, в пазах которого помещается трехфазная обмотка, и вращающейся части - ротора с электромагнитами, к обмотке которых подводится постоянный ток при помощи контактных колец и наложенных на них щеток (рис. 1). Статор синхронной машины ничем не отличается от статора асинхронной машины. Ротор её выполняется или явнополюсным (с выступающими полюсами, рис. 1), или неявнополюсным (цилиндрический ротор, рис. 2).

Рис. 1 Явнополюсная синхронная машина (2 p = 8). Рис. 2 Неявнополюсная синхронная машина (2 p = 2).

В зависимости от рода первичного двигателя, которым приводится во вращение синхронный генератор, применяются названия: паротурбинный генератор или сокращенно турбогенератор (первичный двигатель - паровая турбина), гидротурбинный генератор или сокращенно гидрогенератор (первичный двигатель - гидравлическая турбина) и дизель-генератор (первичный двигатель - дизель). Турбогенераторы - быстроходные неявнополюсные машины, выполняемые в настоящее время, как правило, с двумя полюсами. Турбогенератор вместе с паровой турбиной, с которой он механически соединяется называется турбоагрегатом.

Гидрогенераторы - в обычных случаях тихоходные явнополюсные машины, выполняемые с большим числом полюсов и с вертикальным валом

Дизель-генераторы представляют собой в большинстве случаев машины с горизонтальным валом. Синхронные машины небольшой мощности иногда выполняются с неподвижными электромагнитами, помещенными на статоре, и обмоткой переменного тока, заложенной в пазы ротора, изготовленного из листовой электротехнической стали; в этом случае обмотка переменного тока соединяется с внешней цепью через контактные кольца и щетки.

Ту часть синхронной машины, в обмотке которой наводится э. д. с. , называют якорем. Электромагниты (полюсы) вместе с замыкающим их ярмом образуют полюсную систему; ее называют индуктором. В синхронных машинах обычной конструкции статор служит якорем, ротор - полюсной системой. Основные преимущества конструкции с вращающимися полюсами заключаются в том, что здесь возможно осуществить более надежную изоляцию обмотки неподвижного якоря, более просто, без скользящих контактов соединить ее с сетью переменного тока.

Устройство скользящих контактов для подвода постоянного тока в обмотке электромагнитов, называемой обмоткой возбуждения, не представляет затруднений, так как мощность, подводимая к этой обмотке, составляет небольшую долю [(0, 3 - 2)%] номинальной мощности машины. Кроме того, нужно отметить, что в современных мощных турбогенераторах, работающих с частотой вращения 3000 об/мин, окружная частота ротора достигает 180 - 185 м/сек; при такой частоте не представлялось бы возможным выполнить вращающийся якорь, собранный из тонких листов, механически достаточно прочным.

Ротор современного турбогенератора выполняется из цельной стальной поковки, высокого качества. Катушки обмотки возбуждения закладываются в пазы, выфрезерованные на внешней поверхности ротора, и закрепляются в пазах прочными металлическими клиньями. Лобовые части обмотки возбуждения закрываются кольцевыми бандажами, выполненными из особо прочной стали. Ток для питания обмотки возбуждения синхронная машина получает обычно от небольшого генератора постоянного тока, помешенного на общем валу с ней или механически с ней соединенного. Такой генератор называется возбудителем. В случае мощного турбогенератора вал возбудителя с валом турбо генератора соединяется при помощи полуэластичной муфты.

В синхронных генераторах применяют два основных способа возбуждения: независимое (рис. а.) и самовозбуждение (рис. б.)

При независимом возбуждении обмотка возбуждения питается от генератора постоянного тока с независимой обмоткой возбуждения, расположенного на валу ротора синхронного генератора и вращающегося вместе с ним (большой мощности). При самовозбуждении питание обмотки возбуждения осуществляется самим синхронным генератором через выпрямитель (малой и средней мощности).

При помощи первичного двигателя роториндуктор вращается. Магнитное поле находится на роторе и вращается вместе с ним, поэтому скорость вращения ротора равна скорости вращения магнитного поля – отсюда название синхронная машина.

При вращении ротора магнитный поток полюсов пересекает статорную обмотку и наводит в ней ЭДС по закону электромагнитной индукции: E = 4, 44*f*w*kw*Ф, где: f – частота переменного тока, Гц; w – количество витков; kw – обмоточный коэффициент; Ф – магнитный поток. Частота индуктированной ЭДС (напряжения, тока) синхронного генератора: f =p *n/60, где: р – число пар полюсов; n – скорость вращения ротора, об/мин.

Заменив в: E = 4, 44*(п*р/60)*w*kw*Ф и, определив что: 4, 44*(р/60)*w*kw – относится к конструкции машины и создаёт конструктивный коэффициент: C = 4. 44*(р/60)*w*kw. Тогда: Е = СЕ*n*Ф. Таким образом, как и у любого генератора, основанного на законе электромагнитной индукции, индуктированная ЭДС пропорциональна магнитному потоку машины и скорости вращения ротора.

Синхронные машины применяются также в качестве электрического двигателя, особенно в установках большой мощности (свыше 50 к. Вт)

Для работы синхронной машины в режиме двигателя обмотку статора подключают к трёхфазной сети, а обмотку ротора к источнику постоянного тока. В результате взаимодействия вращающегося магнитного поля машины с постоянным током обмотки возбуждения, возникает вращающий момент М, который увлекает его со скоростью магнитного поля.

Для включения генератора в сеть необходимо: одинаковое чередование фаз в сети и генераторе; равенство напряжения сети и ЭДС генератора; равенство частот ЭДС генератора и напряжения сети; включать генератор в тот момент, когда ЭДС генератора в каждой фазе направлена встречно напряжению сети. Невыполнение этих условий ведёт к тому, что в момент включения генератора в сеть возникают токи, которые могут оказаться большими и вывести генератор из строя.

СИСТЕМЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ СЕРИИ ВТЕ, ВТП

Тиристорные возбудители серии ВТЕ, ВТП предназначены для питания обмоток возбуждения синхронных двигателей мощностью до 12500 кВт., автоматически регулируемым постоянным током, при их прямом и реакторном пуске, синхронной работе и в аварийных режимах.

Возбудители удовлетворяют требованиям ГОСТ 24688-81, ГОСТ 18142.1-82 и могут быть использованы взамен выпрямителей серий ТВ-320, ТВ-400, ТВ-600, ТВУ, ВТЭ-320, ТЕ8-320, В-ТПЕ8, В-ТПП8, КТЭС.

Возбудители выпускаются на номинальные токи 200, 320, 400, 630, 800 и 1000 А, номинальные напряжения от 24 до 300 В. Возбудители на токи 200, 320 и 400 А, имеют естественное воздушное охлаждение, а на токи 630, 800 и 1000 А - принудительное воздушное от встроенных вентиляторов.

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

    легко перепрограммируемые при наладке структуры систем автоматического регулирования;

    стабилизация тока возбуждения в ручном режиме;

    регулирование напряжения статора;

    регулирование cos ? в узле нагрузки;

    регулирование реактивного тока статора;

    двухпроводные интерфейсы для внешних средств автоматизации и диагностики;

    режим автоматического опробования перед включением;

    проверка цепей защиты от перенапряжений;

    проверка исправности силовых цепей.

    разветвленная система защит;

    встроенная система диагностики и записи «аварийного следа»;

    любая объектная ориентация по требованию Заказчика.

УСТРОЙСТВО

Питание ВТЕ, ВТП (далее «возбудитель») может осуществляться от одного ввода напряжением ~380 В, 50 Гц. Предусмотрена также возможность питания средств управления от отдельного ввода. Для управления цепями включения и выключения масляными выключателями предусмотрен ввод напряжения = 220 (110) В. Схема и состав релейно-коммутационной части возбудителя определяется требованиями конкретного объекта применения.

Выпрямитель возбудителя выполнен по трехфазной мостовой схеме с одним тиристором в плече. Параллельно нагрузке (обмотке возбуждения синхронного двигателя) через бесконтактный ключ на тиристорах, подключено пусковое сопротивление, предназначенное для асинхронного пуска и снижения до допустимой величины перенапряжений, возникающих в обмотке ротора при асинхронных режимах работы двигателя. Причем включение тиристоров ключа осуществляется как от микропроцессорной системы управления в режиме пуска, так и непосредственно от возникающих на обмотке возбуждения перенапряжений.

Микропроцессорная система управления осуществляет управление всем комплексом аппаратуры возбудителя начиная от приема внешних и внутренних дискретных и аналоговых сигналов и заканчивая выдачей управляющих потенциальных и импульсных сигналов, а также индикацию с помощью встроенного пультового терминала (ПТ) всех режимов работы возбудителя.

Перед включением на рабочий режим возбудителя производится режим опробования, при котором проверяется:

    исправность цепей защиты ротора от перенапряжений путем подачи импульсов напряжения реальной величины и фиксация срабатывания тиристоров ключа в обоих направлениях;

    исправность преобразователя и внешних силовых цепей.

Возбудители имеют рабочие режимы автоматического и ручного управления током возбуждения. Переключение с режима на режим осуществляется без отключения возбудителя переключателем, установленным на двери преобразователя. Там же установлены измерительные приборы (ток статора, ток возбуждения, напряжение возбуждения, cos ?) и пультовый терминал, с помощью которого можно осуществлять выбор структуры системы автоматического регулирования, изменение параметров регуляторов и уставок системы управления и защит. Эти же процедуры можно осуществлять и с помощью ПЭВМ, для чего разработан комплекс сервисного программного обеспечения, значительно облегчающий и ускоряющий процесс наладки.

В режиме ручного управления возбудитель обеспечивает:

    автоматическую подачу возбуждения в функции скольжения ротора в диапазоне 1-5% с выбором оптимальной полуволны тока ротора при прямом или реакторном пуске синхронного двигателя;

    регулировку напряжения возбуждения в интервале от 0,1 до 2,0 номинального;

    ограничение напряжения возбуждения по минимуму от 0 до 0,5 номинального, тока возбуждения по максимуму до 1,75 номинального;

    форсировку возбуждения по напряжению кратностью не менее 2,0 номинального при номинальном напряжении питающей сети и «форсировочном» токе кратностью 1,75 номинального;

    ограничение тока ротора при перегрузке по время – токовой характеристике;

    защиту от внутренних коротких замыканий в преобразователе, от внешних коротких замыканий на стороне постоянного тока;

    гашение поля при нормальных и аварийных отключениях двигателя переводом преобразователя в инверторный режим;

    защиту синхронного двигателя от потери возбуждения и от затянувшегося пуска со временем срабатывания до 30с. В режиме автоматического управления возбудитель, кроме вышеперечисленного обеспечивает автоматическое регулирование тока возбуждения по напряжению статора, cos ? в узле нагрузки или реактивному току статора.

СТРУКТУРА УСЛОВНОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОНСТРУКЦИИ

Конструктивно возбудитель выполнен в виде шкафа с двухсторонним обслуживанием. Органы управления, измерительные приборы и лампы сигнализации расположены на двери шкафа. Охлаждение тиристоров естественное или принудительное (ВТЕ, ВТП) воздушное. Подвод кабелей внешних подключений осуществляется через отверстия в днище шкафа, уплотненные гермовводами. Для крепления кабелей предусмотрены скобы. Силовой преобразовательный трансформатор устанавливается отдельно.

Габариты шкафа ВТЕ (ВТП) (ШхВхГ) мм. – 800 (1000) х 2000 (2150) х 600.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Таблица 1. Основные технические данные систем возбуждения синхронных двигателей

Наименование параметра Значение
1. Входное питающее напряжение трехфазное, В 380 +10/-15 %
2. Частота входного напряжения, Гц 50 ± 2 %
3. Кратность форсировки по напряжению, о. е. 2,0 Uн
4. Кратность форсировки по току не менее, о.е 1,75 Iн
5. Оперативное напряжение постоянного тока, В 220 (110) +10 /-15 %
6. Коэффициент полезного действия, не менее 0,95
7. Степень защиты IP21…IP54 (по заказу)
8. Срок службы не менее, лет 15
9. Среднее время восстановления не более, мин. 40
10. Помехоустойчивость удовлетворяет всем требованиям стандартов
11. Способ гашения поля инверторный

УСЛОВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Таблица 2. Условия окружающей среды

© 2024 spares4bmw.ru -- Автомобильный портал - Spares4bmw