Машины поедут без паспорта. Электронный птс на автомобиль Обязательно переоформить документы следует тем автомобилистам, кто

Главная / Кузов

C 1 июля в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) в целом и в России в частности, должна была прекратиться выдача привычных синих бумажек на новые автомобили, но с учетом неравномерной готовности стран ЕАЭС окончательный переход на электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) отложили на полтора года. Тем не менее, новая электронная система все-таки заработала, и первые документы в ней уже начинают появляться, хотя и бумаги остались в ходу.

Корреспондент сайт побывал в офисе администратора системы АО «Электронный паспорт», увидел, как выглядит новый документ, и поговорил с гендиректором компании Ильей Минкиным о том, зачем понадобилось переходить на электронный документ, когда состоится полноценная замена и что делать владельцам старых машин, а также людям, не имеющим доступа в сеть.

— Зачем вообще понадобился электронный паспорт, какую он несет выгоду для государства и автомобилистов? Наконец, как все это работает?

— Существует несколько мотивов. Основной содержится в межправительственном соглашении стран ЕАЭС — обеспечение свободного обращения транспортных средств на территории союза.

Но потребителю более близки и понятны другие мотивы. Во-первых, в век информационных технологий бумажки, которые нужно выписывать и хранить, являются атавизмом. Во-вторых, бумажный ПТС имеет ограниченные возможности, а с электронным ПТС этих ограничений нет. Бумажный паспорт содержит 21 поле, в электронном — от 90 до 150 полей. Электронный ПТС включает все индентифицирующие признаки машины: номера, характеристики, комплектацию, дополнительное оборудование, то есть это полное описание.

Есть также ряд технологических вопросов, которые упрощает электронный ПТС. Например, электронный паспорт может быть не только действующим, но и незавершенным, аннулированным, погашенным, и утилизированным. Некоторые статусы можно менять, некоторые не имеют обратного хода. В бумаге вносить изменения сложно. И если сейчас ПТС годами хранят в сейфах, то вскоре вся история будет в системе с моментальным доступом по запросу.

— А что с залоговыми и кредитными автомобилями?

Сегодня ПТС достаточно часто отдают в залог банку, но при желании мошенник может сделать дубликат, чтобы продать залоговую машину, тем самым создав массу проблем новому покупателю. Есть и другие варианты манипуляций с бумажным ПТС. Например, вариант «потери» ПТС у машины с большим количеством собственников, когда перед продажей получают пустой дубликат и все выглядит, как будто у машины был один владелец. В ГАИ все эти данные есть, но потребителю на рынке они недоступны. В системе электронных паспортов данные невозможно стереть или изменить, там аккумулируются все сведения, и покупателю на вторичном рынке сразу будет видно, что это за машина. Та же история с лизингом, использованием в качестве такси, фактами ДТП — ЭПТС все это аккумулирует, формируя прозрачную историю автомобиля.

— Кто помимо ГИБДД сможет вносить данные, например, о залогах, ДТП или пробеге? Кто вообще имеет доступ к системе, и возможны ли злоупотребления?

Внесение данных будет идти постепенно на протяжении всей жизни автомобиля. Первичную информацию вносит организация-изготовитель, либо импортер или испытательная лаборатория, если речь идет о ввозе единичных ТС из-за границы. Дальше госорганы начинают внесение административных сведений, например, об уплате утилизационного сбора. Следом появляются сведения о собственнике. Первым, в большинстве случаев, будет организация, которая оформляла паспорт, далее цепочку начнут дополнять дилеры. Кстати, внесение данных о собственнике будет производиться на добровольной основе, в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных».

Вся система по смене собственника выстраивается по принципу двух согласий, как это сегодня происходит в бумажном ПТС. Разница в том, что электронная система не позволяет покупателю ничего сделать, пока прежний владелец не даст ему доступ. Если я хочу продать вам машину, я должен в системе найти вас, найти свой автомобиль и соединить эту историю. Вы, получив уведомление, должны прислать подтверждение, и тогда информация попадет в систему. С этого момента права прежнего собственника будут утрачены. И это, кстати, позволит избежать обременений в отношении прежнего собственника, поскольку момент смены владельца фиксируется с точностью до минуты.

— Как технически будет продаваться автомобиль? Нужно искать специальный терминал или пользоваться госуслугами?

— Предусматривается минимум три варианта. Первый — при наличии электронной подписи, которой подтверждаются операции в системе. Вторая схема — идентификация собственника через портал госуслуг, на котором также можно будет получить доступ к совершению действий внутри системы. Третий вариант, когда у автовладельца нет электронной подписи или интернета, ему придется идти в МФЦ, где по аналогии с комиссионными магазинами симпатичная девушка проведет все нужные операции.

— То есть комиссионные магазины больше не нужны, а люди гарантированно совершают сделки через госуслуги и расходятся?

— Тут есть один важный нюанс. Сейчас мы, как администратор системы, занимаемся обработкой информации, но не вопросами передачи денег и заключения договора, эти вопросы покупатель и продавец решают сами.

Но будет и следующий шаг. Мы прорабатываем с банками систему смарт-договоров, когда банк и мы будем работать в связке, и тогда ваша сделка будет полностью сопровождаться наиболее безопасным образом. Вы заключите электронный договор в системе, деньги автоматически переведутся, и сделка не будет закрыта, пока этого не случится.


— Возможен ли вариант мошенничества с преднамеренным искажением данных? Например, убрать сведения о ДТП или подкорректировать пробег?

— Портал госуслуг — хорошо защищенная структура, и если мы говорим о переходе прав собственности, то здесь таких вопросов быть не может. Чтобы обмануть систему, придется совершить серию действий: получить доступ к учетной записи, что непросто, создать липовый договор, с которым потом прийти в ГАИ — вся эта схема легко вычисляется. В любом случае, собственники всегда получают уведомления, когда что-то происходит с их электронным ПТС, и у них есть возможность оперативно предпринять необходимые действия.

Если же речь о желании почистить историю машины, такой возможности нет ни у кого. Все система устроена по принципу накопления, когда информация только добавляется. Если был техосмотр, он останется там навсегда. Точно так же система предусматривает сбор информации о пробеге на протяжении всей истории автомобиля. И если кто-то скрутит спидометр, то в электронном паспорте это обязательно будет заметно. То есть в истории машины сперва будет 100, 200, 500 тыс. км, а потом вдруг снова 100 тыс. — это очевидный подлог.

Система будет предлагать вносить пробег при любых действиях, при любом занесении информации в электронный ПТС. Конечно, это необязательно делать, поскольку обязательность должна быть установлена законом. Но мы исходим из того, что если машина прозрачна, то покупатель на рынке будет ее дороже ценить, и это стимул все-таки вписывать и пробеги, и все события.

— Как электронный паспорт выглядит с точки зрения автомобилиста? Это отдельная карточка, просто номер или строчка в свидетельстве о регистрации?

— У электронного паспорта нет какого-то носителя, ни карточки, ни чего-то другого. Это электронный документ в электронной базе данных. Он имеет 15-значный номер. Этот номер указывается в договоре купли-продажи.

Когда вы придете в ГАИ, вас не будут спрашивать, что у вас на руках. Инспектор в первую очередь в своей системе будет запрашивать электронный ПТС по VIN вашего автомобиля. Если в системе не существует электронный ПТС, тогда он попросит бумажный ПТС. А если вы дадите какую-то копию бумажного ПТС, но в системе есть электронный, то эта бумага будет недействительной и регистрация будет проходить исключительно с использованием электронного паспорта.


Кстати, для спокойствия автовладельцев у нас существует два дополнительных сервиса. Есть такое понятие как выписка из электронного ПТС — распечатка, которая по содержанию напоминает бумажный ПТС, но не является юридически значимым документом. Те, кто привык к бумажке, может ее распечатать для себя.

А те, кто хочет проверить, есть ли у машины электронный ПТС, могут по номеру ЭПТС или по VIN-номеру зайти на наш портал и удостовериться, что такой паспорт действительно существует, а не выдуман продавцом.

— Электронные ПТС будут введены во всех странах ЕАЭС? То есть у любой машины в Армении будет такой же документ, и его можно будет проверить?

— В принципе система будет одна, и электронные паспорта будут иметь хождение во всех стран ЕАЭС. Но небольшие отличия будут. Так в номере ЭПТС будет заложен код государства. Есть различные национальные законодательные особенности, которые нужно учитывать. Допустим, мы покупаем машину в Казахстане. Паспорт будет действителен, но надо уплатить утилизационный сбор, в данном случае российский, получить соответствующую отметку, и только после этого проводить регистрационные действия в России.

— Когда появятся первые электронные ПТС, и почему пришлось продлить сроки переходного периода?

— В России система готова и постепенно запускается уже сейчас, в ближайшие дни ждем первые машины с электронными паспортами. Заводы сами принимают решение: сегодня мы начинаем оформлять электронные ПТС с таким-то одобрением типа ТС, завтра с другим. Вплоть до окончания переходного периода завод сам решает, до какого времени выдавать бумагу. Нельзя выдавать на одну машину и то, и другое одновременно. А мы координируем переход с ГАИ, заранее уведомляя, машины какого производителя будут приходить с электронными паспортами.

Переходный период был задуман с самого начала, потому что он нужен для бизнеса, которому требуется настроить свои процессы от сертификации до реализации ТС без остановки производства. У нас более 1500 крупных и мелких предприятий, и, как мы наблюдали, к весне 2018 г. далеко не все успели подготовиться к переходу на электронные паспорта.

Отсрочка связана с тем, что не все государства члены ЕАЭС завершили разработку национального законодательства по этим вопросам. Казахстан и Белоруссия обратились с просьбой продлить переходный период до 1 ноября 2019 года. К этому времени большая часть стран ЕАЭС не только справятся с задачей, но и обеспечат реализацию переходного периода для всех участников.


Параллельно в рамках переходного периода мы решаем и серьезные технические проблемы, например, с написанием марок и моделей. Кажется, что можно составить единый справочник, но постоянно появляются новые названия, а прочтение документа везде должно быть однозначным и понятным. Есть тема цветов кузова, где много вариаций и странных названий. У нас в системе предусмотрено два поля: в первом только семь цветов радуги, во втором производитель может написать что угодно. В итоге любой инспектор, прочитав одну или две строчки, точно поймет, что имеется ввиду.

— Допустим, производитель решил продавать такую-то модель с ЭПТС. Человек пришел к дилеру, заплатил деньги и не получил никакой бумаги?

— Он получит главную бумагу, которая удостоверяет право собственности — договор купли-продажи. Кроме того, покупателю будет предоставлена выписка из электронного ПТС. Первое время она будет нужна для оформления полиса ОСАГО, а в ГАИ эта бумажка вам не нужна.

— Как продавать автомобили с бумажными ПТС на вторичном рынке, можно ли оформить электронный паспорт на старую машину?

— Если вы не хотите ничего менять, то ничего не изменится. Вы продаете точно так же, как сегодня, то есть подписываете договор, передаете покупателю ПТС, и он едет оформляться в ГАИ.

Но при желании собственник может оформить электронный паспорт вместо бумажного, для этого обратившись в уполномоченные организации, которые создаются на базе операторов техосмотра.

Почему к ним? Эти компании в состоянии квалифицировано идентифицировать автомобиль, и их много по всей стране. Была задача не создать очередей. Понятно, что к техосмотру есть претензии, но мы реализуем механизмы, которые не позволят мошенничать. Механизмы просты: по каждой ранее зарегистрированной машине будет автоматически отправляться запрос в ГАИ на подтверждение того, что она легальна. Если что-то не так, то в оформлении электронного ПТС будет отказано. И мы в договорах с этими компаниями подписываем обязанность с их стороны в таких случаях обращаться в компетентные органы.

— Какие еще сведения будут попадать в электронный ПТС? Техобслуживание, страховки, аварии…

— Это все может попадать. Главное, построить систему, при которой это будет интересно участникам рынка и достоверно. Самый интересный момент — техобслуживание и ремонт. Сейчас мы начинаем работать с дилерами, и они заинтересованы, потому что им выгоднее продавать машины с прозрачной историей. В то же время важно, чтобы вносимая информация была достоверной. Поэтому пока не работаем с обычными автосервисами и с частными мастерами не будем вступать в отношения. Но ищем контакты с объединениями, которые могут дать какие-то гарантии. Поставщик информации должен быть готов ответить за ее достоверность, потому что «липовая» печать может подтащить за собой уголовное дело.


На обеспечение гарантий направлен и приказ Минпромторга: для получения полномочий в системе электронных паспортов организации должны иметь страховой полис на 20 млн рублей. Поскольку, если выяснится, что действием данной организации причинен ущерб, то должен быть ресурс для компенсации.

— АО «Электронный паспорт» работает под крылом Ростеха, но это коммерческая организация. Каковы источники дохода?

— Система электронных паспортов — это пример государственно-частного партнерства. Для государства это выгодно, поскольку на создание системы не израсходовано ни рубля бюджетных денег. Компенсировать расходы на создание системы планируется в ходе ее работы. Причем это будет выгоднее и для всех участников, в том числе, автовладельцев.

Так, получение электронного паспорта транспортного средства взамен бумажного дешевле — 600 руб. (в то время как замена бумажного ПТС сейчас стоит 800 руб., но уже разработан законопроект об увеличении стоимости до 1500 рублей). При регистрации в ГАИ внесение изменений в электронный ПТС пошлиной не облагается, в то время как в случае с бумажным ПТС придется заплатить 350 рублей.

Организации-изготовители будут платить за каждый паспорт 250 руб., но сегодня их затраты на бумажные ПТС как минимум не ниже.

Кроме того мы создаем дополнительные сервисы. Например, банковское сообщество сейчас платит 600 руб. за постановку залога, 600 руб. — за его снятие. Мы предлагаем услугу за 500 рублей. Подобная же история с лизингом.

Для собственников тоже готовим дополнительные платные сервисы. Например, историческая справка по автомобилю. Будут разные предложения с разным объемом данных. Кто-то будет готов оплатить 200, 500 или 1000 руб. — каждый выберет то, что ему нужно. Но если человеку не нужны дополнительные сервисы, то ни за что платить не придется. Например, собственник имеет полный доступ к своему паспорту бесплатно, и также бесплатно он может ознакомить с ним потенциального покупателя. Таким образом, мы уверены, что электронный паспорт будет удобен для всех категорий пользователей.

Правительство РФ приняло постановление о внедрении электронных паспортов транспортного средства (ПТС), переход на которые постоянно откладывался ранее. Новая дата вступления в силу электронного стандарта - 1 июля 2018 года. В Минпромторге заявили, что внедрением электронных паспортов транспортных средств займется государственная корпорация Ростех.

По замыслу нововведение поможет избежать проволочек, связанных с восстановлением документа в случае его утери, а также обезопасит граждан от темных схем при покупке или продаже машины. Иметь доступ к электронному ПТС будут сотрудники Госавтоинспекции, уполномоченные участники систем электронных паспортов и, разумеется, собственники транспортных средств. Масштабный проект сделает регистрацию и учет автомобиля на 100% цифровыми, а его историю - полностью прозрачной, ведь все сведения о машине будут храниться в защищенной базе данных.

Электронный паспорт автомобиля будет содержать дополнительную информацию о собственнике, ее предоставление регулируется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных». Кроме этого, в ПТС будут вносить данные о техосмотре, обслуживании и ремонте машины, ее пробег и возможные ограничения на регистрационные действия. Также в онлайн-паспорте появятся данные о страховых случаях и самом страховании автомобиля, авариях, в которых он участвовал, и другая информация, которую укажет владелец или уполномоченный орган.

Для автопроизводителей власти планируют обеспечить плавный переход на электронные ПТС: его начало будет зависеть от готовности самих компаний, но не позднее 1 июля 2018 года. Ожидается, что уже в первом полугодии электронные ПТС будут выданы более чем на полмиллиона транспортных средств. Старые бумажные паспорта после обозначенной даты выдаваться не будут.

Что до нынешних владельцев автомобилей, то пользоваться действующим документом они смогут и дальше: принудительная замена ПТС на электронную версию не планируется. Введение нового стандарта никак не отразится на процессе покупки или продажи машины: как и сейчас, придется оформлять договор купли-продажи и получать свидетельство о регистрации транспортного средства.

Несмотря на то, что ПТС выходит в онлайн-пространство, оплачивать его все равно придется: 250 рублей для автопроизводителей и организаций, уполномоченных на их оформление, и не более 600 для простых граждан. Сейчас получение нового бумажного ПТС владельцам транспортных средств обходится в 800 рублей.

Как сообщают в ведомстве, экономия на закупке бумажных бланков и расходах, связанных с их логистикой, составит около 1 миллиарда рублей. Если говорить о сокращении трудозатрат на оформление ПТС и внесение в них изменений, то они, как ожидается, должны быть снижены на 3,5 миллиона человеко-часов за год.

С 1 июля 2019 г. на территории Евразийского экономического союза (Россия, Казахстан, Армения, Республика Беларусь, Киргизия) перестанут выдавать бумажные ПТС – их заменят электронные версии документа.

Изначально срок введения электронных паспортов планировали на 1 июля 2017 г. (согласно Решению №122 Евразийской коллегии от 22 сентября 2015 г. «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов»), но по целому ряду объективных причин окончательную дату перенесли на год.

Что представляет собой электронный ПТС? Какие цели преследует введение электронных документов? Нужно ли менять имеющиеся ПТС на паспорта нового типа (при продаже авто, регистрации и т. д.)?

Электронный паспорт транспортного средства

Паспорт транспортного средства содержит основную техническую информацию о машине (мотоцикле, грузовом ТС, самоходной машине и т. д.), а также данные о владельце. Этот документ обязательно предъявлять сотрудникам ГИБДД вместе с водительскими правами и страховкой. До последнего времени, выписывали бумажные ПТС – унифицированные бланки с голографическими печатями. В бумажных ПТС указывали:

  • марку и модель авто,
  • характеристики двигателя,
  • год выпуска машины,
  • место регистрации транспортного средства,
  • список владельцев.

Бумажный ПТС было решено заменить на электронный паспорт.

Причин сразу несколько.

Электронный документооборот должен изъять из обращения бумаги, которые имеют свойство изнашиваться, вмещают в себя ограниченный объем информации, и которые теоретически могут быть утеряны.

Электронный паспорт транспортного средства - набор цифровых данных в виде записи в базе данных, полностью избавлен от этих недостатков. Электронная форма хранения данных облегчает:

  • обработку специалистами регистрирующих, учетных, налоговых и других органов,
  • скорость проверки документов ГИБДД.

Электронные ПТС не придется менять, в том числе из-за очередной смены владельца транспортного средства.

Главное преимущество электронного ПТС - возможность создания единой электронной базы данных по всем эксплуатируемым на территории союза транспортных средств. Это облегчит:

  • учет,
  • работу по выявлению незаконных сделок,
  • упростит расчеты налоговых и таможенных платежей,
  • позволит оперативно получать доступ к истории автомобиля и многое другое.

Электронный ПТС: как оформить

Электронные паспорта уже выдают наряду с бумажными ПТС. С 1 июля 2019 г. документы нового типа будут получать все, кто приобретает новый автомобиль или проходит процедуру его регистрации. Выдача электронного паспорта транспортного средства автоматически делает недействительным бумажный ПТС. Принудительная замена бумажного ПТС на электронный не предусмотрена. Паспорта старого типа можно использовать до момента, пока в них не закончится место для указания данных о новом собственнике машины.

Любой автовладелец имеет право поменять старый ПТС. Для этого необходимо обратиться с заявлением в ближайшее отделение ГИБДД. Фактически, электронный паспорт - это запись в базе данных. На руки владелец машины получает лишь выписку из электронного ПТС с ограниченным объемом данных. Получить такую выписку может только действующий собственник транспортного средства.

Статус электронного ПТС

Ввладелец электронного паспорта в любой момент времени может обратиться в ГИБДД и получить полную информацию о своем авто. Гражданин, который планирует приобрести какую-либо машину не сможет получить данные. Статус электронного паспорта (как VIN-номера) - единственная возможность узнать что-либо о транспортном средстве. При запросе данных о статусе электронного ПТС, можно получить следующий ответ:

  • действующий (на данное транспортное средство оформлен электронный действующий ПТС);
  • незавершенный (настоящий момент времени паспорт на машину оформляется, а соответствующие данные вносятся в электронную систему);
  • аннулированный (транспортное средство не растаможено, либо находится за пределами страны);
  • погашенный (электронный ПТС недействителен; наиболее частая причина – машина была переоборудована и обрела признаки ТС другой категории);
  • утилизированный (машину сняли с учета с целью ее утилизации).

Информация о статусе электронного ПТС поможет принять решение о покупке автомобиля. Действующий статус ПТС означает легальность и юридическую чистоту оформляемой сделки купли-продажи авто.

Выписка из базы данных

Согласно положениям пункта 12 Порядка функционирования систем электронных ПТС, доступ к базе данных будет иметь крайне ограниченный круг лиц. Прежде всего, это собственник машины, который может получить выписку. Наличие выписки на руках означает, что гражданин - владелец машины (при покупке авто всегда требуйте предъявить выписку!). Полную информацию о транспортном средстве могут получить сотрудники ГИБДД, налоговой, таможни, регистрационных и учетных органов, МВД, ФСБ, ФСО и т. п.

Выписки из электронного ПТС содержит следующий перечень данных (согласно Приложению №1 к Порядку функционирования систем электронных паспортов):

  • VIN-номер транспортного средства;
  • наименование марки, модели, категории ТС;
  • номер двигателя и шасси (кузова);
  • цвет кузова;
  • год изготовления автомобиля;
  • марка, тип, объем и мощность двигателя;
  • экологический класс силовой установки;
  • максимальная разрешенная масса транспортного средства;
  • территория регистрации.

В выписке отсутствует важная информация, которую указывают в бумажных ПТС. Из нее нельзя будет узнать месяц выпуска автомобиля (серьезный недостаток: машины, выпущенные в январе и декабре одного и того же г., могут иметь существенную разницу в стоимости). Отсутствует информация о стране изготовления автомобиля: владелец авто иностранной сборки требует более высокую цену на продаваемое транспортное средство. Данные о бывших владельцах машины – об их количестве сможет узнать только собственник авто и только – по соответствующему запросу.

Первые результаты работы новой системы электронных ПТС

Электронные ПТС оформляют на территории Таможенного Союза второй год. И автовладельцы, и специалисты уже смогли оценить их эффективность. Цели инициаторов новой системы практически достигнуты: с электронными ПТС работать легче и быстрее, ведь они обеспечивают оперативную работу государственных органов, а компьютеризированная обработка цифровых данных минимизирует ошибки и позволяет оперативно оформлять те или иные бумаги. Электронные ПТС невозможно потерять, испачкать или подделать. Выписка из ПТС доступна в любом отделении ГИБДД.

Есть ли у новой системы недостатки? Применение электронных ПТС обнажило целый ряд проблем.

Серьезный вопрос - идентификация владельца автомобиля. Наличие на руках у гражданина выписки не гарантирует, что перед вами действительный собственник транспортного средства. Отсутствует информация о предыдущих владельцах: ее удастся получить только после покупки авто.

С определенными трудностями, возможно, столкнутся покупатели автомобилей в кредит. На сегодняшний день банки продолжают требовать предоставления оригинала ПТС, а при его отсутствии значительно завышают процентную ставку по выдаваемому кредиту.

Дополнительные материалы по теме:

Как правильно поставить автомобиль на учёт в ГИБДД в 2019 году?
Заявление на постановку на учет автомобиля в ГИБДД: скачать бланк регистрации транспортного средства и образец заполнения на 2019 год Изменения в ОСАГО с 1 марта 2017 года

В России с 1 июля 2018 года на смену бумажному Паспорту транспортного средства придёт электронный. «Авто Mail.Ru» удалось выяснить основные детали грядущей реформы. Изначально переход на электронный формат ПТС во всех государствах-членах Евразийского экономического союза (в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии) должен был начаться на год раньше, с 1 июля 2017-го. Однако из-за неготовности системы срок запуска проекта перенесли на год.

Скоро взамен бумажной версии привычного ПТС появится электронная биография «железного коня» - паспорт, который расскажет полную биографию вашего автомобиля, от момента выхода из заводских ворот до утилизации. Юридическим признанием содержащейся информации будут служить электронные подписи уполномоченных на то лиц.

В перспективе эта мера должна исключить махинации на вторичном рынке, полностью искоренив нечистых на руку автовладельцев и перекупщиков. Кроме того, создание единой базы электронных паспортов облегчит работу налоговых и таможенных служб, а также сделает практически невозможным постановку на учёт краденых автомобилей.

Идея ввести электронные ПТС начала формироваться довольно давно: в 2014 году представители правительств Беларуси, Казахстана и Российской Федерации подписали межправительственное соглашение, к которому затем присоединились новые члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - Армения и Киргизия.

Летом прошлого года крупнейшие производители автотранспортных средств этих стран начали тестировать пилотную версию системы, а сейчас автопроизводители обкатывают окончательный процесс перехода на электронные паспорта, притом база данных будет доступна всем заинтересованным участникам: автодилерам, банкам, страховым компаниям…

С 1 июля 2018 года все без исключения производители автомобилей обязаны перейти на систему электронных паспортов. С этой даты бумажные ПТС больше не будут оформляться, а с 1 июля 2019 года на территории ЕАЭС такая же участь ожидает производителей всей остальной техники - самоходных машин и тому подобных агрегатов.

Соответственно, оформление электронных паспортов будет производиться заводами-изготовителями транспортных средств, а на импортируемые автомобили документы выпишут уполномоченные на то организации (например, таможня). В электронном ПТС будут указаны те же данные, что и в обычном, начиная от марки и модели и заканчивая годом выпуска и экологическим классом.

Но самое главное, в систему электронных паспортов автомобилей планируют включать следующую информацию:

  • сколько людей (или фирм) владели автомобилем;
  • какими видами страхования пользовались владельцы (ОСАГО или каско);
  • в каких авариях участвовал автомобиль и какие повреждения получил;
  • какие недостатки выявлялись во время технических осмотров;
  • посещала ли машина ТО на дилерском сервисе,
  • какие имеются обременения и ограничения.

То есть, приобретая подержанный автомобиль, всю подноготную машины можно будет узнать непосредственно из ПТС: вот, например, с 2015 года машина перестала ездить на дилерские ТО, а в 2016 при пробеге 40 000 км стала участником аварии, в которой были повреждены заднее левое крыло и бампер. Пожалуй, о такой прозрачности мы не могли даже мечтать…

Отметим, что обязательной замены ранее выданных бумажных ПТС на электронные не планируется . Но бумажный документ заберут, когда закончится место для записи новых владельцев, либо он будет испорчен - соответственно, новый бланк взамен выдавать не будут.

Кроме того, никто не запретит хозяину машины получить «электронный бланк» по собственному желанию - достаточно заплатить 600 рублей (такова предполагаемая стоимость услуги) и готово. Правда, нужно учесть, что после этой процедуры имевшаяся на руках бумага будет признана недействительной.

Преимущества электронного ПТС

Новый документ объединит множество разрозненной сейчас информации, притомпользоваться им смогут аккредитованные структуры (как говорилось выше, банки, автосалоны и другие, кто заплатит за пользование системой), а также на бесплатной основе собственник транспортного средства .

1. Электронный паспорт невозможно потерять.

2. В документ может быть внесено любое количество собственников.

3. Одна база данных полностью подтвердит юридическую чистоту автомобиля.

4. Покупатель сможет отслеживать полную историю транспортного средства.

5. В единой базе данных паспортов нельзя «обнулить» количество владельцев.

6. База данных позволяет вносить любые дополнительные сведения (ДТП и прочее).

Недостатки электронного ПТС

Конечно, без старой-доброй бумажки многие будут чувствовать себя неуютно… Да и вопросов пока хватает. Не появится ли такая неофициальная «услуга», как удаление и корректировка «ненужной» информации из ПТС? Например, если этого захочет владелец, которому нужно продать восстановленную после серьёзного ДТП машину.

Переход на электронные документы сейчас достаточно распространенная история. Это надежно и безопасно, просто так удалить документ нельзя. Но как покупатель машины будет проверять электронный вариант, учитывая конфиденциальность документа?

Урван Парфентьев координатор Центра безопасного Интернета, ведущий аналитик РОЦИТ

Разумеется, в процессе внедрения системы электронных ПТС могут возникнуть и другие проблемы. Заранее их предусмотреть просто невозможно - в мировой практике подобное решение предлагается впервые, поэтому существует определенная доля риска. Но будем надеяться, что этот проект окажется вполне успешным и не усложнит, а облегчит жизнь автомобилистам.

Начиная с 1-го июля текущего года любой производитель транспортных средств, включая таможню и ГИБДД будут выдавать паспорта на автомобили в электронной форме. Решение сделать электронный ПТС (электронный паспорт транспортного средства) появилась около года назад, в то время когда страны, которые входят в Евразийский экономический союз (Россия, Белоруссия, Киргизия, Казахстан и Армения) ввели единую форму паспорта ТС. Собственно, именно комиссия Евразийского экономического союза занялась разработкой документа для автомобилей в электронном формате.

Электронные ПТС хотели внедрить уже летом 2016-го года. Тем не менее, в связи с некоторыми трудностями, введение такой документации в электронном виде решили перенести на июль 2017-го года.

Что собой представляет электронный паспорт для автомобиля?

Электронный паспорт транспортного средства в России - это документ, в котором будут содержаться все необходимые сведения о ТС, его производителе и владельце. Эта информация будет храниться в единой базе данных. Каждый электронный паспорт будет иметь свой уникальный номер. Естественно, в документе будет предоставлена вся техническая информация о машине.

Электронный ПТС будет содержать сведения даже о количестве гарантийных ремонтов. Официальные дилеры будут иметь доступ к паспортам, чтобы записывать в них необходимую информацию. Проверяя такой документ, будет легко определить таможенную чистоту и существующие ограничения на эксплуатацию авто. Например, в паспорте имеется графа, в которой указывается определенная территория, в пределах которой машину можно зарегистрировать. Допустим, в документе указывается Евразийский экономический союз. Это означает, что данная машина отвечает всем требованиям стран этого союза. С другой стороны в электронном паспорте может указываться «ограниченная территория». Это значит, что автомобиль не соответствует каким-либо стандартам.

Какой же смысл в электронном варианте паспорта для самих автовладельцев? Если говорить о покупателе, то подобные сведения помогут ему сделать правильный выбор при покупке авто. Например, территория регистрации транспортного средства может быть ограничена одной страной. Это значит, что в другой стране его зарегистрировать не будет возможности.

Если сравнивать существующий паспорт ТС, который имеет бумажную форму, можно заметить, что в нем содержится очевидно меньше сведений, чем предполагается вносить в электронный ПТС.

Оформив электронный ПТС, владелец машины может в любой момент получить специальную выписку и распечатать ее. По сути, это будет бумажный аналог вашего паспорта на автомобиль. Однако в выписке будет содержаться неполная информация об авто. К примеру, в ней вы найдете данных о владельце и производителе данного транспортного средства. Тем не менее, в такой распечатке можно узнать сведения о категории водительского удостоверения, а также категории автомобиля из технического регламента.

Что касается введения электронных ПТС в России, такой документ, вернее его формат, позволит решить проблемы определения категории автомобиля в спорных ситуациях. Суть в том, что некоторые из иномарок могут определяться в нашей стране как автобусы или как грузовики. Вместе с этим в действительности бывает, что сотрудники госорганов причисляют машину к категории, за которую владелец будет вынужден платить сборы и налоги в пользу бюджета. Внедрив же электронный ПТС, така проблема будет полностью разрешена.

Кому может быть предъявлена информация из электронного ПТС?

Информация об электронных ПТС может быть бесплатно предъявлена следующим лицам:

  • участникам систем электронных паспортов для использования исключительно в личных интересах или для выполнения требований, которые предъявляются законодательством;
  • владельцу машины (в определенном объеме);
  • третьим лицам по запросу.

Право доступа к данным, которые содержатся в ПТС, в полном объеме имеет непосредственно хозяин машины. Заинтересованные же лица могут получить только сведения о статусе документа. К таким статусам относятся:

  • незавершенный (когда паспорт на машину находится на этапе оформления);
  • действующий (документ на данный момент является действительным);
  • погашенный (выдается в момент переоформления транспортного средства из одного вида в другой);
  • аннулированный (когда авто покидает пределы Евразийского экономического союза и не проходит таможню);
  • утилизированный (когда машину снимают с учета с целью утилизации).

Для получения сведений, необходимо всего лишь указать VIN-код машины. Что касается покупателей транспортных средств, их должен интересовать только действующий статус ПТС, в противном случае, оформление сделки является абсолютно невозможным.

Собственно, если вы приняли решение приобрести автомобиль с наличием электронного паспорта транспортного средства, вам обязательно нужно проверить статус этого документа. Помимо информации о статусе потребитель, который имеет желание купить машину, не сможет получить других нужных сведений из электронного варианта документа на автомобиль. Это означает, что, по сути, покупатель не будет иметь сведений о том, кому действительно принадлежит данная машина.

Однако продавец в любом случае имеет возможность подтвердить документально, что именно он и есть хозяин машины на данный момент. С этой целью ему необходимо сделать запрос на выписку из электронного ПТС. Поскольку такие данные может получить исключительно хозяин машины. Если вы видите у продавца такую выписку, собственно, это является прямым доказательством того, что именно он является собственником транспортного средства.

Но если же при покупке машины вы имеете какие-либо сомнения, вы, как покупатель, имеете полное право получить данные из электронного ПТС, заплатив за получение этой информации.

Преимущества и недостатки внедрения электронных паспортов транспортных средств

Прежде всего, введение электронной формы ПТС позволяет сохранять множество данных об автомобиле. Это могут быть сведения о дорожно-транспортных происшествиях, выплаты по страховым компаниям, кредитам, возможные ограничения на реализацию данного средства на основе решения судебных органов.

Однако, проблема заключается в том, что обычный покупатель не может получить сведения в полном объеме, потому что в статусе «действующий» нет информации, например, об действительных ограничениях, или же, к примеру, о том, что автомобиль находится в залоге у кредитной организации. Поэтому новая система электронных ПТС не может быть названа идеальной и требует доработки.

Также с внедрением новых электронных паспортов на транспортные средства возникают и другие вопросы. Например, многих волнуют возникающие трудности при оформлении сделок купли-продажи автомобиля. Ведь до сих пор остается совершенно непонятным, каким образом продавец может вписать нового покупателя в электронный ПТС, поскольку доступ к самой базе данных для продавца не предоставляется. Получается, что договор купли-продажи оформляется без этого, а что делать с электронным паспортом непонятно.

Многие теперь не могут понять, что делать, если автомобиль покупается на основе подписания кредитного договора. Если до сих пор бумажный ПТС оставляли в качестве залога в финансово-кредитной организации до полной выплаты кредита, то теперь это не представляется возможным. Ведь электронная версия документа хранится в государственной базе данных.

В заключение можно сказать, что внедрение электронных паспортов на транспортные средства явно имеет множество преимуществ для собственников машин. Тем не менее, применение электронного варианта документа будет очевидно связано с многими сложностями. Поэтому следует ли вам менять бумажный паспорт на электронный - решать только вам.

© 2024 spares4bmw.ru -- Автомобильный портал - Spares4bmw