Как пользоваться спусковым механизмом восьмерка. Спусковые устройства

Главная / Тормозная система

Набрел я тут, други, на любопытный документ на сайте УИАА, который озаглавлен как “Разрушение карабина при использовании “восьмерки”. Интригует?

Очень вольный перевод предлагаю ниже. Желающим почитать оригинал на вражеском языке – ссылка!
Кстати, там описано несколько душещипательных историй, которые я опустил в своем переводе.
Итак, попытаемся разобраться что же у них там происходило!

Уже много лет все, от новичка до инструктора, используют для спуска по веревке и для страховки устройство “восьмерка”. Конечно, используя при этом муфтованный карабин. И никаких особых проблем не возникало.
Нет, конечно, происходили инциденты на спуске – разваливались станции, перебивалась веревка, терялся контроль за спуском и т.д и т.п. Но чтобы причиной инцидента была “восьмерка” или карабин – нет, такого не было.
Но, конечно, же все “хорошее” когда-нибудь случается.
В конце 90-х начали происходить несчастные случаи, иногда со смертельным исходом, причиной которых было разрушение муфты карабина. Это происходило из-за того, что “восьмерка” в какой-то неконтролируемый момент вставала на муфту карабина, образовывался рычаг, который и выламывал муфту.
Очень часто это происходило при спуске (особенно, если имело место периодическое снятие нагрузки с восьмерки, что давало возможность “восьмерке” встать на муфту), а так же, во время страховки, когда страхующий не уделял большого внимания расположению страховочного устройства в карабине.
Таким происшествиям способствовало неправильное встегивание карабина – не за кольцо, соединяющее пояс и ножные петли, а параллельно ему.

Справедливости ради, стоит заметить, что и правильное встегивание страховочного устройства (карабин в кольцо) иногда приводило к трагедии. Дело в том, что даже при правильном встегивании, может возникнуть ситуация, когда восьмерка встанет на муфту.

И что же предлагают нам делать мужи из УИАА?
1. Они говорят, что использование “восьмерки” для страховки – не лучшая идея. И вообще, по их словам, она была разработана для спуска, а не для страховки.
2. При спуске нужно использовать .
3. Не встегивать карабин одновременно в пояс и ножные петли (как делает большинство!!!)
4. Использовать специальную защиту от самопроизовольного перемещения “восьмерки” по карабину. Например, .
5. Если необходимо, присоединять “восьмерку” к системе с помощью Maillon Rapide.
6. И наконец, очень внимательно следить за тем, чтобы “восьмерка” не вставала на муфту карабина. И по возможности, держать восьмерку под нагрузкой, не давая ей съезжать на муфту.

Со времен небезызвестного Дюльфера альпинисты и скалолазы придумали массу способов, как можно спуститься по веревке с максимальным комфортом)). И сейчас для этих целей уже не нужно замысловато обматывать веревку вокруг туловища и ног, ведь есть спусковые устройства! Рассмотрим самые популярные из них.

Спусковое устройство «восьмерка»

Старая, добрая восьмерка с усами или без них пользуется мега-популярностью в мире скалолазов, альпинистов и просто любителей подюльферять со скалы. Это, пожалуй, один из самых дешевых спусковиков, но притом вполне надежных. Как и другие спусковые устройства, восьмерка работает за счет силы трения и может выдерживать нагрузку до 2500 кг.

Восьмерки без усов считаются «спортивными» и применяются для скоростного спуска без «зависания» на одном месте. А вот если вам нужно остановиться в процессе спуска – нужна восьмерка с одним усом или двумя. Для остановки свободный конец веревки несколько раз обматывают вокруг уса.

Также с помощью восьмерки можно регулировать скорость спуска, по-разному заправляя веревку. Ниже представлены два способа заправки: через карабин (меньше трение, быстрее спуск) и через восьмерку (больше трение, медленнее спуск). Следует учесть, что разные типы восьмерок дают разную силу трения.

Основные плюсы такого спускового устройства – низкая цена и возможность спускаться как на одной, так и на двух веревках. Ну, а основной недостаток состоит в том, что восьмерка не препятствует закручиванию веревки.

Спусковое устройство «лесенка» («решетка»)

Спусковик «лесенка» или «решетка» тоже относится к весьма популярным, особенно – в промышленном альпинизме. Как правило, это спусковое устройство весит немного больше восьмерки, но разница незначительна (если, конечно, вы не везете с собой с десяток спусковух).

Основной плюс лесенки заключается в том, что она не закручивает веревку, а также позволяет зависать при спуске, оставляя свободными обе руки. Кроме того, считается, что лесенка изнашивает веревку меньше, чем восьмерка или корзинка (о которой речь пойдет ниже). Словом, это удачный вариант для затяжных вертикальных спусков.

Но при этом и лесенка не лишена недостатков. Во-первых, она все-таки больше весит и более громоздка, по сравнению с восьмерками и корзинками. А во-вторых, чтобы правильно заправить веревку в лесенку нужно больше времени, и поэтому ее редко используют на соревнованиях и в ситуациях, когда важно быстро пристегнуться и начать спуск.

Спусковое устройство «корзинка» («шайба»)

Если вам нужно спускаться на двух веревках без остановок – спусковик типа корзинки или шайбы будет очень хорошим вариантом. Впрочем, есть модели корзинок и для одной веревки. Все они отличаются легким весом, простой конструкцией, возможностью достаточно быстро заправить веревку. Если выбрать корзинку со специальными желобками – она также будет обеспечивать минимальный износ веревки и легкое скольжение.

Стоит помнить, шайба или корзинка – это спусковик с достаточно сильным трением, что может быть как преимуществом, так и недостатком. Сильное трение будет кстати при спуске по обледеневшей статической веревке. А вот если веревка динамическая, да еще и мокрая – спуск на корзинке будет медленным и долгим.

Однозначным недостатком является то, что шайбу или корзинку сложнее зафиксировать, если во время спуска возникла потребность остановиться и зависнуть. Есть, конечно, корзинки со специальными сужающимися прорезями, но даже они не смогут обеспечить безопасности во время остановки. Кроме того, спусковые устройства типа корзинка или шайба сильно нагреваются во время затяжных спусков.

Ну, а к числу достоинств этого спусковика (кроме малого веса и габаритов) можно отнести тот факт, что он лучше блокирует веревку и требует меньше усилий при страховке, по сравнению с восьмеркой.


Все вышеперечисленные спусковые устройства относятся к наиболее простым и недорогим вариантам. Правда, за низкую цену и доступность приходится платить комфортом – все они требуют постоянного контроля веревки, отпустить ее без предварительной фиксации нельзя. И на случай форс-мажоров (например, потеря сознания из-за удара камнем) приходится пользоваться страховочным прусиком. Если же вы хотите обеспечить максимальную безопасность, лучше рассмотреть самоблокирующиеся спусковики.

Этой статьей мастер Гамбс я начинаю цикл материалов о альпинистских железках.

Мало залезть на гору или здание. Оттуда еще и надо слезть. Зачастую, намного удобнее, воспользоваться спусковым устройством, чем пытаться вернуться по своим следам, оскальзываясь и балансируя. А в промышленном альпинизме, в большинстве случаев, до рабочего места добираются именно методом спуска. На узлах спускаться далеко не всегда удобно. Да и "железо" предлагает гораздо большее количество вариантов использования.

Итак - "восьмерка" .
Одно из самых распространенных спусковых устройств, ведущее свою родословную от легендарной шайбы Штихта. Естественно, имеющее кучу вариантов. Принцип работы основан на повышении трения. Так, классическая восьмёрка увеличивает усилие на верёвке в 4-20 раз. Например, если удерживать верёвку руками перед восьмёркой с силой 25 кг, то за восьмёркой усилие будет 200 кг, при усилии захвата руками 50 кг - 300 кг.
Из-за большого количества перегибов, общим недостатком всех восьмеркообразных явлется то, что они закручивают веревку. Это можно несколько сгладить недопусканием касания веревкой земли.

Двурогая, рогатая
Классическая и специализированная ("Пирана" от "Пецеля")

Рогатая восьмерка (инвар, шайба)


Заблокированная восьмерка. В ненагруженном состоянии, она слегка смещена в сторону рабочей руки, но если бы в обвязке был кто-то, то она стала бы прямо.
Для спуска, необходимо взять в руку свободный конец (который уходит вниз), и, слегка натягивая, начать сбрасывать витки с рогов. Как почувствуете, что начали ползти вниз - значит все идет как надо.
Для ста кг груза лучше один оборот на рогах оставлять. Если же, человек весит кил 60, то можно смело сбрасывать все. Естественно, не забывая про удержание конца.


И правильно заблокированная восьмерка)
Но так мало кто делает.

Как правило, это металлическое изделие, повторяющее по форме цифру «восемь». Два кольца неразрывно связаны друг с другом, одно меньше другого минимум в полтора раза. С одной стороны - два выступа в виде рогов, предназначенные для блокировки, путем обматывания веревкой, выполняется до 5 огонов (витков). Можно попробовать и больше, но не влезет))). Для дополнительной блокировки, свободный конец можно пропустить меджу восьмеркой и натянутой частью веревки.
Применяется в альпинизме, промальпе и организации понтов. Применяется для спуска, а в альпинизме/скалолазании, еще и для страховки
Для альпинизма чаще всего аллюминиевые, в промальпе чаще применяют стальные.
В первом случае - для уменьшения носимого веса, во втором - для долговечности. После 50-60 спусков на загрязненной веревке, дюралевая «восьмерка» вырабатывается примерно на треть, приходя в полнейшую негодность.
Стальная же, живет два-три сезона, а у молдавско-среднеазиатских бригад - до десяти


Варианты заправки веревки. Слева - вариант дял легковесов. Справа - для хороших людей, которых должно быть много.
Думаю, что взаимосвязь способа заправки с весом спускаемого тела заметна. Для прапорщиков же подсказываю:
Веревка проходящая через карабин и восьмерку имеет меньше перегибов, и, соответственно, создает меньшее трение. Меньше трения - быстрее скорость спуска. Все просто.


При таком варианте, веревка проходит с другой стороны. Никаких особых изменений при этом не происходит. Дело привычки, не более. Лично мне более удобен правый.


Существует и такой вариант заправки. Так же, ничего не меняющий.

Несмотря на то, что происхождение названия видно из самой конструкции, слышал как-то версию, что имя свое восьмерка получила в связи с тем, что при дополнительной блокировке, обороты на рогах скрещиваются.

Классическая восьмерка (безрогая)

Применяется в альпинизме и скалолазании для организации спуска. Для зависания не предназначена, потому что блокировать веревку нечем. Разве что, еще один карабин встегнуть, и кидать огоны через него. ну или хитроумные узлы наматывать.
При фабричном производстве выполянется из алюминиевых сплавов.


Слева - положение для неконтролирумего спуска:)
Справа - рабочее положение. Нижний конец, как и у всех восьмерок, при спуске должен контролироваться рукой.

Специализированные восьмерки.

Вариантов, разработанных под самую разнообразную специализацию, на свете существует огромное количество. К сожалению, у меня под рукой лишь пецелевская "Пирана" без соответствующего карабина, поэтому, обстоятельного рассказа не получится.

Продолжение следует

Восьмерка — как правило первое спусковое устройство, которое осваивают альпинисты, она простая как топор и надежная как лом. Кроме того, восьмерку можно использовать и для страховки, и как кольцо, вобщем, на что хватит фантазии. О ней и поговорим.

Разновидности

Сейчас на рынке огромное множество разных по функциональности восьмерок, некоторые из этих спусковых устройств уже и не похожи на «8».


Все восьмерки можно разделить на две группы, с рогами и без них. Рогатая восьмерка удобна там, где нужно зависнуть и освободить обе руки, безрогие просто легче и считаются более спортивными.


Современные версии этого спускового устройства предлагают также и разные способы заправки в них веревки для разной скорости спуска и для понтов.


Есть разновидность восьмерок с прямоугольным большим отверстием, это нужно чтобы устранить перекрут веревки при спуске. Именно из-за сильного перекрута, восьмерки были запрещены для использования спелеологами при спуске.

Есть разновидность по имени «Девятка». Она имеет более прогрессивный способ блокировки, только не понятно, как безопасно им воспользоваться во время спуска. Ведь для этого нужно ослабить идущий к руке свободный конец веревки. Как?? Только если подтянуться одной рукой на веревке, выходящей вверх. Если знаете как ее безопасно блокировать, пишите в комментарии. Но, помимо новой схемы блокировки, эта «девятка» имеет и классические рога, хоть и короткие, но пользоваться ими можно. Думаю, она хорошо подойдет для промальпа, где нужны длительные зависания.

Есть восьмерка от Petzl со специальной накладкой, чтобы брать за нее руками при сильном нагреве. Это странно и непонятно. Объясню, при спуске, восьмерка нагревается настолько сильно, что может обжечь руку.. Но про веревку почему-то производитель не подумал, а ведь если переплавится она, то в лучшем случае висеть вам на страховке, а в худшем, думаю ясно.. Лично я при спуске контролирую нагрев, и если восьмерка для руки горячая, то немного снижаю темп.


Также есть восьмерка по имени «Лепесток», это интересная разновидность. Она очень компактная и имеет один рог и вырезы в верхней части для блокировки веревки.


Применение

Если говорить про спуск, то есть несколько способов заправить веревку в восьмерку.

Первый способ – через шейку восьмерки, без вщелкивания веревки в карабин. При этом способе, трение веревки выше, а значит и скорость спуска ниже. Кроме того, легче держать свободный конец веревки. Минус в том, что для такой заправки веревки нужно отщелкнуть восьмерку от карабина.

Второй способ — через карабин и большее отверстие восьмерки, при этом способе достигается наибольшая скорость спуска и наименьший перекрут веревки.


Есть еще один способ, но применять его не стоит никогда. Смотрите на фото ниже. Еще раз повторю, не применяйте этот способ, я говорю о нем только для того, чтоб вы знали, что он есть и что применять его нельзя. Это опасно для жизни, вы можете просто потерять веревку и продолжить почти свободный полет.


Другие способы требуют нестандартных конфигураций восьмерки, да и не нужны они особо.

Лучший способ спуска, это второй, он самый быстрый, нет риска потерять восьмерку и перекрут веревки минимален.

Рога восьмерки

Отдельно стоит упомянуть про использование рогов восьмерки. Они бывают с двух сторон (такую восьмерку называют «Инвар») и с одной. Нужны для блокировки веревки с целью зависания и освобождения обоих рук. Многие просто наматывают свободный конец веревки на рога, но это так же не безопасно. Правильно — после намотки, дополнительно перебросить свободный конец через ходовой, смотрите на фото.


Двойные рога можно использовать для блокировки при спуске на сдвоенной веревке и для спуска зигзагом.

Спуск зигзагом, это когда две веревки, удаленные друг от друга на 1-2 метра одновременно пропускаются через восьмерку с двойными рогами. При спуске, одна веревка блокируется рогом, а другая немного выпускается, потом веревки меняются. Этот способ спуска может быть полезен для промальпа.


Альтернативные способы использования восьмерки

Помимо использования восьмерки по ее прямому назначению, у нее есть еще и другие возможности. Например, восьмерку можно использовать вместо кольца. Если с двух сторон в нее вщелкнуть карабины, то она, в некоторых случаях, может заменить оттяжку. В паре с жумаром, восьмерка может быть использована и для подъема. Однако, для подьема, ее лучше заменить каким — либо схватывающим узлом. Именно восьмерку, из-за отсутствия на ней движущихся и чувствительных к удару частей, лучше всего крепить к веревке вместо груза для закидывания на ветку или еще куда-то. И конечно-же, восьмерку используют для страховки партнера, ведь при его срыве веревку будет достаточно просто удержать.

Доброго времени суток, камарады.

Паракорд давно уже у всех лежит в НАЗ или "тревожном чемоданчике", болтается на запястье... Каждый из нас понимает, что это простейшее устройство (паракорд как ВЕРЁВКА) для подъёма/спуска себя, товарища или некого груза... Понятно, что наличие верёвки лучше, чем её отсутствие, но... Карабины на Выживай условно подходят для подобных альпинистских опусов, особенно учитытывая, что многие не имеют и азов даже со скалодрома.

На мой взгляд, на Выживай отсутствует одина очень полезная вещь, которая в обычной драке может послужить оружием дробящего типа, НО ГЛАВНОЕ - при возникновении ситуации, когда нужно будет спуститься из горящего офиса/квартиры через окно (лестница охвачена пожаром или заблокирована) или же на дно оврага или колодца, то оно вам послужит верой и правдой. Решил я написать о простейшем устройстве для спуска - "Восьмерке".

Выдумывать ничего не буду, а вот дам для ознакомления "выдержку" из паспорта на данное устройство:

1. Общие сведения

Спусковое устройство типа «Восьмёрка» (далее СУ) предназначено для спуска по одинарной или двойной верёвке.

Используется с верёвками практически любых диаметров.

Наличие выступов (рожек) в модификациях СУ «Восьмёрка» обеспечивает дополнительную фиксацию верёвки (см. схемы заправки).

2. Технические характеристики и принцип работы

Принцип работы спускового устройства «Восьмёрка» основан на использовании силы трения, которая создаётся при движении рабочей верёвки вокруг тела спускового устройства при осуществлении, собственно, спуска.

На сегодня существует множество модификаций этого устройства, различающихся материалом и формой, а потому и названием. Но вне зависимости от названия и конфигурация корпусов изделий, они объединены под общим слэнгом альпинистов, скалолазов и горных туристов как «спусковуха восьмёрка» .

Для подготовки устройства к работе необходимо:

  1. Заправить верёвку в спусковое устройство «Восьмёрка» согласно одного из предлагаемых вариантов заправки верёвки.
  2. Посредством карабина с закрывающейся муфтой присоединить СУ к лямочному поясу (страховочной системе) спускающегося либо к анкерному устройству для осуществления спуска другим лицом.
  3. СУ готово к работе.

Восьмёрка классическая - классическое использование устройства при обхвате рабочей верёвкой шейки восьмёрки. Вариант заправки с обхватом верёвкой скобы крепёжного карабина резко уменьшает силу трения.

Восьмёрка с рогами - повышение надёжности фиксации верёвки при вынужденной длительной остановке при спуске и при необходимости иметь свободными две руки. Для фиксации спускового устройства на верёвке необходимо нижний конец верёвки обернуть вокруг рожек.

Инвар - классическое использование устройства при обхвате верёвкой скобы крепёжного карабина. Вариант с обхватом верёвкой шейки инвара резко повышает силу трения.

Инвар с двумя рогами - позволяет работать на двойной верёвке. Поочерёдно протравливая одну из них - спускаться зигзагообразным маятником. Применяется, в основном, при выполнении работ методом промышленного альпинизма.

Восьмёрка квадратная - то же, что и восьмерка классическая. Но прямолинейный участок большего отверстия позволяет уменьшить кручение верёвки при спуске. А вариант заправки верёвки через овальное отверстие в меньшей из «головок» восьмёрки, превращает её в шайбу Штихта.

«Восьмёрка» с рогами увеличенная - увеличенное рабочее кольцо позволяет пропускать через спусковое устройство любой верёвочный узел. Это качество может пригодиться при наращивании верёвок (например при спасработах в альпинизме или работе на высоких объектах в промальпинизме.

Устройства из стали из-за повышенной стойкости к истиранию (хотя и в обмен на снижение теплопроводности) охотно применяются в промышленном альпинизме. Ведь в промальпе скоростные спуски незачем закладывать, а вот стойкость устройства к абразиву на рабочих верёвках очень важна.

Во время спуска отпускать рукой нижний конец верёвки, либо оставлять его не зафиксированным ЗАПРЕЩАЕТСЯ !

Для обеспечения безопасности при случайной потере опорной рукой нижнего конца верёвки необходимо использовать устройство только совместно с самозатягивающимися страховочными узлами (например Прусик) или зажимами, установленными выше спускового устройства!

Из-за опасности оплавления верёвки СТАЛЬНЫЕ спусковые устройства НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ для затяжных спусков при скорости более чем 3 м/с!

Для того, чтобы не обронить «Восьмёрку» при использовании, необходимо соблюдать одно простое правило - не отсоединять пристёгнутую (к системе, верёвке или накопителю снаряжения) «восьмёрку» пока карабин на самостраховочном усе или петельной оттяжке не пристегнут к большему отверстию «восьмёрки». А отстёгивать его, только при пристёгивании «восьмёрки» с элементу своего снаряжения.

4. Техническое обслуживание и условия хранения

После эксплуатации изделие следует тщательно вычистить и высушить.

Хранить в сухом помещении, оберегать от воздействия агрессивных химических веществ.

Для безопасной эксплуатации изделия необходимо перед каждым использованием проводить его осмотр на наличие механических дефектов, трещин, коррозии, деформации и других повреждений. При их наличии либо изношенности более чем на 10% от начального размера поперечного сечения эксплуатация изделия ЗАПРЕЩАЕТСЯ !!!

Не реже одного раза в 6 месяцев изделия подлежат испытаниям статической нагрузкой в 400 кг с выдержкой 5 минут. Проведение таких испытаний производитель делегирует пользователю.

Таким же испытаниям подлежат изделия, хранящиеся на складе более 1 года или противостоявшие динамическому рывку.

Разрешается транспортировать любым видом транспорта при условии защиты устройства от механических повреждений, атмосферных осадков и воздействия агрессивных сред.

Теперь несколько примеров данного типа спусковых устройств:

1. Спусковое устройство PETZL HUIT

Стандартное спусковое устройство типа «восьмерка», предназначено для спуска по одинарной или двойной верёвке.

Характеристики:

  • Квадратная форма устройства предотвращает скручивание верёвки
  • Маленькое отверстие может быть использовано для спуска по тонким верёвкам или для страховки

средняя цена в феврале 2015 года - 800 руб.

2. Спусковое устройство PIRANA (самая МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ вариация "восьмёрки"! дорога и не эффективна для новичков - но представлена здесь так... для общего развития...)позволяет увеличивать трение веревки при спуске для лучшего контроля скорости. Веревку можно заправить в устройство, не снимая его с беседки.

Характеристики:

  • Три разные степени торможения: перед началом спуска следует выбрать нужную с учетом веса пользователя, диаметра веревки и рельефа
  • Два дополнительных тормозных выступа позволяют увеличить трение во время спуска
  • Устройство используется с карабинами сечением 12 мм (например, ATTACHE, WILLIAM) - карабин плотно садится в малое отверстие, обеспечивая жесткость системы "спусковое устройство-карабин": устройство надежно фиксируется на беседке при заправке веревки, что предотвращает возможность утери; существенно уменьшает риск силового рычага, действующего на защелку карабина (при неправильном его положении)
  • Веревка проходит через карабин, что препятствует образованию узла вокруг корпуса спускового устройства

средняя цена в феврале 2015 года 1700 руб.

3. Спусковое устройство типа "восьмерка" - Classic (эта форма ИЗНАЧАЛЬНАЯ и стандартная для всех производителей, т. е. выпускается массово до сих пор и есть в линейках любого производителя альпснаряги... Именно поэтому разброс цен максимален, но при этом МИНИМАЛЬНАЯ ЦЕНА всегда).

Предназначено для спуска по одинарной или двойной верёвке.

средняя цена в феврале 2015 года - от 170 до 600 рублей (именно эта в "Сплаве" стоит 400 рублей)

4. Спусковое устройство "Восьмёрка" с ручкой для предотвращения ожога HUIT ANTIBRULURE

Версия HUIT из анодированного алюминия со специальной ручкой, за которую можно держать устройство после длительного спуска без риска обжечься. Предназначено для спуска по одинарной или двойной верёвке

Характеристики:

  • Специальная ручка для удержания устройства
  • Квадратная форма устройства предотвращает перекручивание верёвки
  • Высокая прочность - изготовлено из кованного алюминия
  • Отверстие маленького диаметра может быть использовано для спуска по тонким верёвкам или для страховки

средняя цена в феврале 2015 года - 1000 целковых.

Послесловие.

Вообще-то можно заменить "восьмерку" соединёнными карабинами, но это смогут грамотно сделать альпинист, скалолаз или ОПЫТНЫЙ горный турист.

Для всех остальных лучший вариант: восьмерка+карабин+сварное кольцо (через которое мы пропустим пояс-разгрузку, типа высотного или поясной сегмент самодельной страховочной привязи из стропы или каната - что уж будет под рукой во время ЧС...)

Ну и последнее: по данной теме - о "беседках", спуске груза или раненого и т. д. и т. п. читаем ТУТ: (материал камарада Андрея).

© 2024 spares4bmw.ru -- Автомобильный портал - Spares4bmw