Классификация, виды и отличия дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Основные виды и причины дтп Сообщение с примерами о дорожных транспортных происшествиях

Главная / Ходовая часть

Содержание публикации:

  • ДТП. Определение понятия
  • Учет ДТП Росстатом
  • в ОДМ 218.6.015-2015
  • Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в утративших силу Правилах 1998 года

ДТП. Определение понятия

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")

Тождественное определение понятия "дорожно-транспортное происшествие" содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ , утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 3.1.2 Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения (утратившие с 12.05.2015 года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России 29.05.1998 года).

Учет ДТП Росстатом

В Приказе Росстата от 29.12.2017 N 887 "Об утверждении методологических положений по статистике транспорта" (данный приказ не был официально опубликован ) содержатся следующие положения:

  • Погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее в течение 30 последующих суток после ДТП.
  • Раненый - лицо, получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо необходимость амбулаторного лечения.

В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди .

Дорожно-транспортные происшествия учитываются по следующим основным признакам:

  • видам (столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, пешехода, препятствие, велосипедиста, падение пассажира);
  • местам совершения (в населенных пунктах, на автомобильных дорогах общего пользования, частных автомобильных дорогах, платных автомобильных дорогах, автомобильных дорогах необщего пользования, на железнодорожных переездах и в других местах);
  • причинам, основными из которых являются: нарушение Правил дорожного движения (в том числе водителями транспортных средств), техническая неисправность транспортных средств и неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети;
  • категориям пострадавших (водителям, велосипедистам, пассажирам, пешеходам);
  • участникам происшествий (в том числе с участием пешеходов и детей в возрасте до 16 лет);
  • времени совершения (дням недели, времени суток).

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в ОДМ 218.6.015-2015

В действующем с 12.05.2015 года Отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.6.015-2015 "Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации", утв. распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р, выделены лишь следующие виды ДТП:

дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек (п. 3.1.3). При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения (п. 3.1.10). Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. (п. 3.1.4).

В прежних Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ, утвержденных Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года содержалась более развернутая характеристика дорожно-транспортного происшествия, которая выгоднее отличалась от ныне действующих Рекомендаций, утвержденных Росавтодором 12 мая 2015 г.

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в утративших силу Правилах 1998 года

В действовавших до 12 мая 2015 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:

Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Иной вид ДТП - бесконтактное ДТП

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включал также "иной вид ДТП ". Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли "пострадавший" автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что "из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие " (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, "дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения , в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под термином "дорога " понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что "поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения , то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия - страхового случая , предусмотренного договором добровольного страхования".

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? "Ограниченная видимость" и "дорожные условия, сопутствующие ДТП"

В ныне утративших силу Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998 г. N 168 содержались определения следующих терминов:

"4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

6. Ограниченная видимость - расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.

7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП , - фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)".

Каждый день мы с вами становимся участниками дорожного движения: ездим на общественном или личном транспорте, велосипеде или просто переходим проезжую часть. При этом мы должны помнить, что дорога - это источник опасности, поэтому нам необходимо быть очень внимательными и соблюдать Правила дорожного движения. Слишком же легкомысленное отношение к такой, казалось бы, повседневной вещи, может привести к неприятным последствиям - дорожно-транспортному происшествию.

Дорожно-транспортное происшествие - что это такое

В Правилах дорожного движения (далее по тексту ПДД) дано такое определение ДТП (п. 1.2): «Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

Разберём его подробнее.

Во-первых, ДТП - это событие, то есть явление жизни, независящее от воли людей. Иными словами, то, чего бы мы не хотели допустить, но оно произошло помимо нашего желания. На первый взгляд, это незначительный нюанс, но для юристов будет важным установить именно факт «события», поскольку он будет характеризовать ДТП именно как ДТП. Предположим, два автомобиля, которые ехали друг за другом, тормозя на светофоре, столкнулись. Если водитель, следовавший позади, просто не успел затормозить, допустим, из-за плохих погодных условий, то есть он не желал наступления таких последствий, то произошедшее будет являться «событием». И от этого будет зависеть дальнейшее разбирательство и мера ответственности нарушителя (в этом случае - восстановление материального ущерба). А если столкновение будет совершено преднамеренно умышленно, то есть по желанию водителя (на языке юристов - будет совершено «действие»), то в юридическом смысле ситуация кардинально меняется: водитель нарушил не просто общественный порядок, а посягнул на чужую жизнь или имущество, следовательно будет подвергнут более жёсткому уголовному наказанию.

Во-вторых, в ДТП участвует транспортное средство, причём оно должно передвигаться. Два эти признака должны быть соблюдены одновременно. Согласитесь, что если хулиганы нацарапают на стоящей под окном машине нехорошее слово, то эта ситуация не будет являться ДТП, хотя в ней и «участвовало» ваше транспортное средство (ребят просто привлекут к ответственности за порчу чужого имущества). В данном случае отсутствует важный признак ДТП - передвижение автомобиля.

В-третьих, ДТП обязательно приводит к негативным последствиям - причинению ущерба (материального или ущерба здоровью или жизни). Например, если на проезжую часть выбежал пешеход, но водитель успел затормозить и не задел нарушителя ПДД, то подобная ситуация не будет расцениваться как ДТП, ведь никакого вреда никто не причинил (разве что оба отделались только лёгким испугом).

Таким образом, мы видим, что у ДТП есть три основных признака:

  1. Происходит независимо от воли участников ДТП.
  2. Один из участников - транспортное средство, которое находится в процессе движения, в дороге.
  3. В результате ДТП причиняется какой-либо ущерб.

Участники ДТП

Ими могут быть водители любых транспортных средств (автомобили и механические транспортные средства, такие как мотоциклы, мопеды, тракторы), причём хотя бы одно из транспортных средств, попавших в такую неприятную ситуацию, должно находиться в пути - передвигаться. Также участниками ДТП могут быть и другие участники дорожного движения: пешеходы, велосипедисты.

Причины ДТП

  • Самая распространённая причина - нарушение ПДД водителями транспортных средств. Чаще всего к аварийным ситуациям приводят следующие нарушения:
  • Нарушение ПДД другими участниками дорожного движения. Даже если водитель скрупулёзно соблюдает ПДД, надеяться на то, что так же будут поступать пешеходы и велосипедисты, не приходится. Поэтому в пути нужно быть внимательным и готовым ко всему;
  • Неопытность водителя. Довольно часто в ДТП попадают водители-новички или те, кто редко ездят за рулём. В принципе, это нормально; как мы знаем, ошибки учат нас. Победить неопытность поможет только практика. Благодаря практике и собственным ошибкам, вы получите необходимый опыт, который поможет вам лучше водить и предохранить себя от ДТП.
  • Невнимательное вождение. Некоторые водители позволяют себе во время езды отвлекаться: на разговоры с пассажирами, телефон, и даже приём пищи. Это может привести к тому, что водитель не заметит дорожных знаков, сигналов светофора или вовремя не сориентируется в дорожной ситуации (касается это и новичков и опытных водителей). Безопасность - превыше всего, поэтому старайтесь во время вождения фокусировать своё внимание на дороге.
  • Технические неисправности транспортных средств. Хорошее состояние автомобиля - залог вашей безопасности. Поэтому нужно оперативно реагировать на посторонний шум в работающем двигателе или другие подозрительные отклонения от нормальной работы авто. И, конечно, не забывать раз в год проходить техосмотр. Помните, от этого зависит ваша жизнь и жизнь близких.
  • Плохие дорожные условия (качество покрытия, погода). «Убитая» дорога, на которой приходится объезжать каждую ямку, дождь или гололёд - всё это требует повышенного внимания.

К косвенным причинам можно отнести неоправданно рискованное поведение на дороге, неспособность контролировать себя в аварийно опасной ситуации, плохое физическое/моральное состояние водителя (болезнь, усталость, стрессы). По большому счёту, они приводят к какой-либо причине из списка, но на них тоже стоит обратить внимание.

Виды ДТП

Анализируя ситуации, при которых водители авто чаще всего попадали в ДТП, можно выделить следующие их виды:

  • Столкновение. Различают столкновения двух движущихся транспортных средств (автомобиль, электромобиль, мотоцикл и другие механические транспортные средства), столкновение движущегося транспортного средства с другим, внезапно остановившимся, столкновения с железнодорожным составом;
  • Наезды
    • Наезд на пешехода (даже если он по своей вине натолкнулся на автомобиль);
    • Наезд на велосипедиста;
    • Наезд на стоящее транспортное средство. Обратите внимание, транспортное средство не находилось в движении, а изначально стояло в момент ДТП (например, на парковке). В отличие от столкновения, где транспортное средство было в пути, но остановилось внезапно, например, затормозив перед пешеходным переходом;
    • Наезд на препятствие или удар об него;
    • Наезд на гужевой транспорт;
    • Наезд на животных (диких, домашних, а также птиц; в том числе, случай, когда они сами ударились об авто);
  • Опрокидывание. Считается самостоятельным видом ДТП, если оно не стало следствием столкновения или наезда;
  • Прочие происшествия (падение пассажиров, падение грузов и т. д.).

Действия при ДТП

О том, что делать водителю, причастному к ДТП, написано в разделе 2 ПДД.

Конкретный порядок действий зависит от ситуации, но в любом случае необходимо сделать следующее:

  1. Остановить автомобиль или не трогаться с места, в зависимости от ситуации.
  2. Включить аварийку, поставить знак аварийной остановки.

    Если произошло ДТП, нужно остановить автомобиль и включить аварийную световую сигнализацию

  3. Ничего не трогать на месте ДТП. Если же попавшее в ДТП авто мешает нормальному дорожному трафику, то нужно освободить проезжую часть. Перед этим желательно заснять на фото или видео место аварии, расположение транспортных средств на дороге, повреждения и иные важные детали ДТП.

    При ДТП водитель должен установить на дороге знак аварийной остановки

  4. Сообщить о случившемся в полицию и ждать дальнейших указаний.
  5. Если необходимо, помочь пострадавшим в аварии, вызвать скорую.

Ответственность за ДТП

Ответственность за ДТП последует в том случае, если оно произошло по чьей-либо вине, а не в силу каких-то объективных непреодолимых причин (например, природные катаклизмы). Вид ответственности и мера наказания за дорожно-транспортное происшествие зависит от вида и тяжести причинённого ущерба, от того, пострадали ли из-за аварии люди. Также принимается во внимание, были ли нарушены ПДД и мог ли водитель предотвратить ДТП. Чаще всего несколько видов ответственности, рассмотренных ниже, наступают одновременно, поэтому и наказание за аварию представляет собой комплекс санкций.

Гражданско-правовая ответственность

Наступает практически в каждом случае ДТП, представляет собой компенсацию в денежной форме виновной стороной всего причинённого в результате ДТП вреда. Законодательно это закреплено в статье 1079 Гражданского кодекса РФ: гражданин обязан возместить вред, причинённый его автомобилем, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы - чрезвычайное непредотвратимое событие, например, стихийное бедствие - или умысла потерпевшего.

Водитель, по чьей вине наступило ДТП, должен быть готов оплатить весь причинённый ущерб:

  1. За повреждённые материальные предметы: транспортные средства, перевозимые на них грузы, различные строения и сооружения, которым нанесли вред в результате аварии.
  2. Расходы на медицинскую помощь и лечение пострадавшим в результате аварии, и, возможно, компенсация морального вреда.
  3. Расходы на погребение, если в результате аварии погиб человек; компенсация морального вреда его родственникам.

Нужно заметить, что благодаря ОСАГО расходы виновника аварии могут быть меньше, так как полную сумму или её часть выплатит страховая фирма. Если материальный ущерб причинён в рамках 400 тыс. рублей, а ущерб здоровью - в рамках 500 тыс. рублей, то страховка полностью его покрывает; всё, что свыше этих сумм, придётся выплачивать виновнику ДТП.

Административная ответственность

Глава 12 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) предусматривает штрафы и иные наказания за различные нарушения ПДД. Поэтому административная ответственность при ДТП наступит в том случае, если его причиной стало какое-либо, из указанных в КоАП РФ, нарушений ПДД (но юридически это будет ответственность за нарушение ПДД, а не за ДТП).

Также к административной ответственности привлекается водитель, виновный в ДТП, последствием которого стало причинение лёгкого и средней тяжести вреда здоровью человека. Последствия в первом случае - штраф две - пять рублей или лишение водительских прав года до полутора лет; во втором случае - штраф 10–25 тыс. рублей или прав на полтора-два года (статья 12.24 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

Наступает в том случае, когда ДТП привело к наиболее тяжким последствиям - в результате аварии сильно пострадали или погибли люди. При этом причиной ДТП стало нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства водителем. В этом случае ответственность предусматривается статьёй 264 Уголовного кодекса РФ. Сразу заметим, что смертельным исходом будет считаться не только случай, когда пострадавший скончался на месте ДТП, но и если он умер в течение ближайших 7 суток. Ниже приведён список последствий ДТП и возможные в каждой ситуации наказания.

  • Причинён тяжкий вред здоровью человека (то есть опасный для жизни или повлёкший какого-либо органа или его функций):
    • ограничение свободы до 3 лет;
    • принудительные работы до 2 лет (плюс, к этому могут добавить лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет);
    • арест на 6 месяцев;
    • лишение свободы до 2 лет (могут добавить лишение права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет).

Далее - абсолютно ко всем наказаниям обязательно добавляется санкция в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до 3 лет (в отличие от вышеуказанного случая, где такая санкция может добавиться или не добавиться - по усмотрению суда).

  • Причинён тяжкий вред здоровью человека, при этом водитель был пьян:
    • принудительные работы сроком до 3 лет;
    • тюремный срок до 4 лет;
  • Погиб один человек:
    • принудительные работы до 4 лет;
    • лишение свободы сроком до 5 лет;
  • Погиб один человек, при этом водитель был пьян:
    • тюремный срок от 2 до 7 лет;
  • Погибло два и более человека:
    • принудительные работы сроком до 5 лет;
    • лишение свободы на срок до 7 лет;
  • Погибло два и более человека, при этом водитель был пьян:
    • тюремный срок от 4 до 9 лет.

Ответственность за оставление места ДТП

Помимо ответственности за само ДТП и его последствия, в российском законодательстве предусмотрены санкции и за то, что участник покинет место аварии, поскольку такое поведение водителя противоречит его обязанностям, прописанным в разделе 2 ПДД. За такое поведение можно на полтора-два года лишится водительстких прав или попасть под арест на 15 суток (статья 12.27 КоАП РФ).

Также ПДД запрещает водителю транспортного средства после ДТП, участником которого он стал, употреблять алкоголь, наркотики и другие подобные вещества. За нарушение этого правила последует штраф 30 000 рублей и лишение водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет (часть 3 статьи 12.27 КоАП РФ).

Дорожно-транспортное происшествие - не самая приятная ситуация. Она забирает много сил, нервов, времени, влечёт за собой материальные расходы. Поэтому будьте предельно внимательны, находясь в дороге.

Дорожно-транспортное происшествие представляет собой не только разной сложности столкновение транспортных средств.

Под подобным требованием понимается огромное количество иных, не менее опасных ситуаций.

Каждый водитель должен знать, что такое ДТП определение в ПДД, ознакомиться с перечнем распространенных инцидентов, которые можно отнести к аварийным ситуациям. Это поможет правильно реагировать их.

Изучая определение ДТП в правилах дорожного движения, можно отметить, что аббревиатура ДТП характеризуется, как дорожно-транспортное происшествие.

Из данного термина всегда следует определенная аварийная ситуация, которая имеет отношение к одному, двум или более транспортным средствам.

Недостаточно знать, все про ДТП что это такое расшифровка. Стоит ознакомиться с критериями их классификации.

Несмотря на подобное понятие, нет возможности понять, какая именно ситуация может быть расценена, как дорожно транспортное происшествие. Определение стоит изучить более подробно.

Важно знать не только, что означает данное понятие, но также что под ним подразумевается. В современном Федеральном законодательстве, а также в правилах учета дорожных авариях дается некоторое определенное ДТП.

По сути, это некоторое событие, которое случилось в процессе передвижения транспортного средства и повлекло за собой вред здоровью или жизни людей, а также принявших участие в аварии автомобилей, грузов и разных недвижимых объектов.

ДТП – это особое нарушение ПДД или несоблюдение общепринятых принципов эксплуатации средства передвижения, что повлекло определенный ущерб.

В качестве административного нарушения в 2020 году рассматривается урон легкой, а также средней тяжести. В более тяжелых случаях и ситуациях аварийная ситуация будет проходить уже по уголовному содержанию.

Видео: Что такое ДТП?

К ДТП относятся разные обязательства, связанные с дорожными происшествиями . Довольно часто они характеризуются, как длительные, трудоемкие и запутанные.

Причина в том, что далеко не всегда получается выполнить все с первого раза, оценить, может быть отнесена или нет определенная ситуация к категории ДТП.

При выяснении вопроса, какое из событий может быть отнесено к ДТП, потребуется принимать во внимание основное определение понятия. После этого становится ясно, что нельзя отнести к дорожным авариям.

В первую очередь это такие ситуации, где автомобиль не принимал непосредственного участия. Также к ДТП не могут быть отнесены ситуации, при которых автомобили находились в статичном состоянии, а также если не был причинен ущерб автомобилю или иным участникам движения.

Необходимо понимать, что является ДТП, что нет . Это поможет в определенной ситуации защитить свои права.

Дать определение участникам ДТП относительно несложно. Сделать это можно и самостоятельно. Прежде всего, это лица, которые в той или иной степени были задействованы в аварийной ситуации. Это лица, которые напрямую относятся к категории виновников ДТП или потерпевших.

Согласно ПДД, среди основных категорий участников ДТП можно выделить следующие:

ДТП может возникнуть, как с одним участником, когда водитель столкнулся в неодушевленным препятствием, а также с несколькими, вплоть до десятка или даже сотни. Это есть ответ на вопрос, что такое обоюдка.

Стоит обратить внимание, что для возникновения ДТП существуют определенные причины. Среди них можно отметить все возможные факторы риска, имеющие отношение к действиям участника движения или к воздействиям внешней среды.

Практически анализ основной массы ДТП показал, что очень часто аварийные ситуации происходят по причине некорректных действий водителей. ДТП разной сложности возникают при нарушении водителем ПДД.

Что касается основания для нарушения ПДД, то здесь может быть несколько факторов:

  • усталость и физическое недомогание водителя;
  • факторы, которые снимают акцент внимания водителя с трассы – телефон, например;
  • неблагоприятные условия погоды;
  • некачественное дорожное покрытие;
  • алкогольное опьянение.

Причин, которые могут повлечь за собой нарушение ПДД, существует достаточно много, но среди самыми распространенными считается употребление участниками движения наркотиков и алкоголя.

Основные виды ДТП

Согласно установленных в настоящее время правил дорожного движения, выделяется несколько основных категорий и признаки ДТП. Вот как выглядит классификация ДТП:

Существуют также иные варианты и виды ДТП. Это разнообразные группы дорожных аварий, которые не подпадают ни под какую категорию из перечисленных выше.

Это могут быть разнообразные формы наезда на колесо, которое отпало от иного средства передвижения или иной предмет.

Существует иная форма классификации дорожных происшествий. Изучив данную информацию, можно понять, что такое учетное ДТП, например.

На основании всего сказанного выше можно сделать вывод, что законом установлена детальная профессиональная классификация аварийных ситуаций. Соответственно и виды производимого анализа также могут быть разными.

В процессе производимого анализа применяется обычно ситуационная, статистическая, корреляционная, а также вероятностная методики. Практически во всех случаях задействуется дорожно-техническая и юридическая экспертизы.

В обязательном порядке принимаются во внимание современные технологические, социокультурные моменты, а также удельные и абсолютные индивидуальные показатели.

Грамотно проведенный анализ ДТП позволяет понять каждую отдельную ситуацию, а также основные причины ее возникновения.

Полученные в результате информационные данные используются для выработки правильных превентивных мер, которые в последствии могут быть направлены на снижение количества происшествий на трассах в каждом отдельном населенном пункте и во всей стране в целом.

Заключение

Результат аварийного происшествия будет напрямую зависеть от грамотного поведения всех участников ДТП.

Это прямо касается пострадавшей стороны, так как именно ей приходится принимать прямое участие в процессе защиты своих прямых гражданских прав.

При появлении аварийной ситуации нужно предпринять определенные действия . В первую очередь требуется проанализировать общее состояние пострадавших, а также автомобилей.

В обязательном порядке вызывается сотрудник ГИБДД и берется под контроль процесс возмещения морального и материального ущерба.

Знать об основных видах ДТП должен каждый водитель, только в этом случае у него может появиться шанс на полное восстановление прав и возмещение ущерба.

Вас заинтересует:


Один комментарий

    Ты постановление правительства номер 1090, пункт 2.6.1 читал вобще???

    Если не пострадали люди и повреждено тоьько имущество, то инспекторов вобще можно не вызывать. Учи законы, двоечник.

Основные понятия и термины дорожно транспортного происшествия (дтп) :

дорожно-транспортное происшествие

п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")

Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

ст. 2 Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"

Является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

п. 6 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года № 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения

дорожно-транспортным происшествием (ДТП ) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

п. 2 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды:
Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).
Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.
Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

п. 3 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

см. также - прил. № 6 к прил. № 2 "Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел", утв. приказом МВД РФ от 18 июня 1996 года № 328 в ред. от 16 февраля 2009 года

Карточка учета дорожно-транспортного происшествия (Приложение 1)

Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел (Приложение 2)

Приложение 1 к Инструкции
- - Приложение 2 к Инструкции

Кодификатор субъектов РФ и других государств - Приложение 4 к Инструкции

Кодификатор федеральных дорог - Приложение 5 к Инструкции

Приложение 6 к Инструкции

Кодификатор типов транспортных средств - Приложение 8 к Инструкции

Кодификатор предприятий-изготовителей автомототранспортных средств - Приложение 9 к Инструкции

Кодификатор марок, моделей транспортных средств - Приложение 10 к Инструкции

Кодификатор форм собственности - Приложение 11 к Инструкции

Кодификатор организационно-правовых форм - Приложение 12 к Инструкции

Кодификатор министерств РФ - Приложение 13 к Инструкции

Формат передачи карточек учета ДТП на федеральный уровень - Приложение 14 к Инструкции

Изменения и дополнения, которые вносятся в нормативные акты МВД России - Приложение 4 к приказу МВД РФ от 18 июня 1996 года № 328

В соответствии с частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

потерпевший

ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

потерпевший - лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства - участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном")

п. 4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года № 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток;
(в ред. постановления Правительства РФ от 19 ноября 2008 года № 859)

раненый - лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения

п. 2 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года №647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий"

погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

пп. 4 и 5 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

примечание к ст. 12.24 КоАП РФ

При определении виновника дорожно-транспортного происшествия, а также при оценке ущерба, нанесенного имуществу или здоровью людей, очень важно правильно классифицировать и определить вид ДТП. Зная, к какому виду относится данное ДТП, можно установить причины, приведшие к его возникновению.

Любой согласится с утверждением, что основная причина ДТП - нарушение правил дорожного движения. Хотя часто столкновения происходят по причинам, не связанным напрямую с участниками дорожного движения. Яркий пример - появление животных на дороге, или попадание на проезжую часть посторонних массивных предметов, например, веток деревьев. Водитель вынужден резко изменять траекторию движения, тем самым провоцируя аварии или наезды на пешеходов.

Очень часто ДТП происходят из-за безответственного отношения дорожных служб к своим обязанностям: дорожные знаки скрыты за деревьями, качество покрытия оставляет желать лучшего, и водителям приходится объезжать ямы и выбоины.

Список можно составить очень длинный.

Если же подходить более масштабно к вопросу, то ДТП бывают следующих видов:

  • столкновение двух или более механических транспортных средств;
  • столкновение различных типов транспортных средств, например, велосипедист врезается в автомобиль;
  • наезды на пешеходов;
  • наезды на различные помехи и препятствия: заборы, опоры ЛЭП, здания, канализационные люки;
  • наезды на животных;
  • опрокидывание автомобилей;
  • иные виды аварий.

Каждый из этих видов может быть разделен на огромное количество подвидов, поэтому постараемся разобраться с ними более детально.

Кроме того, ДТП классифицируют по тяжести нанесенного урона:

  • со смертельным исходом;
  • телесные повреждения;
  • материальный ущерб.

Последние являются наиболее часто встречающимися. Тем не менее, согласно отчетам ГИБДД статистика смертей на дорогах в целом по России не утешительная - в год погибает 25-27 тысяч человек, а прямой материальный ущерб достигает огромных сумм в триллионы рублей.

Столкновение автомобилей

Столкновение автомобилей — это один из наиболее часто встречающихся видов ДТП, которые бывают:

  • лобовыми;
  • боковыми;
  • задними.

Чаще всего автомобили сталкиваются при совершении различных маневров и ряде следующих причин: при обгоне с выездом на встречную полосу, при объезде препятствий или стоящих транспортных средств, при пересечении перекрестков (особенно кольцевых), при опережении с перемещением в крайний левый ряд, при перестроении и так далее.

Понятно, что наиболее тяжкими являются столкновения лобовые, когда один водитель идет на обгон, не замечая движущиеся машины по встречной полосе. Боковые столкновения тоже приводят к серьезным последствиям, например, на перекрестках, когда автолюбители не соблюдают поочередность проезда.

Превышение скорости - это еще одна частая причина ДТП. На больших скоростях автомобилист не успевает адекватно реагировать на изменяющуюся дорожную обстановку. Кроме того, зачастую сказывается невладение основными навыками вождения, из-за чего автомобиль может уйти в занос или опрокинуться. Особенно часто это наблюдается на трассах, покрытых снегом и гололедом.

Если говорить конкретно о причинах всех этих ДТП, то они, к сожалению, будут весьма банальными:

  • элементарное незнание правил дорожного движения;
  • недисциплинированность;
  • водители садятся за руль в состоянии опьянения;
  • несоблюдение режимов сна и работы;
  • нарушение правил эксплуатации авто, из-за чего оно находится в неудовлетворительном состоянии;
  • слабая подготовка курсантов;
  • рассеянность, невнимательность.

Очень часто можно увидеть картину, когда по центральным улицам городов на огромной скорости проносятся тонированные иномарки, из которых доносится громкая музыка. Внимание автовладельцев может отвлекаться от дороги на поведение пассажиров в салоне. То есть пассажиры тоже могут провоцировать ДТП. Например, молодая мать отвлекается на ребенка, сидящего в детском удерживающем устройстве, и не замечает переключение сигналов светофора или другое транспортное средство, несущееся по пересекаемой дороге.

Основные причины возникновения аварий:

  • нарушение правил обгона и опережения;
  • превышение скорости;
  • несоблюдение требований дорожных знаков и сигналов светофора;
  • неправильное маневрирование на проезжей части;
  • несоблюдение дистанции.

Чтобы избежать всех этих ДТП, необходимо использовать весь тот багаж знаний, которые были получены во время обучения в автошколе. Часто же водители демонстративно нарушают ПДД, пользуясь тем, что в данный момент за их поведением не наблюдают сотрудники ГИБДД.

Стоит отметить, что после широкого внедрения в Москве, Санкт-Петербурге и других больших городах камер фото и видеофиксации, а также стационарных установок для измерения скорости, ситуация с аварийностью и количеством ДТП изменилась в лучшую сторону.

Наезды на пешеходов

Очень распространенная причина ДТП - наезд на пешехода. К сожалению, во многих случаях виноваты сами пешеходы, поскольку они, как правило, плохо разбираются в правилах дорожного движения. Однако, согласно тем же ПДД, водитель всегда обязан соблюдать бдительность на дороге, вне зависимости от того, где в данный момент находится: на оживленной городской улице, или на безлюдном шоссе.

Чаще всего отмечают следующие обстоятельства наезда на пешехода:

  • человек пересекает проезжую часть с права налево, по ходу движения транспорта;
  • внезапное появление людей на проезжей части, например, в зоне остановки общественного транспорта или под знак «Дети на дороге»;
  • переход дороги не по зебре;
  • несоблюдение пешеходами сигналов светофора.

Когда человек едет по городской улице, лучше всего он просматривает проезжую часть и тротуар слева. Справа же имеется «слепая зона», образованная правой стойкой. Соответственно, когда человек быстро выходит на дорогу справа, у него зачастую не остается времени, чтобы среагировать и нажать педаль тормоза.

Именно поэтому пешеходы обязаны, перед пересечением дороги, оценить ситуацию, дождаться пока автомобили остановятся, и лишь после этого ступать на проезжую часть. Если расстояние до автомобиля менее сотни метров и скорость автомобиля не снижается, лучше не рисковать, а переждать на тротуаре.

Также очень часто наезд осуществляется, когда пешеход резко появляется на дороге из-за припаркованных вдоль тротуара транспортных средств. Недаром старая поговорка гласит, что самый опасный автомобиль - стоящий, поскольку он перекрывает обзор как людям, так автомобилистам.

В данном случае пешеход обязан сначала оценить дорожную обстановку, и лишь потом переходить дорогу. Это же касается и водителей - в зоне парковки вдоль тротуара нужно внимательно следить за передвижением прохожих и придерживаться оптимального скоростного режима.

Постоянная обстановка с ДТП складывается в зоне остановок маршрутного транспорта, особенно трамвая, если он останавливается непосредственно по центру проезжей части. Также не редки случаи наезда на людей при разъезде на нерегулируемых перекрестках: поворачивая налево или направо, шофер пропускает другие автомобили, при этом они перекрывают обзор в выбранном направлении движения. Если в данный момент человек переходит дорогу, его могут попросту не заметить.

Очень часто страдают пешеходы, идущие по обочине по ходу движения транспорта. Согласно ПДД по обочине нужно двигаться против общего потока, чтобы сохранялась хорошая видимость дорожной обстановки.

К сожалению, дети и пенсионеры становятся жертвами наездов, и это несмотря на то, что при обучении в автошколах огромное внимание уделяется именно детской психологии поведения на дороге. Одним словом, автовладельцы должны быть бдительным в любой ситуации.

Иные виды ДТП

Как мы писали выше, видов дорожно-транспортных происшествий есть огромное множество.

Опрокидывание

Основная причина - плохая теоретическая и практическая подготовка. Причины опрокидывания:

  • не снижение скорости при заезде двумя правыми колесами на грунтовую или скользкую обочину;
  • торможение на спуске при движении на большой скорости;
  • неумение выйти из заноса на обледенелой трассе;
  • торможение двигателем на большой скорости;
  • езда по уклонам и спускам с выключенной КПП.

Как правило, все эти моменты рассматриваются на курсах водителей, однако владельцы авто не до конца понимают всю опасность пренебрежения полученными знаниями.

Наезды на препятствия

Например, если водитель попытается проехать лежачего полицейского на большой скорости, огромная нагрузка придется на подвеску. Последствия из-за данной причины могут быть непредсказуемые: уход в занос, вырванный задний мост, опрокидывание.

Столкновения с элементами ограждения мостов или скоростных магистралей происходят из-за неправильного маневрирования, превышения скорости, несоблюдения требований знаков.

Наезды на животных

Обычно на участках дороги, проходящей через леса или заповедники, имеются знаки «Осторожно, дикие звери». Здесь нужно придерживаться низкой скорости и внимательно смотреть на дорогу.

В городе чаще всего под колеса попадают бродячие кошки и собаки. Некоторые водители стараются резко затормозить или объехать их, однако это приводит к еще более плачевным последствиям. Сзади едущие автомобилисты не успевают затормозить и происходит заднее столкновение.

Столкновения с велосипедистами

Согласно ПДД велосипедисты должны передвигаться по крайней правой полосе, не далее метра от бордюра.Также они должны выполнять все требования дорожных знаков, чего, к сожалению, не выполняют.

Результаты ДТП с участием велосипедистов плачевны: в отличие от водителя, велосипедист защищен только шлемом. Так что переломы конечностей - не самый страшный вариант.

Заключение

Как видим, основная причина любых ДТП - несоблюдение правил дорожного движения. Единственное, что можно посоветовать всем без исключения участникам движения: учитывайте обстановку на дороге и никогда не спешите. Именно спешка зачастую заставляет нас идти на необдуманные поступки.

Также не помешало бы перечитать некоторые статьи КоАП и Уголовного кодекса. Так, штрафы и ответственность могут быть наложены не только на автовладельцев, но и на пешеходов. Если же ДТП со смертельным исходом, то предусмотрена уголовная ответственность. Имеются различные сроки тюремного заключения - от трех до десяти лет.

Не стоит забывать и о таких причинах, как о ремнях безопасности и детских удерживающих устройствах. Согласно многочисленным исследованиям, количество смертей многократно уменьшилось бы, если бы все собственники автомобилей и пассажиры не забывали пристегиваться ремнями безопасности.

© 2024 spares4bmw.ru -- Автомобильный портал - Spares4bmw