Простое зу для аккумуляторов крона. Зарядное устройство для кроны своими руками Почему батарейка называется крона

Главная / Эксплуатация

Схема и описание самодельного автоматического зарядного устройства для зарядки 9 вольтовых аккумуляторных батарей (7Д-01 «крона») и им подобных.

Схема зарядного устройства приведена на рисунке 1.

Нажмите на рисунок для просмотра.

Оно состоит из однополупериодного выпрямителя на диоде VD1, стабилизатора напряжения на стабилитроне VD2 и балластных резисторах R1, R2, электронного ключа на транзисторе VT1 и диоде VD3, порогового устройства на тринисторе VS1.

Пока аккумуляторная батарея, подключенная к разъему ХР2, заряжается и напряжение на ней ниже номинального, тринистор закрыт. Как только напряжение на батарее возрастет до номинального, тринистор открывается. Зажигается сигнальная лампа HL1 и одновременно закрывается транзистор. Зарядка батареи прекращается.

Порог срабатывания автомата зависит от сопротивления резистора R4.

Диод Д226Д можно заменить любым другим из той же серии, Д226Б – другим выпрямительным диодом с выпрямленным током не ниже 50мА и обратным напряжением не ниже 300 В, стабилитрон Д813 – стабилитроном Д814Д, транзистор КТ315Б – другим транзистором этой серии с коэффициентом передачи тока не менее 50, тринистор КУ103В – тринистором КУ103А.

Налаживают самодельное зарядное устройство при подключенной аккумуляторной батарее и контрольном вольтметре постоянного тока, измеряющем напряжение батареи. Как только напряжение достигнет 9,45 В, должна вспыхнуть сигнальная лампа. Если этого не происходит, то подбирают резистор R4. Устройство включают в сеть только после надежного подключения батареи!!!

Популярные схемы зарядных устройств:

На сегодняшний день батарейка крона используется во многих электронных устройствах. Данный элемент питания производиться практически всеми батареечными компаниями. На прилавках магазинов может встречаться аккумуляторная батарея крона разных производителей.

В этой статье вы узнаете какие фирмы выпускают данный источник энергии, как его зарядить, какова стоимость продукта, из чего он состоит и многое другое!

Что такое крона?

Крона – это батарейка на 9 вольт прямоугольной формы, имеющая два полюса на одном из своих торцов. Данный элемент был создан еще в Советском Союзе, но популярностью пользуется до сих пор. Может обозначаться как PP3.

Крона это батарейка или аккумулятор?

Изначально данный элемент выпускался как простая батарея. Но с развитием технологий стали производить аккумуляторные батарейки по типу Кроны. Поэтому существуют как аккумуляторные кроны, так и обычные. В момент покупки желательно спросить у продавца какой это источник энергии. Можно еще задать вопрос: «Сколько раз можно перезаряжать?».

На некоторых подобных элементах питания все уже написано.

На картинке видно, что ее можно заряжать целых 1000 раз. А вот обычную крону всего 2-а раза. После чего она может выйти из строя. Производители не рекомендую подвергать ее зарядке.

Батарейка крона фото

Ниже приведено 6 картинок 9v источника питания.





Ну вот именно так выглядит батарейка крона.

Почему батарейка называется крона?

Точно ответить на этот вопрос проблематично, но можно предположить, что это связано с ее внешним видом. Кроной обычно называют верхушку деревьев или монету. И от сюда можно дать ответ как называется батарейка крона, точнее от куда берет свое название.

Два верхних полюса вполне можно сравнить с верхними ветками деревьев. Существует созвучное слово корона. Возможно название этот элемент питания берет и от этого слова. Потому что отдаленно напоминает данный предмет.

Рассмотрим устройство для зарядки маломощных аккумуляторных батарей на 9 вольт, типа 15F8K. Схема позволяет заряжать батарею постоянным током около 12 мА, а по окончании - автоматически отключается.

В ЗУ есть защита от короткого замыкания в нагрузке. Устройство представляет собой простейший источник тока, включает дополнительно индикатор опорного напряжения на светодиоде и автоматическую схему отключения тока по окончании зарядки, которая выполнена на стабилитроне VD1, компараторе напряжения на ОУ и ключе на транзисторе VT1.



Принципиальная электрическая схема.

Уровень зарядного тока устанавливается резистором R7 по формуле, которую вы можете посмотреть в оригинале статьи на картинке (клик, для увеличения размера).


Принцип работы зарядного устройства

Напряжение на неинвертирующем входе микросхемы больше напряжения на инвертирующем. Выходное напряжение операционного усилителя близко к напряжению питания, транзистор VT1 открыт и через свётодиод течет ток около 10 мА. При зарядке батареи напряжение на ней растет, а значит растет и напряжение на инвертирующем входе. Как только оно превысит напряжение на неинвертирующем входе, компаратор переключится в другое состояние, закроются все транзисторы, погаснет светодиод и прекратится зарядка аккумулятора. Предельное напряжение, при котором прекращается зарядка батареи, устанавливается резистором R2. Во избежание неустойчивой работы компаратора в зоне нечувствительности можно установить резистор, показанный штриховой линией, сопротивлением 100 кОм.


Эта схема хорошо подходит не только для обычной аккумуляторной "Кроны ", но и других типов аккумуляторов. Только нужно лишь подобрать сопротивление резистора R7 и при необходимости поставить более мощный транзистор VT3.



Готовое ЗУ можно разместить в любой подходящей по размерам пластиковой коробочке. Также прекрасно подходят корпуса от нерабочих зарядок мобильных телефонов. Например одна рабочая, переделанная на повышенное напряжение, зарядка - источник напряжения 15В, а в дрогой будут элементы схемы самого ЗУ и контакты для подключения "Кроны ". Сборка и испытание устройства: sterc

Рассмотрим устройство для зарядки маломощных аккумуляторных батарей на 9 вольт, типа 15F8K. Схема позволяет заряжать батарею постоянным током около 12 мА, а по окончании - автоматически отключается.

В ЗУ есть защита от короткого замыкания в нагрузке. Устройство представляет собой простейший источник тока, включает дополнительно индикатор опорного напряжения на светодиоде и автоматическую схему отключения тока по окончании зарядки, которая выполнена на стабилитроне VD1, компараторе напряжения на ОУ и ключе на транзисторе VT1.


Принципиальная электрическая схема.

Уровень зарядного тока устанавливается резистором R7 по формуле, которую вы можете посмотреть в оригинале статьи на картинке (клик, для увеличения размера).


Принцип работы зарядного устройства

Напряжение на неинвертирующем входе микросхемы больше напряжения на инвертирующем. Выходное напряжение операционного усилителя близко к напряжению питания, транзистор VT1 открыт и через свётодиод течет ток около 10 мА. При зарядке батареи напряжение на ней растет, а значит растет и напряжение на инвертирующем входе. Как только оно превысит напряжение на неинвертирующем входе, компаратор переключится в другое состояние, закроются все транзисторы, погаснет светодиод и прекратится зарядка аккумулятора. Предельное напряжение, при котором прекращается зарядка батареи, устанавливается резистором R2. Во избежание неустойчивой работы компаратора в зоне нечувствительности можно установить резистор, показанный штриховой линией, сопротивлением 100 кОм.

Эта схема хорошо подходит не только для обычной аккумуляторной "Кроны ", но и других типов аккумуляторов. Только нужно лишь подобрать сопротивление резистора R7 и при необходимости поставить более мощный транзистор VT3.


Готовое ЗУ можно разместить в любой подходящей по размерам пластиковой коробочке. Также прекрасно подходят корпуса от нерабочих зарядок мобильных телефонов. Например одна рабочая, переделанная на повышенное напряжение, зарядка - источник напряжения 15В, а в дрогой будут элементы схемы самого ЗУ и контакты для подключения "Кроны ". Сборка и испытание устройства: sterc

Обсудить статью ЗАРЯДКА АККУМУЛЯТОРНОЙ КРОНЫ 9В

Большинство радиолюбителей пользуется цифровыми мультиметрами, элементом питания которых являются аккумуляторы или батарейки типа Крона.

При этом, учитывая закон подлости, разряжаются они всегда в самый неподходящий момент, когда от точности измерений зависит работоспособность всего проекта.

Посетив магазин, я решил для себя, что использование аккумулятора Крона более экономично, нежели постоянно покупать и держать в запасе батарейку. Но это только при условии правильной эксплуатации аккумулятора.

Поэтому требовалось простое зарядное устройство. Его можно приобрести во многих магазинах. НО! Как и многие из Вас, я не ищу легких путей. Да и гораздо интереснее и полезнее придумать схему, собрать ее, настроив на качественную работу.

Вот такое зарядное у меня получилось.

Это устройство позволяет заряжать аккумуляторы типа Крона – 2 шт. отдельными каналами с оптимальным зарядным током (1/10 от емкости) и имеет светодиодную индикацию.

Индикация состоит из двух светодиодов. 1-ый обозначает, что аккумулятор разряжен более чем на 50%. 2-ой – свидетельствует о том, что батарея заряжена и ее можно извлекать из устройства.

Кроме того, зарядка разряженного аккумулятора происходит в два этапа: зарядка постоянным током и зарядка постоянным напряжением.

Разберем работу схемы. Схема питается постоянным (выпрямленным) напряжением от 12 до 30 в. Но повышенное напряжение питания вызовет более высокую разность напряжений на LM317, что приведет к ее нагреву и потребности устанавливать радиатор. Поэтому, рекомендую питать схему 12-15 в.

Включение LM317 в режиме стабилизации напряжения позволяет получить постоянное (неизменное) напряжение на выходе микросхемы при изменении напряжения питания.

После LM317 выполнен стабилизатор тока на двух транзисторах. Когда подключаем клеммы к разряженному аккумулятору падение напряжения на резисторе 27 ом значительно превышает порог открытия второго транзистора, что приводит к включению светодиода и частичному закрытию первого транзистора и, тем самым, ограничению тока заряда.

В процессе заряда аккумулятора падение напряжения на резисторе 27 ом в определенный момент закрывает второй транзистор, что приводит к почти полному открытию первого транзистора, а это значит, что почти все входное напряжение поступает эмиттер транзистора, то есть на выход.

Таким образом, обеспечивается безопасный ток заряда для аккумуляторной Кроны.

Операционный усилитель ОР(LM358) выполняет роль компаратора, который отслеживает напряжение на клеммах аккумулятора и сравнивает его с установленным переменным резистором. Как только напряжение превысит установленное, загорится второй светодиод, сигнализирующий о том, аккумулятор заряжен.

Настройку начинаем с установки выходного напряжения. Для этого подключаем вольтметр к выходным клеммам (без нагрузки) и подстроечнымрезистором (в цепи стабилизатора LM317) устанавливаем напряжение равное 9,1-9,2в.

Далее, для настройки срабатывания светодиода, сигнализирующего об окончании зарядки, подключаем вольтметр к выходным клеммам и подключаем аккумулятор Крона. Как только напряжение достигнет 9в, вращая подстроечный резистор (в цепи LM358) добиваемся включения светодиода. Эта операция требует довольно таки много терпения и точности, поэтому я рекомендую использовать многооборотные резисторы.

После настройки, данные резисторы замазываются лаком или воском для исключения возможности сбить ранее осуществленную настройку.

Разводка платы выполнена с учетом имеющихся в наличии деталей.

© 2024 spares4bmw.ru -- Автомобильный портал - Spares4bmw