Ремонт машины по страховке осаго. Оценка и ремонт авто после ДТП: нюансы выплаты по страховке

Главная / Кузов

Прошлой весной, 28.04.2017 года, вступили в силу скандальные поправки в закон, касающийся страховых выплат. Речь идет о статье 15.3 Закона об ОСАГО. В нем говорится, что после принятых поправок, возмещение поврежденному транспорту осуществляется путем организации или оплаты восстановления. По сути, многие воскликнут, статья того же закона под номером 12 пункта 15, гласит, что каждый потерпевший может лично выбирать - восстановление или компенсации. Но, с внесенными изменениями и эти пункты статьи, частично преобразились. По новым правилам, предоставляется ремонт, за некоторым исключением.

Важно помнить, если полис выдан до 28.04.2017 года, то еще сохраняется возможность выбора, формата возмещения ущерба. Для оформивших «страховку» после 28, такой возможности уже нет. Еще интересный факт, получить право выбора компенсации могут все, за исключением граждан РФ, у которых на территории страны имеется легковой транспорт.

Несмотря на все, по новым правилам, есть определенные «лазейки», подразумевающие возможность компенсации в денежном эквиваленте. Когда производится оплата:

Причинен тяжкий, средний тип тяжести потерпевшему.

Есть погибший.

Пострадавший признан инвалидом (независимо от группы).

Полная «смерть» автомобиля, без восстановления.

Станция не в состоянии провести работы.

Лицу удалось договориться об оплате.

Сумма затрат превышает 400 000 руб.

Еще одно условие, добиться выплаты по нему бывает проблематично, даже с учетом привлечения суда. В новых положениях четко обозначены рамки, где должны проводиться работы, не более чем 50 км от места ДТП или регистрации владельца полиса. Все затраты на транспортировку должна нести компания. В случае если поблизости нет станций, с которыми есть договор, можно договориться о денежной выплате.

Ремонт транспорта, возраст которого не превышает двух лет, проводится на специализированных сервисах официального дилера.

На фото — официальный сервис GM

Как оформить ремонт по ОСАГО?

При появлении страхового случая, необходимо в течении пяти дней предоставить в страховую определенный перечень документов:

Справка о произошедшей аварии.

Извещение о ДТП.

Постановление инспектора, в котором обозначены виновники.

После предоставления «бумаг», страховщик рассматривает заявление и выносит вердикт, признать случай страховым или нет. Производится осмотр автомобиля и определяется сумма затрат на восстановление. Осмотр, как правило, проводят оценщики страховой, но за неимением такового, обращаются к специалистам. Машина фотографируется, все повреждения фиксируются, и далее определяется стоимость затрат. Цена на запчасти высчитывается согласно российского союза страховщиков (РСА).

После этого, выбирается автосервис, собственник авто должен подтвердить свое согласие на проведение работ в данном СТО. После чего, отправляется запрос в выбранный сервис, происходит согласование, могут ли они гарантировать выполнение работ и так далее. Дальше подготавливается соглашения сторон. Внимательно изучайте соглашение, обязаны быть прописаны сроки производства работ, перечисления действий и стоимость затрат. Кстати хотелось уточнить, что соглашение подписывается тремя сторонами, то есть - владелец ТС, страховая и СТО.

Запомните, срок, за который должны полностью починить автомобиль составляет 30 календарных дней.

Владельцу ТС вручается направление на ремонт, с которым он отправляется на СТО. Дальше проводится процесс восстановления. Есть небольшой нюанс, вызывающий массу негативных эмоций со стороны владельца автомобиля. Ему не разрешается проводить контроль, за выполнением работ, это ответственность полностью на страховщике.

Кто ремонтирует?

Страховая компания должна в обязательном порядке опубликовать на сайте перечень СТО, с кем заключен договор. Помимо перечислений названий станций, указывается информация:

Какие модели и марки обслуживаются на СТО.

Сроки (ориентировочные).

Сертификат соответствия, что данное СТО вправе проводить восстановление таких автомобилей.

Кроме перечисленных на сайте СТО, работами можно заниматься:

На мощностях официального дилера, в случае если заключен соответствующий договор.

На мощностях самой страховой (если таковые в принципе имеются).

На том СТО, которое выберет владелец ТС. Есть оговорка, обязательно необходимо соответствующие соглашения со страховой компанией. Такой случай невероятно редкий и скорей считается исключением.

Важный момент, какими запчастями производится ремонт? В целом, в законе нет ограничений по возрасту автомобиля. Теоретически 20 летняя машина, должна ремонтироваться новыми запчастями.

Сроки

Первоначально должны понимать, что необходимо согласовать и составить соглашение на проведение работ, на это уходит, как правило, полторы недели. В законе сказано, срок не должен превышать 20 дней. Дальше, в направлениях обязательно указывается срок, в том же законе, речь идет о 30 календарных днях. Но, нужно учитывать всевозможные форс-мажоры или намеренное затягивание процесса. Отсрочка возможно, если:

На СТО возникли трудности финансовой части.

Не оказалось необходимых запчастей на складах в России.

Машину передали другой станции, им требуется дополнительное время для анализа повреждений, учета уже замененных деталей и тому подобное.

В некоторых случаях, когда повреждения автомобиля серьезные, поставка запчастей сложная и длительная, ремонт может длиться более месяца.

Кстати, если у компании и СТО возникают трудности с доставкой запчастей, владелец может сам приобрести недостающие детали, однако для этого требуется дополнительное соглашение сторон.

Не хватило денег на ремонт?

Определено, что сумма причиненного вреда здоровью или жизни, измеряется в 500 000 руб., а если пострадало имущество 400 000 руб. В случае если для выполнения полноценного ремонта машины компенсационной суммы не достаточно, разница покрывается водителем.

Безусловно, водитель имеет право обратиться в суд на виновника, для возмещения ущерба. Как это часто бывает, виновник нигде не работает или работает, но получает минимальную зарплату, не имеет имущества, тогда ждать компенсации придется долго. В лучшем случае, суд назначит выплаты в размере 1000 руб.

Есть вариант не соглашаться на оценочные исследования, возможно, ценник был завышен специально. Если повторно проведя анализ повреждений, не изменили стоимости затрат, разрешается готовить исковое заявление в суд.

Не спешите принимать акт приема/сдачи. Проверьте работоспособность ВСЕХ узлов автомобиля. Если обнаружатся проблемы, можно требовать выполнения качественных работ.

Если обнаружились недочеты, собственник ТС, вправе требовать компенсации.

Президент подписал изменения в закон об ОСАГО про замену денежных выплат ремонтом. Изменения вступят в силу 28 апреля 2017 года и будут касаться только договоров ОСАГО , которые заключили после этой даты.

Пока закон не вступил в силу, все автовладельцы могут выбирать денежное возмещение. После этой даты потерпевшим выплатят денежное возмещение, если виновник ДТП оформил ОСАГО до 28 апреля и его полис еще действует. Если полис виновника ДТП оформлен после 28 апреля, выбрать денежную выплату будет уже нельзя. Деньгами ущерб возместят только в крайнем случае.

А еще через полгода за прямым возмещением можно будет обращаться, даже если в ДТП участвует больше двух автомобилей.

Расчет натурой 🔧

Как было раньше?

Раньше было два варианта возмещения по ОСАГО : страховая выплачивала потерпевшему деньги с учетом износа или перечисляла эту же сумму автосервису. Разницу за ремонт автовладелец доплачивал сам. По желанию можно было отказаться от ремонта и забрать деньги.

Екатерина Мирошкина

экономист

Этим пользовались ушлые автоюристы, которые помогали автовладельцам отсудить компенсации и незаконно обогатиться. Мошенники организовывали на дорогах автоподставы, чтобы получить деньги по страховке. Наконец, честные ребята могли взять деньги и отремонтировать машину самостоятельно, тогда хватило бы даже на новые запчасти.

Что изменилось?

Теперь после ДТП машину потерпевшего в большинстве случаев отправят в ремонт и страховая оплатит работу автосервиса и запчасти, которые оценит по методике ЦБ .

Кто не может выбирать способ возмещения. Денежные выплаты по выбору отменили только для легковых автомобилей, которые зарегистрированы в России и принадлежат россиянам.

Как возмещают ущерб. Если наступил страховой случай, страховщик осмотрит автомобиль и после экспертизы выдаст направление на ремонт. Все запчасти для ремонта должны быть новые. Бывшие в употреблении поставят, только если заключить соглашение со страховщиком, причем он может и не согласиться. Стоимость ремонта страховая рассчитает по методике ЦБ с учетом разных параметров. По этой методике, например, не всегда включают в расходы окраску деталей или окрашивают их не полностью. Стоимость запчастей, как правило, оплачивают не по чекам из магазина, а по справочникам и среднестатистическим данным. Аналогично и с оплатой работы автосервиса. Если страховой выплаты по методике ЦБ не хватит, чтобы привести машину в порядок, разницу автовладелец возместит из своего кармана.

Направление на ремонт выдают в течение 20 календарных дней после того, как страховая приняла заявление. Для ремонта в автосервисе не из списка страховщика направление могут выдать через месяц.

Срок ремонта. Все работы должны закончить за 30 рабочих дней. Срок считают с момента передачи машины в автосервис. Увеличить срок можно, только если этого требует технология ремонта и потерпевший не против. Если ремонт затянулся, страховщик выплатит неустойку.

Гарантия на ремонт. На кузовные работы дадут гарантию минимум год, а на остальные - полгода.

Пишем об изменениях в законе, которые касаются вас лично

А еще рассказываем, как оспаривать штрафы, уберечь деньги от мошенников и проверить подержанный автомобиль при покупке

Куда отправят на ремонт. У каждой страховой компании будет список автосервисов, с которыми она заключила договоры. Автосервисов может быть много, но конкретную машину конкретного человека передадут на ремонт не в любой из них. По закону СТО должна находиться не дальше 50 км от места ДТП или дома потерпевшего.

Если страховщик оплатит эвакуатор до автосервиса, то может выбрать любой на свое усмотрение. То есть если ДТП случится на трассе в 300 км от места жительства автовладельца, страховая имеет право прислать эвакуатор и привезти машину в ближайший автосервис на свое усмотрение - даже в другой город. В таких случаях нужно помнить, что страховая обязана организовать транспортировку машины еще и обратно.

Если машина на гарантии. Страховщик должен дать направление в тот автосервис, который имеет право на сервисное обслуживание автомобилей конкретной марки по договору с производителем или дилером. Если такого сервиса в списке страховщика нет, можно согласиться на ремонт на другом сервисе из предложенных страховой компанией. А можно не согласиться и вот тогда забрать деньги.

В законе есть интересное уточнение: это условие действует только для машин не старше двух лет. Получается, что если производитель дает гарантию сроком на три года или пять лет, а у страховой компании нет подходящего автосервиса, то она выдаст направление на ремонт куда захочет и не предложит денежную выплату. Это странно, и, наверное, еще появятся дополнительные разъяснения по этому поводу.

Как выбрать автосервис. При оформлении полиса ОСАГО в заявлении можно указать конкретный автосервис, куда при прямом возмещении убытков страховая выдаст направление на ремонт. По умолчанию СТО нужно выбирать из списка страховой, но если договориться, то можно указать другой автосервис, даже если его нет списке. Все договоренности обязательно нужно фиксировать в заявлении, согласие страховщика тоже получать письменно.

Если страховая почему-то не может организовать ремонт в выбранном автосервисе из своего списка или по письменному соглашению, тогда тоже можно требовать выплату.

Если ремонт сделали плохо. Если машину отдали в ремонт, а автосервис вовремя не сдал работу или сделал ее плохо, сначала нужно написать претензию в страховую и попросить исправить недочеты. Если устранить недостатки невозможно, сначала стоит обратиться за компенсацией к страховщику и только потом идти в суд.

Когда выплатят деньги. Денежная компенсация положена, если:

  • машина не подлежит восстановлению,
  • потерпевший погиб, а родственники не хотят ремонтировать машину,
  • потерпевшему в ДТП причинен средний или тяжкий вред и он выбрал выплату,
  • потерпевший является инвалидом и имеет специальную машину,
  • страховой суммы не хватит для оплаты ремонта,
  • установлена обоюдная ответственность,
  • потерпевший отказался от ремонта гарантийной машины в автосервисе, у которого нет договора с производителем,
  • страховая и потерпевший договорились о возмещении деньгами,
  • ЦБ запретил страховой возмещать ущерб ремонтом.

Что же получается, я не смогу получить деньги, даже если сам ремонтирую свою машину? А может, я вообще не хочу ее ремонтировать и собираюсь продавать?

Никто не сможет получить деньги по желанию. Перечень случаев, когда деньги всё-таки выплатят, закрытый. Можно попробовать договориться со страховой, и, если всё получится, ущерб возместят деньгами. Но если страховщик не согласится, заставить его нельзя: машину придется ремонтировать и, возможно, доплачивать за запчасти.

С какой стати я должен что-то доплачивать, если не виноват? Отдайте мне деньги!

Методика Центробанка учитывает много параметров - от площади повреждений на кузове до аварии до объема потери тормозной жидкости при ремонте. Автовладелец не может потребовать залить масло конкретной марки, к которой привык, или установить дорогие свечи зажигания, даже если до аварии стояли именно они. Страховая посчитает стоимость ремонта по своим справочникам, учтет состояние машины до аварии и данные экспертизы. В результате денег на оплату всех работ и запчастей может не хватить. Страховая оплатит только то, что положено по методике ЦБ , а разницу - автовладелец за свой счет.

Чтобы уменьшить доплату, договоритесь со страховой об установке б/у запчастей. Например, купите бампер под покраску на разборе или, может, у вас есть какие-то детали от старой машины. Такое согласие нужно письменно оформить в страховой компании.

Даже если вы не виноваты, ОСАГО вряд ли покроет все расходы на ремонт. Но Конституционный суд разрешил требовать доплату без учета износа с виновника ДТП , и теперь можно получить всю сумму ущерба.

У меня есть действующий полис ОСАГО . Что мне делать?

Сейчас вам ничего не нужно делать. До 28 апреля можно выбирать возмещение ущерба деньгами или ремонтом. А потом тип возмещения будет зависеть от даты оформления полиса виновника ДТП .

Когда срок действия полиса подойдет к концу, внимательно выбирайте страховую компанию, в которую обратитесь за прямым возмещением убытков. Теперь важно, с какими автосервисами заключены договоры у страховщиков. Раньше вы могли не обращать на это внимание, и если автосервис не устроит, забрать деньги и ехать куда захотите. Теперь не сможете.

Список автосервисов страховые компании обязаны размещать на своих сайтах - это требование закона. Там будет не только перечень и адреса, но и сроки работ, и даже марки автомобилей, которые они могут обслуживать. Изучайте сайты перед оформлением полиса ОСАГО ! Если нет оснований для прямого возмещения убытков и придется обращаться в страховую компанию виновника ДТП , выбирать будете из тех автосервисов, которые есть в ее списке

Спросите в сервисе, которому доверяете, в каких страховых компаниях он аккредитован. Выбирайте страховщика из этого списка.

Собирайте чеки на покупку запчастей, которые сами меняете. Они пригодятся для суда или экспертизы.

Если случится ДТП , следите за оформлением документов, чтобы не потерять возможность обратиться за прямым возмещением убытков в свою страховую компанию.

Я только собираюсь купить машину. Что мне делать?

Если покупаете новую машину и хотите сохранить гарантию, запросите у дилера список авторизованных сервисов. Для ОСАГО выбирайте страховую компанию, у которой с ними есть договор. Даже если будете обращаться в страховую компанию виновника ДТП , требуйте направления в авторизованный сервисный центр или денежной выплаты.

Если покупаете подержанную машину, попросите у продавца документы на запчасти, которые он недавно менял.

Если выбираете дорогой подержанный автомобиль, подумайте, сможете ли доплатить за ремонт при замене запчастей по ОСАГО . Получить выплату и отремонтировать у друга в гараже теперь не получится.

Новые автомобили лишатся гарантии из-за реформы ОСАГО

Государственная дума РФ во втором чтении одобрила ужесточение законопроекта об ОСАГО, предполагающее отмену выплаты при ДТП деньгами. Среди прочего страховщики протащили одну правку законопроекта, сулящую россиянам сплошную головную боль: только двухлетние автомобили смогут ремонтироваться у официальных дилеров по направлению от страховой компании после ДТП, все остальные — в неавторизованных сервисах. И это при том, что подавляющее число автокомпаний даёт 3-летнюю (и даже 4-5-летнюю) заводскую гарантию на новые машины. Автодилеры и автопроизводители пояснили, что такой "пункт" поправок гарантирует человеку только одно — большие проблемы при наступлении страхового случая.

При ДТП выбирать автосервисы для кузовного ремонта своего авто россияне будут из того списка, который предоставит страховщик. Если автомобиль не старше двух лет, то его направят к официальному дилеру, но не к тому, который продал этот автомобиль, а к тому, с которым у страховой есть договор о сотрудничестве. Ремонт у официалов осуществляется только с использованием дорогих оригинальных запчастей (таково требование автопроизводителей), а цена норма-час в целом выше показателей по рынку. Разница среднего чека у официала и обычной техстанции может достигать двойного размера. Логично, что при продавливании нынешних поправок ОСАГО страховщики всячески противились заезду их клиента на ремонт к авторизованным дилерам.

Автомобилисты, которым не посчастливится попасть в ДТП на третий (а если гарантия позволяет — на четвёртый и пятый год), рискуют потерять гарантию автокомпании. Можно не рассчитывать на замену узлов, агрегатов и самого автомобиля (а такое сейчас случается часто) после ремонта в аффилированной СТО страховщика. И эта проблема касается не только премиум-сегмента, но и автомобилей доступных, например, как Renault.

К примеру, во время аварии повреждена оптика и взамен разбитых фар в стороннем сервисе установили новые. Производитель автоматом получает право отказать в гарантийном ремонте электропроводки, так как до этого её трогали сервисмены неавторизованного сервиса.
Ситуацию усугубит то, что неавторизованные сервисы имеют обычай ставить на битый автомобиль не оригинальные запчасти, а бэушные или китайские аналоги. И вскроется это только при гарантийной поломке.

Автовладелец, конечно же, может попытаться доказать, что между ремонтом в страховой СТО и последующей гарантийной поломкой нет связи, но теперь бремя доказательства лежит исключительно на его плечах. А это означает начало судебного разбирательства. И доказать обратное автовладельцу будет очень тяжело. Кроме того, оплачивать экспертизу автовладельцу придётся самостоятельно.

При направлении на ремонт по ОСАГО с 2017 года страховщик обязан соблюдать сроки выдачи направления на ремонт, срок ремонта (изменения вступают в силу с 28.04.2017).

СТО, с которыми заключаются договоры страховщиком должны соответствовать требованиям закона, и сведения о них должны быть размещены на сайте страховщика, в том числе ориентировочные сроки ремонта, марки машин, которые ремонтирует данное СТО, сведения о соответствии СТО требованиям закона. Потерпевший вправе ознакомиться заранее с вариантами предложений и выбрать.

Неустойка при несоблюдении сроков.

Требования к направлению на ремонт по ОСАГО

Права потерпевших при ремонте по ОСАГО с 2017.

Гарантия на работы СТО.

_________________________________________________________________________

В каком порядке выдается направление на ремонт автомобиля по ОСАГО 2017?

Потерпевший обязан предъявить поврежденное ТС на осмотр страховщику, который в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении со всеми необходимыми документами, обязан осмотреть ТС и /или организовать экспертизу. После проведения осмотра (экспертизы) страховщик выдает направление на ремонт по ОСАГО и оплачивает стоимость ремонта СТО. Размер оплаты определяется в соответствии с единой методикой.

Направление на ремонт по ОСАГО должно быть выдано в течение 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных) со дня принятия заявления о страховом возмещении с приложением всех документов в случае ремонта на СТО, с которой у страховщика заключен договор (п. 15.2, 21 ст. 12 Закона об ОСАГО)

Если направление на ремонт по ОСАГО выдается на основании п. 15.3 ст. 12 Закона об ОСАГО (СТО, с которой нет договора, по соглашению между страховщиком и потерпевшим), то направление должно быть выдано в течение 30 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных)

Неустойка при несоблюдении сроков выдачи направления и сроков ремонта автомобиля по ОСАГО с 2017

При просрочке выдачи направления на ремонт по ОСАГО страховщик уплачивает неустойку в размере 1 % от суммы страхового возмещения.

За нарушение сроков ремонта неустойка составляет 0,5 % от суммы страхового возмещения (п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО).

Требования к направлению на ремонт по ОСАГО.

В направлении на ремонт по ОСАГО указываются

— сведения о потерпевшем, договоре ОСАГО, ТС;

Наименование и место нахождения СТО;

— срок ремонта;

возможный размер доплаты, который будет вноситься потерпевшим в связи с установкой новых деталей (износ). Однако это положение не касается физических лиц (граждан) , собственников легковых автомобилей, зарегистрированных на территории РФ.

Требования к СТО при ремонте по ОСАГО.

Срок ремонта по ОСАГО с 2017 не более 30 рабочих дней со дня предоставления ТС на СТО или со дня передачи страховщику для транспортировки на СТО.

Удаленность СТО от места ДТП или места проживания потерпевшего не должна превышать 50 км. Если страховщик организует транспортировку до места проведения ремонта и обратно и /или оплачивает ее, то удаленность может быть и больше.

ТС с года выпуска которых прошло менее 2-х лет должны ремонтироваться СТО, которая осуществляет сервисное обслуживание таких ТС от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем (импортером).

Если ни одна из СТО не соответствует вышеуказанным требованиям в отношении конкретного потерпевшего, то он имеет право получить выплату деньгами или согласиться на предложенную страховщиком СТО.

Например, СТО находится в 100 км. от места ДТП, и страховщик не оплачивает, и не организует транспортировку, в этом случае право потерпевшего согласиться на ремонт или нет, страховщик не имеет права диктовать условия.

Права потерпевших при ремонте по ОСАГО с 2017

Потерпевший вправе самостоятельно организовать ремонт ТС в рамках ОСАГО на СТО, с которой у страховщика нет договора, только с письменного согласия страховщика (п. 15.3 ст. 12 Закона об ОСАГО). В этом случае выдается направление на ремонт по ОСАГО, и страховщик оплачивает проведенный ремонт. Потерпевший в заявлении о страховом возмещении указывает полное наименование СТО, адрес и реквизиты для оплаты.

Изменение объема работ, сроков ремонта по ОСАГО, условий ремонта без согласования с потерпевшим не допускается. Соглашение по данным вопросам должно быть достигнуто между страховщиком, СТО и потерпевшим.

Урегулирование вопросов, связанных со скрытыми повреждениями, определяется СТО по согласованию со страховщиком и потерпевшим. Этот порядок должен быть зафиксирован в документе, например, в направлении, который выдается потерпевшему при приеме ТС в ремонт.

При ремонте легковых автомобилей, зарегистрированных на территории РФ, собственниками которых являются физические лица (граждане) не допускается установка бывших в употреблении или восстановленных деталей, если согласно единой методике требуется замена комплектующих. Однако страховщик и потерпевший могут соглашением установить иное, например, замену на б/у.

Если автомобиль отремонтирован некачественно, нарушены сроки ремонта или порядок ремонта (например, объем работ, поставлены б/у детали и т.п.), то ответственность несет страховщик и все претензии нужно предъявлять ему (п. 17 ст. 12 и ст. 16.1 Закона об ОСАГО)

Гарантия на работы СТО

Гарантия на работы при ремонте по ОСАГО не может менее 6 мес., а на кузовные работы и работы, связанные с использование лакокрасочных материалов не может быть мене 12 мес.

Судебное дело. на возмещение вреда в связи с потерей кормильца.

С апреля 2017 года приоритетным способом получения компенсации по ОСАГО является ремонт транспортного средства на СТОА. Денежную выплату также можно получить, но при ряде обстоятельств, установленных законодательством. Ремонт машины по ОСАГО регулируется положениями ЦБ, Правилами ОСАГО и федеральным законом об обязательной «автогражданке». Как происходит направление авто на ремонт после ДТП? СТОА страховщика что это? Каков срок ремонта машины по полису ОСАГО? С какими трудностями может столкнуться пострадавший владелец авто при выплате возмещения в натуральном виде? Постараемся ответить на эти и другие вопросы в данной статье.

Как происходит направление на ремонт?

После произошедшего страхового случая владелец авто должен написать заявление в СК на получение возмещения. Если его ситуация не подходит ни под одно положение закона «Об ОСАГО» (п. 16.1 статьи 12), то выплата страховки осуществляется в натуральном виде. Под натуральной выплатой в законе подразумевается восстановительный ремонт по ОСАГО поврежденного транспорта. Для того чтобы получить направление на ремонт авто необходимо выполнить следующий алгоритм:

  • Оповещение страховой компании о ДТП;
  • Сбор документов;
    • ПТС, СТС, договор купли-продажи, документ о наследовании или другое;
    • полис и страховой договор, заключенный сторонами;
    • акт независимой экспертизы машины;
    • квитанции об оплате экспертизы;
    • квитанции об оплате стоянки и эвакуатора;
    • паспорт водителя;
    • доверенность (если заявление подает представитель);
    • банковские реквизиты (если будет денежная выплата страховки);
    • извещение о ДТП;
    • копии постановления и протокола ГИБДД;
  • Составление заявления о выплате страховки и его подача;
  • Предоставление машины для осмотра страховщиком в течение 5 дней;
  • Осмотр авто страховой компанией и направление машины на независимую экспертизу.

После получения всех документов, после оценки всех обстоятельств происшествия, указанных в протоколе или извещении о ДТП, после проведения осмотра автомобиля и независимой экспертизы страховая компания выдает направление на ремонт в течение предусмотренных Правилами ОСАГО сроков - 20 или 30 дней. В выданном направлении на ремонт должны содержаться следующие сведения:

  • Данные потерпевшего;
  • Информация о поврежденном транспортном средстве;
  • Реквизиты страхового договора и полиса;
  • Название СТО, которая будет делать восстановительный ремонт, адрес, реквизиты;
  • Сроки, за которые будет выполнен ремонт машины;
  • Сумма доплаты за ремонт.

Если между рядом СТО и страховой компанией заключены договоры, то выбрать конкретный автосервис может сам страхователь из того перечня, который предложит страховщик. По условиям договора, заключенного между сторонами, определенный автосервис может устанавливать ограничения для приема автомобилей, поэтому клиенту страховщика необходимо внимательно подходить к выбору. Страховая компания, которая дала направление на ремонт по ОСАГО, по правилам несет ответственность за его качество и соблюдение сроков, а также за своевременное перечисление денег за ремонт на счет СТО.

Срок ремонта по ОСАГО в 2018 году

Согласно п.4.17 Правил ОСАГО сроки ремонта определяются автосервисом после осмотра автомобиля. Они могут быть согласованы СТО и пострадавшим клиентом страховщика и указаны в направлении на ремонт или ином документе, который страхователь получает на руки после предоставления своего автомобиля на станцию ТО. Тот же пункт Правил указывает, что клиент имеет право изменить сроки ремонта машины - для этого он должен обратиться в сервис с письменным заявлением.

Закон «Об ОСАГО» в п.15.2 статьи 12 устанавливает четкие требования к сервисам восстановительного ремонта. Они, в том числе, касаются и сроков исполнения. Ремонт автомобиля после ДТП не может занимать более 30 дней с момента, когда потерпевший привез поврежденную машину на СТО или передал ее страховщику для дальнейшей транспортировки на станцию технического обслуживания. Если ремонт по ОСАГО занял больше времени, то владелец транспортного средства может направить жалобу в адрес СТО и страховой компании, которые обязаны ее рассмотреть в 5-дневный срок.

Процедура восстановительного ремонта

Закон «Об ОСАГО» в статье 12 указывает, что ремонтный сервис должен располагаться в пределах доступности от места ДТП или места жительства пострадавшего - расстояние не может превышать 50 км. Если страховщик готов оплатить услуги доставки транспортного средства на СТО, то расстояние может быть любым. Ремонт по ОСАГО в 2018 году можно сделать как у официального дилера, так и на СТО страховщика или станции по личному выбору потерпевшего.

У официального дилера

Если с даты выпуска автомобиля с конвейера не прошло более двух лет и в его отношении действуют гарантийные обязательства организации, у которой заключен договор с производителем или официальным дистрибьютором этой марки авто, то ремонт осуществляет именно такая организация (дилер). Но только при условии, что между ней и страховой компанией заключено соответствующее соглашение.

Если в перечне СТО страховщика нет официального дилера той марки машины, которая получила повреждения в ДТП, то в соответствии с законом «Об ОСАГО» (абзац 6 п.15.2 статьи 12) страховщик с согласия клиента может выдать направление на ремонт по ОСАГО у официального дилера. Если такого согласия нет, то владелец автомобиля может забрать страховое возмещение в виде выплаты денежных средств. Страховщик должен выплатить возмещение в пределах установленного законом лимита страховых выплат - 400 тыс. рублей или 100 тыс. рублей, если авария была оформлена между пострадавшим и виновником по европротоколу.

На СТОА по направлению страховщика

Если владелец машины выбирает СТО из списка страховой компании, то между тремя сторонами заключается договор. В нем указываются сроки бесплатного ремонта, цены запчастей, калькуляция всех ремонтных работ, их перечень. Если стоимость ремонта автомобиля была оценена дороже 400 тыс. рублей лимита ответственности страховщика, то остаток должен будет доплатить сам автовладелец. Ремонт должен осуществляться только с использованием новых деталей, восстановленные и бывшие в употреблении использовать не допускается.

Гарантия на восстановительный ремонт составляет полгода, на кузовные работы и покраску - 1 год.

После окончания ремонта СТО передает транспортное средство автовладельцу и дает на подпись акт приемки. Страхователю необходимо внимательно изучить свой автомобиль на наличие неисправленных повреждений и дефектов восстановления, и только после этого подписывать документ. Если ремонт окажется не идеальным, то владелец машины должен решать вопрос в претензионном порядке со страховой компанией, поскольку она является ответственной за эти работы. Если акт приема-передачи авто будет сначала подписан, а потом будет обнаружено, что ремонт автомобиля по ОСАГО был выполнен с недостатками, претензии в адрес СТО или страховой станут бессмысленными. Претензия должна иметь следующее содержание:

  • Название страховой компании;
  • Адрес, контактные данные потерпевшего;
  • Основания для подачи претензии;
  • Требования, которые предъявляются к страховой компании;
  • Банковский счет, на случай выплаты страховщиком предъявленных требований;
  • Дата, подпись.

К своей претензии автовладелец должен приложить копии или оригиналы паспорта, протокола ГИБДД, извещения о ДТП, полиса обязательного страхования, документов, удостоверяющих право собственности на автомобиль, ПТС, СТС. Страховщик в течение 5 дней должен организовать осмотр автомобиля. Если в результате станет понятно, что необходим повторный ремонт, то выдается новое направление на СТО по согласию страхователя. Если повторный ремонт невозможен или клиент не согласен с ним, то страховая компания обязана путем страховой выплаты возместить ущерб.

Оставить претензию без удовлетворения страховая организация может, если представлены не все документы, если лицо, подающее претензию не является потерпевшим и не имеет доверенности на представление прав потерпевшего, если в претензии требуют осуществить выплату денежного возмещения, но не предоставляют реквизитов для осуществления перевода средств, а также если автомобиль не предоставляют для осмотра и фиксации некачественного ремонта, выполненного станцией технического обслуживания.

На стороннем сервисе

П.15.3 статьи 12 позволяет потерпевшему самостоятельно выбрать сервис, не входящий в перечень СТО-партнеров страховщика, если ни один из них не соответствует требованиям законодательства. Для получения направления на ремонт в стороннем сервисе необходимо получить письменное разрешение страховой компании. Чтобы ускорить процесс пострадавший автовладелец должен в своем заявлении о получении страхового возмещения указать следующее:

  • Наименование сервиса, место его расположения и контакты;
  • Реквизиты СТО.

Если страховая компания согласится отправить поврежденное авто на ремонт по ОСАГО на такую станцию технического обслуживания, она покроет все расходы без учета износа запчастей. Именно в случае отправления машины на ремонт в сервис не из своего списка, страховщик имеет право на 10 дней дольше рассматривать заявление страхователя, то есть 30 дней. Если все согласовано, но по истечении месяца направление на ремонт так и не получено, страхователь вправе получить неустойку от страховой компании в размере 1% от общей суммы определенного возмещения за каждый просроченный день в соответствии с п.4.22 Положения ЦБ №431-П от 19.09.2-14 г.

Что делать, если не покрыта стоимость?

Страховая компания оценивает нанесенный машине ущерб по единой методике, разработанной и утвержденной регулятором страхового рынка - Центробанком. В некоторых ситуациях при экспертизе автомобиля могут быть не учтены скрытые повреждения или иные дефекты. Тогда сумма компенсации будет несправедливо занижена и страхователю могут предложить покрыть остальные расходы на восстановительный ремонт личными деньгами. Обязательство доплаты само по себе незаконным не является, но для страхователя главное - убедиться, что расчеты страховой были верны.

Автовладелец может нанять независимого эксперта для определения стоимости восстановления своего автомобиля и действовать дальше в зависимости от ее результатов. Если независимая экспертиза подтвердила сумму стоимости восстановительного ремонта, определенную страховой компанией, то иного пути, чем доплатить свои деньги не останется. Если же акт экспертизы показывает, что калькуляция страховщика оказалась неверной, то страхователь может отказаться от доплаты и написать претензию в адрес компании и, если компания откажет в денежной выплате, обратиться в суд с иском. Судебная практика показывает, что при наличии достоверных результатов независимой экспертизы, такие иски суды удовлетворяют.

Пример судебного решения

Водитель авто, пострадавшего в аварии, обратился с иском в суд, требуя взыскать с ПАО «Росгосстрах» денежное возмещение по страховому полису ОСАГО. В обоснование требований было заявлено, что страховщик после проведения расчетов стоимости ремонта направил его на станцию техобслуживания, перечислив на ее счет 86 300 рублей. Пострадавший не согласился с суммой и необходимостью доплаты за ремонт и направил в адрес страховщика претензию, которая не была удовлетворена, после чего обратился в суд.

Суд провел судебную экспертизу, которая показала, что размер вреда с учетом износа деталей составил 101 577 рублей, стоимость ремонта без учета износа деталей - более 140 000 рублей. Исходя из разницы расчетов, учитывая частичное исполнение обязательств страховщиком и руководствуясь действующим законодательством, суд обязал «Росгосстрах» выплатить часть компенсации, деньги в виде штрафа за неисполнение обязательств в добровольном порядке и прочие судебные расходы пострадавшего водителя.

Пострадавший водитель может получить деньги вместо ремонта в ряде ситуаций. К ним относится полная гибель автомобиля, смерть страхователя, причинение вреда здоровью, а также случаи, когда потерпевший является инвалидом. Другим вариантом получения денежных средств является затягивание сроков ремонта. В таком случае пострадавший может требовать от страховой замены вида компенсации из-за несоблюдения положений закона «Об ОСАГО» (статья 12). Страховщик, как ответственное за ремонт лицо, обязан выплатить клиенту деньги. Следующий вариант связан с расстоянием до станции техобслуживания - если оно больше 50 км, а страховщик не может своими силами транспортировать туда автомобиль, то возмещение также будет выплачено деньгами.

П. 16 статьи 12 того же законодательного акта сообщает, что если вред в результате ДТП причинен другому имуществу страхователя (кроме авто), то ущерб компенсируется деньгами путем перевода на банковский счет или выдачи в кассе страховой компании. Если в ДТП попал грузовой автомобиль, то страховщик не может настаивать на ремонте и вопрос о варианте возмещения решает потерпевший водитель - он может выбрать ремонтные работы на СТО или деньги.

© 2024 spares4bmw.ru -- Автомобильный портал - Spares4bmw