Светофильтры. Блог дмитрия евтифеева Какой фильтр для объектива выбрать

Главная / Кузов

Светофильтр на объектив - это, пожалуй, самый непонятный для новичка в фотографии аксессуар. С одной стороны, все фотографы прошлого так или иначе их использовали. Да и консультант в магазине, скорее всего, настойчиво посоветует вам приобрести светофильтр. С другой стороны, за последние годы многое поменялось в технической стороне фотографии: некоторые типы фильтров стали просто не нужны.

Тем не менее ряд сюжетов без правильно подобранного фильтра снять точно не удастся. Да и самую банальную задачу - защиту передней линзы объектива от механических повреждений - никто не отменял. В этой статье поговорим о том, какие фильтры действительно нужны для фотографии сегодня и как выбрать лучший светофильтр.

Какие фильтры не нужны для цифровых камер?

С начала XXI века многие фотографы перешли с пленочных фотоаппаратов на цифровые. Безусловно, это упростило процесс съемки и обработки снимков. Точно так же переход на цифровые технологии сказался на работе со светофильтрами. Например, все современные цифровые фотоаппараты сами умеют подбирать баланс белого, адаптируясь к условиям освещения - лампам накаливания, солнечному свету и другим источникам. А ведь совсем недавно для обеспечения правильной цветопередачи использовались не предустановки баланса белого, а стеклянные фильтры разных оттенков и плотности, их еще называли конверсионными. Итак, об этом типе светофильтров можно забыть, если вы снимаете на цифровую камеру.

Кроме конверсионных также широко применялись просто цветные фильтры: красные, желтые, синие, зеленые. Их использовали для черно-белой фотографии. Благодаря таким фильтрам до пленки беспрепятственно доходили лишь лучи определенного цвета, а остальные цвета ослаблялись. Например, красный фильтр позволял получить на черно-белой пленке почти черное, очень драматичное и красивое небо. Сегодня такой же эффект легко получить как при цифровой обработке, так и непосредственно в камере.

NIKON D810 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/2500 с, 70.0 мм экв.

Потеряли былую актуальность софт-фильтры, снижающие резкость кадра для получения определенного художественного эффекта - сглаживания текстуры и неровностей кожи в портретной съемке, свечения контрастных границ в других сюжетах. Им на смену пришла цифровая ретушь. Впрочем, здесь не все так однозначно. Некоторые фирменные софт-фильтры дают уникальный эффект, подобно тому как каждый объектив обладает неповторимым характером размытия фона. Так что полностью отказываться от софт-фильтров не стоит.

Сейчас уже сложно установить, когда именно появилось такое изобретение как УФ-фильтр, но немедленно после этого статьи в специальной литературе наградили это устройство массой полезных качеств. Вот только в процессе описания многочисленных достоинств знатоки как-то упустили один немаловажный факт: собственно оптического результата, который даёт этот фильтр, никто никогда и в глаза не видел.
Но для чего-то же он существует? Озадачимся целью выяснить, и погуглим, что о нём пишут. Оказывается, пишут много и очень затейливо.

Вот например сайт fotorox.ru расписывая невероятные достоинства этого устройства, доходит до откровенного маразма:

"УФ фильтр защищает матрицу фотоаппарата от ультрафиолетовых волн, помогает бороться с бликами солнца на фотографиях, повышает контраст и резкость изображения. Ультрафиолетовый фильтр улучшает качество фотографий при открытой съемке в солнечный день"

Не совсем понял, зачем нужно "защищать матрицу от ультрафиолетовых волн". Вы хоть раз слышали, чтобы матрица пострадала от этих злобных волн? Я тоже нет.
Потом что это за "блики солнца"? В смысле отражения солнца от блестящих поверхностей? То есть этот фильтр их убирает? Ещё смешнее.

А ещё он "повышает контраст и резкость". Тут я вообще валяюсь, ни одно дополнительное стекло, надетое на объектив, не в состоянии улучшить контраст и резкость изображения. Ни одно! Вот ухудшить, по причине своего низкого качества — вполне, а улучшить — никогда! Это аксиома.

Следующий пассаж "улучшает качество фотографий при открытой съемке в солнечный день" размытостью своего смысла может поспорить только с идиотичностью термина "открытая съёмка". Пёс его знает, что они имели в виду?

Причём, в расчёте на совсем уж недалёкого читателя текст проиллюстрирован картинкой, на которой серый автомобиль после применения фильтра внезапно становится синим.

На второй паре примеров после надевания фильтра пейзаж заливается солнцем, а на небе происходит такое выделение облаков, какое не всегда можно получить и от поляризационного!


Собственно, с этим сайтом всё понятно, перейдём на сайт foto39.ru , здесь реклама настоятельно убеждает нас в полезности такой покупки:

"Свои защитные ультрафиолетовые свойства фильтр охотно демонстрирует в горах и на морском берегу, где без защиты от вредоносного воздействия солнца, картинка не будет резкой. А при съёмке на плёнку запросто может появиться легкая лиловая дымка и нежелательные синие цвета".

Опять нам обещают повышение резкости и плюсом отсутствие при съёмке на плёнку "нежелательных синих цветов". Остаётся непонятным, что в таком случае происходит с "желательными" синими цветами? Ещё доставляет "вредоносное воздействие солнца".

Попробуем официальные сайты производителей этого оптического чуда, может хоть они выскажутся о достоинствах своей продукции более определённо? Зайдём на marumi-filter.ru , узнаем чем может повредить ультрафиолет:

"Если что-то красноватое становится черноватым - это тоже признак действия ультрафиолета".

Это я даже комментировать не буду.

Попробуем более именитого производителя, и заглянем на hoyafilter.com . По мнению специалистов Hoya ультрафиолетовый фильтр:

"Блокирует ультрафиолетовые лучи, из-за которых при уличной съемке на изображении присутствует эффект дымки. Изображения становятся более четкими, с детализацией в темных и светлых участках.

Оказывается, этот фильтр ещё и повышает детализацию в тёмных и светлых участках! Вот оно, счастье! К чёрту этот поганый Фотошоп с его Shadows/Highlights! Стоит прикрутить УФ-фильтр, как проработка светов и теней станет идеальной!

"Защищает переднюю линзу объектива от влаги, отпечатков пальцев, пыли, царапин и от выгорания. Имеет 16 слоев просветления"

Защита передней линзы от выгорания? Проверьте, не выгорели ли у ваших объективов передние линзы? Не испепелило ли их зловредное солнце?

Ну и немного ниже на той же страничке, как контрольный в голову:

"Мощное мультипросветление фильтра Hoya HD UV устраняет нежелательные отражения, например, от воды и стекла, предотвращает появление бликов."

Так значит, ультрафиолетовый фильтр теперь ещё и выполняет функции поляризационного? Очень мило. А пацаны-то и не знают!
И разумеется, действие этого чудотворного фильтра продемонстрировано фотографией, увидев которую, так и хочется сорваться с места, и побежать в магазин.

На этом я думаю пора закачивать, и можно кратко резюмировать прочитанное.

Каждый кто пишет об ультрафиолетовых фильтрах, отпускает свою фантазию с свободный полёт, и не стесняется наделять описываемый продукт теми свойствами, которыми он никогда не обладал, совершенно спокойно иллюстрируя свои слова явно фиктивными фотографиями.

Так зачем же нужен этот столь активно продвигаемый продавцами и производителями фильтр? Да в общем-то оказывается, что ни для чего. Ну разве что для того, чтобы заработать на фотографах ещё немного денег.

Множество раз снимая в условиях, в которых применение этого фильтра настоятельно рекомендовано, я ни разу не замечал никакого вреда, причиняемого ультрафиолетом. Более того, имея такой фильтр, купленный по случаю вместе с объективом, я не раз пытался сделать пару тестовых кадров с фильтром и без, чтобы увидеть, что же он даёт. Во всех случаях эффект был один: совершенно нулевой. Никакой разницы между фотографиями, сделанными с фильтром, и без него, обнаружить не удалось.
Разве что при детальном сравнении на больших увеличениях обнаруживалось незначительное, но вполне отчётливое падение резкости. (И где же обещанное увеличение чёткости картинки?)

Так что же, получается что ультрафиолетовый фильтр совсем бесполезен, и не нужен никому и никогда? Не буду столь категоричен, дело в том, что давным-давно в одной из книг "чёрной серии" издательства "Мир", я помнится прочёл об ультрафиолетовом фильтре следующее (цитирую по памяти):

"Иногда, при съёмке в условиях высокогорья, когда используется очень длиннофокусный и весьма светосильный объектив, по причине того, что лучи УФ-спектра имеют длину волны, не совпадающую с длиной волны видимого света, и фокусируются в несколько другой плоскости, чем видимый свет, в некоторых случаях на удалённых объектах возможно (!) появление ложных контуров".

Так что когда вы в следующее восхождение на Эверест соберётесь взять свой Canon EF 400mm f/2.8, то не забудьте пожалуйста прихватить ультрафиолетовый фильтр, может пригодиться. Во всех остальных случаях, применение этой стекляшки в лучшем случае будет бесполезно.

P.S. Можно конечно же использовать УФ в качестве защитного, но разговор о фильтрах "Protect" будет чуть позже.

Приветствую вас, уважаемые читатели! С вами на связи, Тимур Мустаев. Многие фотолюбители рано или поздно задумываются о расширении собственной коллекции аксессуаров и дополнений для фотоаппарата. Одним из пунктов в списке важных приобретений являются фильтры для оптики.

Безусловно, в век цифровых технологий обработка фотографий творит чудеса, и использование большинства фильтров стало нецелесообразно.

Тем не менее, существует несколько видов, которые придутся кстати в любом жанре фотосъемки.

Сегодняшнюю статью предлагаю посвятить одному из них — UV фильтру, который должен быть в арсенале каждого уважающего себя фотографа.

В одной из предыдущих статей, я уже рассказывал про возможности .

Назначение

Ультрафиолетовый фильтр для объектива предназначается в основном для защиты передней линзы от пыли, влаги и случайных повреждений, которые зачастую случаются в результате падения или столкновение с каким-нибудь твердым предметом.

Главным заявленным отличием данного аксессуара от других является предотвращение попадания прямых солнечных лучей на матрицу зеркального фотоаппарата, которая более чувствительна к восприятию ультрафиолета, нежели человеческий глаз.

UV-фильтр используется во время пейзажной съемки на дальних и ближних дистанциях, что позволяет избежать образования дымки, которая очень заметна при фотосессии в горной местности или на открытых участках, где в солнечную погоду переизбыток ультрафиолетовых лучей.

Качественный фильтр никак не влияет на контрастность, поэтому снимать с объектива его вовсе не обязательно.

Какой марки uv фильтр приобрести?

Установив фильтр на оптику, помните, с этого самого момента он становиться частью вашего фотоустройства. Чтобы в дальнейшем не возникало проблем ограничения возможностей техники, не гонитесь за дешевизной, выбирайте тех производителей, которые зарекомендовали себя на рынке фототоваров.

Вот несколько из них: Hoya, Marumi, Kenko, Tiffen, B+W.

При выборе следует учитывать материал всех его составляющих.

Что касается самой линзы, она должна быть выполнена из высококачественного стекла и покрыта защитным слоем.

Дешевые аналоги делаются из пластика и по истечении некоторого времени начинают разрушаться, а защитный слой расслаиваться и слезать, что в конечном итоге никак не украшает фото.

Для того чтобы выбрать правильный фильтр для вашей оптики достаточно знать диаметр резьбы, который указан на объективе или внутренней стороне защитной крышечки.

Кстати, от диаметра зависит стоимость фильтра, чем он больше, тем выше цена.

Как при помощи Adobe Photoshop заменить ультрафиолетовый фильтр?

Как вы понимаете, от механических повреждений и царапин Photoshop не избавит, но с итоговым влиянием ультрафиолета на фото справиться.

Итак, убрать нежелательные явления можно следующим образом:

  • Повысив при помощи ползунков общий контраст фото (Изображение > Коррекция > Яркость/Контраст ).
  • Ослабив насыщенность голубого оттенка смещением ползунка (Изображение > Коррекция > Цветовой тон/насыщенность > Голубой ).

В заключении хочу открыть простую истину, фильтр, как и бленда – неотъемлемая часть процесса фотосъемки, однако успех фотографа зависит не от наличия данных аксессуаров, а от умения пользоваться ими.

У вас есть зеркальный фотоаппарат? Если да, то на сколько хорошо вы в нем разбираетесь? Возникают ли у вас недопонимание в использовании? Если это так, рекомендую к изучению мощный видеокурс. Благодаря ему вы научитесь лучше разбираться со своим зеркальным фотоаппаратом. У вас отпадут многие вопросы и начнутся получаться красивые фотографии.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обладателей фототехники NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обладателей фототехники CANON.

Подписывайтесь на обновления блога, а также делитесь прямой ссылкой на статью с друзьями и близкими. Удачных съемок!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Бытует мнение, что светофильтры стремительно уходят в прошлое вместе с пленочными фотоаппаратами. Сегодня, когда любой эффект можно получить с помощью обработки на компьютере, светофильтры действительно во многом потеряли свою актуальность. Но тем не менее, для некоторых задач и сегодня — светофильтр самый надежный и удобный инструмент для работы. Теперь он выполняет иную функцию — с помощью светофильтра можно создать тот фотоматериал, для последующей обработки, который вам нужен. Он не заменяет обработку фотографии, а создает нужную нам базу для обработки.

И сегодня мы поговорим именно об этом — о том, какие светофильтры и для чего нужны современному цифровому фотографу.

Но для начала поговорим о том, какие светофильтры действительно пора отправить на свалку времени.

И поговорить о них стоит потому, что продавец в фотомагазине может долго и увлекательно вам рассказывать, как эти светофильтры вам нужны и как вам без них никуда. Просто эти светофильтры уже давно лежат-пылятся на складе магазина, а продавцу надо их кому-нибудь продать.

Цветные светофильтры и фильтры изменяющие цветовую температуру


Формат RAW дает нам возможность менять цвета, изменять цветовую температуру и делать массу других замечательных вещей. И для этого не нужно покупать стеклышко, которое стоит в 100 раз дороже своей себестоимости.

Эффектные светофильтры.


Звездочки. Лучики. «Блюр». Все это было мега-круто пока не изобрели Photoshop.

Этим ветераном скажем до свидания и обратимся к тем светофильтрам, которые и в XXI веке представляют для нас интерес.

Ультрафиолетовый светофильтр (UV)

Основная задача этого светофильтра — не допустить проникновение ультрафиолетовых лучей. Если вы снимаете в высокогорной местности или на берегу океана в разгар солнечной активности (когда влияние ультрафиолета на картинку особенно высоко) — UV фильтр действительно сделает цвета на фотографии более реалистичными и красивыми.

Но такие условия встречаются довольно редко. На практике основная функция UV фильтра в другом — UV фильтр отлично подходит для защиты вашего объектива от физических повреждений. Он никак не влияет на картинку (а в некоторых случаях даже улучшает ее), но при падении камеры он примет удар на себя. Ведь намного дешевле купить новый светофильтр, нежели новый объектив.

Что немаловажно — пачкаться и царапаться будет также UV фильтр, а не ваш объектив. Если вы используете дорогую оптику — обязательно покупайте вместе с объективом так же и UV фильтр.

Поляризационные светофильтры

Уверен, каждый из вас видел шикарные фотографии с тропических островов, где небо по настоящему синее, а океан — красивого сочно-морского цвета. Все эти фотографии сделаны с использованием поляризационного светофильтра.

Фотограф — Василий Гуреев

Главная функция «полярика» — устранять переотражения и блики на блестящих неметаллических поверхностях. Именно благодаря этому небо на фотографиях получается таким синим — полярик убрал солнечный свет переотраженный небом.

Фотограф — Василий Гуреев

Тоже самое с водой — убрав блики с ее поверхности мы получаем более сочные и красивые цвета.

Фотограф — Василий Гуреев

Еще один способ применения полярика — устранение отражений в ветринах и окнах. Допустим, вам надо сфотографировать человека, сидящего за окном в кафе. Но на фотографии мы получим массу отражений в стекле окна магазина. Используйте полярик — и вы получите тот кадр, который хотите.

Безусловно, сделать красивым небо и воду можно и при обработке. Но, во-первых — это возможно не во всех случаях, а во-вторых — используя полярик вы сможете сделать еще более красивую картинку при обработке, ведь с поляриком мы получим изначально лучшей по цветам кадр — отличную основу для последующей обработки.

В репортажной фотографии полярик действительно незаменим. Сделав 300-600 кадров с мероприятия, вы потратите массу времени на красивую обработку того же неба. А с поляриком — вы сразу получите кадры, где общей пакетной обработки будет достаточно, чтобы получились отличные фотографии.

Нейтрально-серые фильтры (ND)

Эффект, который оказывает нейтрально серый фильтр очень сложно воссоздать при обработке. И даже в тех случаях где это возможно — это становиться крайне трудоемким процессом. Что же делает ND фильтр?

Вы видели фотографии, на которых вода плавно спускается с водопада?

Красивые кадры. И снять их возможно только с использованием ND фильтров. Дело в том, что если мы правильно выставим настройки экспозиции, мы получим красивый кадр. Но вода в водопаде — застынет. Не будет той плавности, которую мы хотели получить. Потому, что чтобы получить эту плавность, надо снимать на длинной выдержке — 1/2 секунды и больше. Но снимая на такой выдержке днем, кадр, как бы мы не старались, все равно получиться пересвеченым. Что делать? Одеть ND фильтр. Единственная функция ND фильтра — сокращать количество света, попадаемого на матрицу фотоаппарата.

Бываю ND x2, x4, x8 и даже x400 фильтры. Эти цифры в маркировки фильтра означают коэффициент не пропускания света. Мы берем, допустим, NDx8 фильтр, одеваем его на объектив и все! Теперь фотоаппарат получает значительно меньше света и мы смело можем снимать на нужную нам выдержку.

Градиентные фильтры

По сути — градиентный фильтр это просто стекло, одна половина которого прозрачная, а другая — окрашенная. Градиентные фильтры бывают двух типов — нейтрально-серые и цветные. Цветные фильтры применяются только при съемки на пленку, т.к. в цифровой фотографии его эффект можно создать в Photoshop за пару кликов. А значит, нам он совсем не интересен. А вот нейтрально-серый фильтр действительно заслуживает внимания.

Градиентный нейтрально-серый фильтр, оказывает тоже действие что и обычный ND — не пропускает лишний свет. Но в случае с градиентным фильтом, ND-покрытие занимает лишь половину стекла.

Для чего нужен такой фильтр? Например, вы снимаете пейзаж. В кадре — поле с замечательными цветочками и красивые облака на небе.

Но небо и поле отличаются по яркости. А значит или наше небо будет недостаточно сочным и контрастным или поле получиться чрезмерно темным. И в такой ситуации нам надо просто одеть градиентный ND фильтр — одна половина которого прозрачная (повернем фильтр этой половиной на поле), а другая нейтрально-серая (а ее соответственно на небо). Что мы получили?

Теперь небо в кадре будет темнее, чем оно есть на самом деле, а значит мы уровняли в яркости наше небо и поле.

Подобного эффекта, без использования светофильтра, можно добиться только снимая несколько кадров с разными настройками экспозиции, а потом при обработке склеивать их всех в одну фотографию. Но проще и эффективнее — просто одеть светофильтр и сразу сделать тот кадр, который вам нужен.

В магазине

Итак, определившись какой фильтр нам нужен, мы пришли в фотомагазин. При покупке светофильтра важно знать несколько вещей:

— Все светофильтры сделаны под определенный размер резьбы объективов. Например светофильтр для теле-объектива на 50мм «полтиник» одеть не получиться — он просто будет слишком велик.

— Покупайте светофильтры проверенных производителей. Некачественный фильтр прослужит недолго и очень быстро начнет портить ваши фотографии. Дело в том, что дешевые светофильтры сделаны из некачественных материалов, которые через некоторое время начнут разрушаться, составные части фильтра начнут расслаиваться, искажая картинку на ваших фотографиях.

— Не стоит покупать светофильтры брэндовых производителей фотоаппаратуры (Nikon, Canon, Minolta и пр.) Безусловно, это качественные и надежные фильтры. Но брэнд в их названии — лишь набор букв и не более. Их производством занимаются совершенно другие компании по заказу Nikon’a или Canon’a. И как результат — вы переплатите приличную сумму просто за известную марку.

— Есть несколько компаний, которые производят действительно качественные светофильтры профессионального уровня за адекватные деньги:

Rodenstock

Компания Optische Werke G. Rodenstock уже более 100 лет занимается производством фото-оптики, а светофильтры Rodenstock по праву считаются одними из лучших в мире. Профессиональные фотографы по всему миру доверяют фильтрам Rodenstock и это, пожалуй, лучшая рекомендация.
Если вам нужен действительно качественный светофильтр — обратите внимание на фильтры Rodenstock.

HOYA

Мировой лидер по производству светофильтров. При производстве фильтров HOYA использует ряд уникальных технологий, которые делают их фильтры очень качественными и надежными. Для нас особенно интересна серия фильтров HOYA PRO1 Digital — светофильтры созданные специально для цифровых камер.

Schneider B+W

Так же известная качеством своих светофильтров компания. Кроме производства обширного модельного ряда фильтров, B+W уделяют отдельное внимание прочности оправ своих светофильтров.

TIFFEN

Благодаря своему качеству, светофильтры TIFFEN используются профессионалами по всему миру. К сожалению, на российском рынке встретить продукцию TIFFEN намного сложнее нежели HOYA или B+W.

Как мы видим, светофильтры — неотъемлемая часть съемочного процесса в современной фотографии. Успех фотографа сегодня — это технические знания фотосъемки и умение грамотной оработки фотографий. И светофильтры — это именно то, что поможет вам создать фотографию, которую вы сможете максимально эффективно обработать.

UV-фильтр - это ультрафиолетовый фильтр. Основное его предназначение - защита оптических линз от повреждений, пыли и загрязнений (все это быстро разрушает объектив). Также такие оптические элементы задерживают при съемке удаленных объектов. Ведь цифровая матрица и фотопленка, в отличие от человеческого глаза, более чувствительны к такому типу излучения. UV-фильтр очень полезен при фотосъемке в горной местности, он помогает избежать голубого налета на фотографиях.

Всю область ультрафиолетового спектра можно разделить на 3 диапазона: дальний - 280 нм и короче (UV-C); средний - 320-280 нм (UV-B); и ближний - 400-320 нм (UV-A). Чувствительность цифровой техники ниже, чем пленочной, поэтому она принимает ближний диапазон, а пленка в состоянии зафиксировать всю область ультрафиолетового диапазона (а вот глаз человека не может видеть не в одном из этих диапазонов). Однако возможности ограничивает возможность оптических линз. UV-фильтр обрезает такое излучение на 320 нм (средний и дальний диапазон).

При выборе такого изделия необходимо отталкиваться от диаметра линзы. То есть, чтобы узнать, какой фильтр подойдет для вашей камеры, нужно знать диаметр резьбы объектива (его указывают на крышке с внутренней стороны). Цена изделия зависит от его размера. Так UV-светофильтр диаметром 52 мм стоит 10-15 долларов, а 77 мм - 30-40 долларов.

Принято разделять фильтры категории UV на четыре группы:

  • Neutral - нейтральный бесцветный;
  • SkyLight - розовый, предназначен, для придания фотографиям теплых тонов;
  • непосредственно UV - ультрафиолетовый;
  • Haze - против дымки.

Несмотря на внешние отличия, цель этой группы одна - защита объектива от внешних воздействий, ультрафиолетового цвета и от дымки. Наиболее популярными являются UV-фильтр и Skylight.

Очень часто продавцы преподносят Skylight как лучший и, соответственно, дорогой, однако эффект теплых тонов на фото предназначается только для пленочных фотоаппаратов, на цифре он сведен к нулю наличием цвета.

При выборе такого изделия не стоит забывать, что основная функция - это защита оптической линзы объектива от механических воздействий, а ультрафиолетовая защита и прочее - это второстепенное. Многие фотолюбители сомневаются в способности фильтрации ведь на фото это практически не отражается (со слов производителей, фильтр защищает цифровую матрицу). По мнению таких фотографов, компании по производству фотографической оптики просто наживаются на фотолюбителях. Поэтому часто рекомендуют, выбирая тот или иной УФ-фильтр, основываться именно на свойствах механической защиты. Хоть защитные линзы и считаются самыми дешевыми, однако не стоит забывать, что любая линза, - это, прежде всего, препятствие для прохождения света, поэтому лучше приобрести такое изделие у надежного производителя, изготовленное из качественных материалов с сильным светопропусканием.

Использовать UV-фильтры или нет, решать должен сам фотолюбитель, а вот принять меры для защиты объектива надо обязательно, ведь цена хорошей оптической системы может быть даже выше, чем стоимость самой камеры.

© 2024 spares4bmw.ru -- Автомобильный портал - Spares4bmw