Двигатель калины 1.6.8кл. Обзоры и тест-драйвы автомобилей
Многие автолюбители при покупке автомобиля имеют определенные затруднения с выбором силового агрегата. И наступают долгие часы размышлений, какому двигателю отдать предпочтение 8-ми или 16-ти клапанному варианту. Эта проблема ощущается особенно остро, если машину брать на вторичном рынке. Ведь сразу задумываемся, какой мотор экономичней, обладает большей мощностью и крутящим моментом спустя несколько лет его эксплуатации.
Конструкция двигателей
Для получения ответа на вопрос, какой двигатель для ВАЗ, «Рено», «Калины» или другой марки лучше и почему нужно изучить их конструкцию и знать принцип работы. Основываясь на полученных результатах можно выявить все преимущества, недостатки каждой модели и провести их сравнительный анализ.
8-ми клапанный двигатель
Конструкция 8-ми клапанного двигателя считается традиционной. Он состоит из следующих основных узлов:
Принцип работы заключается во впрыске топливной смеси через впускной канал и в момент максимальной степени сжатия поршнем горючего за счет образования искры оно воспламеняется. Высвободившаяся энергия через систему механизмов передается к колесной группе.
16-ти клапанный двигатель
Основная компоновка данного типа двигателя несколько отличается от традиционной схемы. Эти различия заключаются в следующих основных составляющих мотора:
- Блок цилиндров. Расположение цилиндров и их количество осталось такое же, как и в стандартном исполнении. То есть четыре поршня, расположенные в один ряд.
- Клапаны. В этом узле находится одно из основных отличий. В данном типе ДВС (двигатель внутреннего сгорания) клапаны выполнены попарно. В каждом цилиндре имеется по два впускных и два выпускных клапана, всего 4 на один «котел» и 16 на весь мотор.
- Распределительный вал. В данном силовом агрегате для регулировки клапанов, т.е. для их своевременного открытия и закрытия используется два распределительных вала. Конструктивно они выполнены аналогично тому, который устанавливается в 8-ми клапанном агрегате.
Принцип действия 16-ти клапанного ДВС аналогичен предыдущему типу. Исключением является то, что топливная смесь подается через два впускных клапана, а отработанные газы отводятся через два выпускных клапана.
Изучив основные компоненты двух типов двигателей можно провести сравнительный анализ этих двух механизмов.
Сравнение двух типов двигателей
Для сравнения и определения лучшей компоновки выберем двигатели одинакового объема. В качестве предмета анализа выберем, например силовой агрегат объемом 1,6 л, устанавливаемый на . Для лучшего восприятия результаты сравнения технических характеристик представлены в виде таблицы, расположенной ниже:
Как видно из сравнительного анализа двух двигателей одинакового объема, но разной компоновки, вариант V16 более скоростной и обладает большей мощностью.
Внимание! Увеличение тяговой силы повлекло за собой установку тормозных дисков большего размера с доработанной конструкцией (наличие вентиляции для охлаждения).
Преимущества 8-ми клапанного мотора
Выполнив сравнение этих двух видов силовых агрегатов, и изучив конструкцию можно определить их преимущества и недостатки. К преимуществам 8-ми клапанного двигателя можно отнести:
- Обрыв ремня газораспределительного механизма (ГРМ). В случаях когда рвется ремень не происходит загиб клапанов.
- Масло. Во время эксплуатации нет строгих ограничений по качеству .
- Доступность во время ремонта. Малые габариты силовой установки обеспечивают свободный доступ в разные места и к любым механизмам автомобиля и двигателя.
- Крутящий момент. 8-ми клапанный тип мотора способен выдавать достаточно высокий крутящий момент на низких оборотах работы двигателя.
Недостатки
Традиционная схема обладает малым количеством недостатков своей компоновки. Основные минусы:
- Шум и вибрация. Морально устаревшая модель двигателя обладает высокой шумность и вибрацией во время своей работы.
- Тепловые зазоры. Через установленный срок эксплуатации заводом изготовителем силовой агрегат требует регулировки тепловых зазоров.
- Ремень ГРМ. Мотор нуждается в периодической регулировке ремня газораспределительного механизма.
Внимание! Регулировка тепловых зазоров требует высокой точности.При ручной операции легко допустить ошибку.
Преимущества 16-ти клапанного двигателя
Как и все агрегаты, данный тип двигателей имеет свои достоинства и недостатки. К преимуществам относятся:
![](https://i2.wp.com/viborprost.ru/wp-content/uploads/2016/10/16-%D1%82%D0%B8-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82-%D0%BA-%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BC%D1%83-%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D1%8B.jpg)
Недостатки
Среди минусов можно выделить следующие:
- Обрыв ремня ГРМ. В случаях обрыва ремня ГРМ происходит загиб клапанов, что связано с большими капиталовложениями при ремонте.
- Громоздкость. Внушительные размеры агрегаты ограничивают доступ к ремонтируемому узлу.
- Моторное масло. Наличие гидрокомпенсаторов предъявляет высокие требования к качеству моторного масла. Применение смазки низкого качества приводит к закоксовыванию гидрокоменсаторов и их преждевременной замене.
- Крутящий момент. На низких оборотах двигатель обладает недостаточным крутящим моментом.
Взгляд на двигатели со стороны безопасности и экономичности
Многие владельцы автомобилей утверждают, что 8-ми клапанные двигатели более безопасны, чем 16-ти клапанные собратья. Это объясняется последствиями в результате разрыва ремня ГРМ. Улучшенная конструкция поршневой группы 16-ти клапанного двигателя объемом 1,8 л, который устанавливается на современные модели ВАЗ, Калину, Рено и другие марки устраняет этот недостаток.
За счет впрыска топлива и отвода отходов сгорания через два клапана осуществляет равномерное распределение и сгорание смеси. Из-за этого работа 16-ти клапанного двигателя плавная и экономичная. В тоже время технологичная конструкция агрегата требует дорогостоящего профессионального обслуживания.
Совет. Жителям отдаленных районов лучше приобретать 8-ми клапанные моторы в виду их неприхотливости в обслуживании и ремонте.
Каждый автолюбитель должен сам для себя выбирать, какой двигатель подходит именно ему. В этом вопросе нужно опираться на свой стиль вождения, финансовое состояние, ремонтопригодность установки. Также немаловажным аспектом являются отзывы потребителей и профессионалов.
Сравнение 8-ми и 16-ти клапанного двигателя — видео
Лада Калина — бюджетный российский автомобиль. Основным элементом автомобиля является двигатель. Двигатель Лада Калина является полностью отечественной разработкой. Это усовершенствованный силовой агрегат от восьмой модели Жигулей. Он прошел главный тест временем. Выпуск 1-го двигателя был осуществлен в далеком 1984 году. Правда, они были меньшего объема, чем сейчас.
Основные характеристики двигателя Калины
Первой моделью двигателя, которые устанавливались на Ладу Калину, были обычные 8-клапанные агрегаты под номером 11183, с рабочим объемом в 1.6 л. Мощность двигателя составляла 82 лошадиные силы. Для него хватало 13,5 секунд, чтобы разогнать Ладу Калину до 100 км в час. Тянет такой двигатель прекрасно, даже на низких оборотах.
При затяжном подъеме машина не сбрасывает скорость, а продолжает ее набирать. Расход топлива приемлемый. На скорости в 80 км в час он составит 5.5 литра на 100 км пути. Ресурс двигателя около 230 000 км, но рассматривая статистические данные, можно увидеть, что неприятности могут случиться и на 35-45 тыс. км пробега.
Вторым серийным двигателем стал 11194. Рабочий объем силовой установки при этом уменьшился до 1.4 литра. Зато количество клапанов увеличилось в два раза, до 16 штук. Мощность двигателя Лада Калина возросла и составила 90 лошадей. За счет уменьшения объема уменьшился и расход. При тех же 80 км в час из бака уходило менее 5 л топлива.
Динамика разгона стала куда ярче. На разгон до сотни уходило уже 12,5 секунд. Ресурс двигателя существенно не изменился, около 200 000 км. Хотя встречаются экземпляры, отходившие 500 000 км без капитального ремонта, но это скорее исключение, чем правило.
21126 стал третьей моделью, с рабочим объемом в 1.6 л. Количество клапанов — 16 штук. При этом мощность двигателя выросла до 98 лошадиных сил. Многие владельцы проводили самостоятельные замеры, и средние цифры указывали на мощность в 107 лошадиных сил.
Возможно, это было намеренное занижение производителем характеристики с целью уберечь покупателя от излишней уплаты транспортного налога. Известно, что после прохождения отметки в 100 л. с. транспортный налог увеличивается в 3 раза.
Расход остался на уровне 5 л на 100 км пробега. А динамика разгона убавила еще полсекунды при разгоне до сотни. Тяговая характеристика при сравнении с 8-ми клапанным собратом ухудшилась. При подъеме однозначно придется переключиться на пониженную передачу. Ресурс около 250 000 км.
Плюсы и минусы силовых агрегатов разных моделей семейства
Каждый двигатель Лада Калина имеет свои непосредственные достоинства и недостатки. Положительные аспекты модели 11183:
- двигатель, проверенный временем (устранить неполадки можно в любом автосервисе, запасные части в широком доступе);
- превосходная тяга, даже при подъеме в гору;
- обрыв ремня ГРМ не грозит заменой поршней и клапанов.
Негативные аспекты модели 11183:
- регулировку клапанов требуется проводить с завидной регулярностью;
- завод не производит установку кондиционеров на эту модель;
- шум и вибрация (гул, как от дизельного агрегата).
Мотор с серийным номером 11194
Мотор с серийным номером 11194. Плюсы:
- бесшумная работа;
- самый экономный расход бензина;
- нет необходимости регулировать клапаны, замена масла и фильтров по графику;
- хорошие показатели динамики.
Минусы моторов серии 11194:
- после 50 000 км пробега начинает съедать масло;
- замена клапанов и поршней при разрыве ГРМ (достаточно дефицитная поршневая система).
И наконец, последний претендент. Силовой агрегат номер 21126. Преимущества:
- бесшумная работа;
- лучшие показатели динамики, самый мощный двигатель;
- нет необходимости регулировать клапаны, только регламентные работы.
Недостаток всего один: ремонт клапанов и поршней в случае обрыва ремня ГРМ. Редко наблюдается преемственность от серии 11194 в излишнем поедании масла после 3-4 лет службы.
Технические нормативы и устранение неполадок
Все силовые агрегаты Лады Калины устанавливаются совместно с механической коробкой передач на 5 скоростей. Для 8-клапанного двигателя Калина предусмотрена замена масла после 15 000 км пробега. Замену ремня ГРМ, согласно технической документации, следует производить каждые 60 000 км. Но дабы не подвергаться риску замены ремня в полевых условиях, рекомендуется менять его каждые 50 000 пробега.
В целом хронических недостатков устранять не требуется, но, как и в любом механизме, поломки неизбежны. Как показывает практика, из строя может выйти любая деталь. От головки блока цилиндров до смещения вкладышей. У двигателя Калина с 16-клапанным исполнением частая проблема с коробкой передач. Ее технические возможности подходят к нулю при пробеге около 100 000 км.
При прохождении отметки в 25-30 тыс. км особое внимание следует уделить диску сцепления. Более 60% владельцев в этот период производят его замену. Если вам позволяет ваш семейный бюджет, то лучше всего поставить импортный аналог. В 95% случаев он прослужит намного дольше своего оригинального, «ВАЗовского».
Если Лада Калина приобреталась с рук, то необходимо проверить все подкапотное пространство. Необходимо убедиться в равномерности компрессии во всех цилиндрах в двигателе Калина. В противном случае защита силового агрегата может оказаться под угрозой. Проверке также должна быть подвергнута рулевая рейка. Это слабое место Калины, такая «хроническая болезнь» присуща автомобилям до 2006 года выпуска.
Одним из сигналов к тому, чтобы всерьез задуматься о ремонте (возможно, и о капитальном) в двигателе Калина, служит увеличивающийся в геометрической прогрессии расход масла. Случиться это может как на 40, так и на 140 тыс. км пробега. Больше полулитра масла на 1000 км — критический сигнал.
Будьте готовы, что стоимость ремонта может приблизиться к отметке в 20 000 рублей. Основными элементами, требующими замены и починки, могут стать: распредвал поршня (зазор может быть уже критическим), блок цилиндров (будет требоваться расточка). Существенно сэкономить поможет самостоятельная замена масла в двигателе. Для этого необходимо выполнить 6 шагов.
- Разогреваем двигатель до рабочей температуры, нагар и шлам лучше вымоются.
- Устанавливаем автомобиль на ручник и определяем, куда смотрит сливная пробка.
- Сливаем моторное масло и производим замену масляного фильтра.
- Устанавливаем новый фильтр.
- Наливаем новое масло, проверяем уровень.
- Делаем пробный заезд и еще раз проверяем уровень.
Казалось бы, меньший мотор - скромный, бюджетный вариант. Но цены на «Калины» противоречат привычной для нас логике: машины с «маленькими» моторами стоят на 5671 рубль дороже.
Восьмиклапанный 1,6-литровый двигатель 21114 - по сути, преемник полуторалитрового «восемьдесят третьего» мотора, имеющего богатую биографию. Операцию, добавившую мотору 100 кубиков, затеяли ради автомобилей «десятого» семейства. «Калине» он перешел по наследству.
Кстати, 1600-кубовый мотор может иметь индекс 11183 или 21114, но разные индексы связаны только с тем, что делают их два цеха. Чтобы исключить путаницу с порядковыми номерами, которые присваивают при сборке, один цех маркирует двигатели «11183-…», другой - «21114-…».
Двигатель 1,6 благодаря умеренной степени сжатия допускает использование 92-го бензина (к слову, АВТОВАЗ официально в этом не признается) и минерального моторного масла. Конструктивно более совершенный 16-клапанный 1,4 со степенью сжатия 9,8 нормально работает только на 95-м бензине.
Отсюда первая оценка: за современность конструкции и меньшую трудоемкость обслуживания предпочтение следует отдать мотору 1,4.
А какова разница в поведении автомобилей? Чтобы ответить на этот вопрос, отправляемся на полигон и выполняем традиционный набор упражнений.
Для оценки динамичности замеряем время разгона машин до сотни. «Большой» мотор тратит на это 13,3 секунды, а «маленький» успевает за 12,5. Разница невелика, и без приборов ее вряд ли почувствуешь. Тем не менее плюсик зарабатывает версия 1,4. Только плюсик этот на любителя. Мотору 1,6 при старте достаточно держать 3000–3500 об/мин, а меньший для максимально быстрого разгона нужно крутить до 4000–4500. Не всем понравится такая суета ради мизерного выигрыша 0,8 секунды.
Следующий тест - на максимальную скорость. «Калина» с «большим» мотором на четвертой передаче развивает 160 км/ч, а на пятой - всего лишь 155,9. С «маленьким» же на четвертой - 166,3, на пятой - 168,3 км/ч. Здесь бесспорное преимущество на стороне «малыша».
Обратим внимание: 1,6 наиболее быстр на четвертой передаче, а 1,4 - на пятой, однако максимум на прямой и повышающей передачах практически одинаков. Вероятно, если взять несколько двигателей 1,4, то в силу разного сочетания допусков часть их окажутся более быстрыми на четвертой, другая - на пятой.
Тест на экономичность снова выигрывает малый мотор: у него расход топлива - 5,6 л/100 км при скорости 90 км/ч и 7,8 л/100 км при 120 км/ч против 6,4 и 8,6 соответственно у 1,6. Разница вполне ощутимая: 0,5–1 л. Современная конструкция благодаря меньшим механическим потерям и более высокой степени сжатия эффективнее расходует топливо.
Следующая проверка - на эластичность. Замеряем время разгона с 60 до 100 км/ч на четвертой передаче и с 80 до 120 на пятой. Как мы и предполагали, «большой» 8-клапанный мотор оказался более тяговитым на низах. Но насколько более? Внешние скоростные характеристики моторов АВТОВАЗ держит в строжайшем секрете! Только секрет этот легко выведать на любом (не обязательно заводском) испытательном стенде. Обе «Калины» поочередно встают на беговые барабаны, и уже через час у нас в руках свежие, не проходившие заводскую цензуру графики ВСХ. Внимательный читатель найдет в них немало интересного, что может повлиять на выбор двигателя. Беспристрастный стенд
показал, что мотор объемом 1,6 л по тяговым и мощностным характеристикам превосходит своего меньшего брата в самом востребованном диапазоне оборотов - вплоть до 4400 об/мин. Иным словами, если покупатель не планирует ездить по шоссе со скоростью, за которую лишают прав, или разгоняться от светофора в красной зоне тахометра, то двигатель 1,6 ему подойдет больше. В противном случае его выбор - «однорукий бандит» 1,4 (управлять машиной придется одной рукой, поскольку вторая будет постоянно занята переключением передач). Если, конечно, владелец желает насладиться восьмью лишними лошадиными силами. Заметим здесь, что для реализации этой мощности нужно обладать определенными навыками вождения и беспокойным характером.
Мы не стали заострять внимание на граммах, метрах и секундах разницы - она незначительна и в процентах особого впечатления не производит. К тому же не во всех номинациях ее можно посчитать. Куда важнее и интереснее особенности характеров двигателей.
Мотор 1,4 совершеннее технически, мощнее на высоких оборотах, экономичнее, дешевле в обслуживании и в эксплуатации. С ним у машины лучше динамика.
Его 1,6-литровый оппонент менее требователен к качеству топлива и моторного масла, более покладист в движении. Тяговитый, с ровным, «троллейбусным» разгоном, он не заставляет водителя лишний раз переключать передачи, с ним меньше чувствуются подъемы и встречный ветер да и держать высокие обороты нет нужды.
Какой все-таки лучше? Формально по совокупности статей наши предпочтения должны склониться в сторону меньшего по объему мотора, как более современного и экономичного, однако для кого-то достоинства большего могут оказаться куда важнее. Поэтому выбор, как водится, за вами, а мы лишь показали, на что нужно обратить внимание.
Мотор 1,4 проявляет свои лучшие качества при 4400 об/мин и выше. Тем, кто не любит раскручивать двигатель до звона, больше понравится «Калина 1,6».
Итак, пройдено 40 000 по просторам нашей необъятной страны.
Зимой 2012 года был атакован чудаком на Ниве-пятидверке, который умудрился въехать мне в левые задние дверь и крыло на спокойном равностороннем перекрёстке. Говорит - "не заметил".)) Что же, поправил у знакомых ремонтников за 15 т.руб.
Летом 2013 года подкинул небольшую свинку бензонасос, что подробно отражено в журнале.
В морозы сломалась трубка заднего омывателя стекла в месте её перехода из салона в дверь, официал озвучил, что дело это обычное и поскольку в то время машина ещё находилась на гарантии, устранил. Хватило этого ровно до следующей зимы, плюнул, сам сделал переходник, который периодически отваливается, заставляя меня поминать недобрым словом производителя этой трубки.
Больше никаких хлопот машинка не доставляла. Менялись лампочки, фильтра, на 30000 км. поменял свечи (состояние старых было близко к идеалу), а также повторно подтянул ремень гены и кондёра (по мануалу требуется его замена, но я счёл это бредом, к тому же его состояние не внушило ни малейших опасений), а камасутра это ещё та, рекомендую перед исполнением процедуры почитать книжку и запастись помощником и подходящим инструментом.
После первой зимы заменил на п/синтетику 75-90 трансмиссионку, поскольку окончательно надоело поведение заводского масла в морозы (дрянь ещё та), и результатом очень доволен. В мотор лил Мобил-1 (5-40), но большая любовь движка (порядка 1,5 литров на 10000) к этому маслу заставили поискать альтернативу. В результате удовольствовался Луковской синькой 5-40, расход масла упал, расход бензина не вырос. Нормально.
В морозы, при прохождении первых десятков километров смачно погромыхивает в районе задних стоек. Провёл осмотр с пристрастием, никаких дефектов не обнаружил, судя по всему дело в родных дешёвских стойках и таком же дешёвском масле, залитом в них. Официал, предсказуемо, порекомендовал СС.))
В салоне пойманы практически все сверчки, скрипит под седоком переднее пассажирское сиденье, но воевать с этим траблом нет ни малейшего желания, поскольку требуется демонтаж сиденья.
Кондёр кондёрит, но его эффективность начинает падать - с задачей справляется, но уже на грани. С другой стороны, простуда мне не грозит.)
Продал заводскую каму-евро 185/65, приобрёл гриновую хакку 185/65, рулёжка стала поприятнее, тормоза ощутимо лучше, поведение на сырой дороге отлично. Но, как неоднократно заявлял, это отличная резина для ХОРОШИХ дорог. Со всеми вытекающими.
Коробка всё так же молчит и не радует лёгкими и чёткими переключениями, особенно плохо в летних жарких пробках, когда коробас максимально разогрет, воткнуть первую становится проблемой... Внизу имеются разводы масла, но уровень его стабилен.
Движка работает без нареканий и исправно потеет маслов во всяких-разных местах. Очень хочется прибавки момента на низах (в городе есть небольшое неудобство). С месяц назад долил 0,5 антифриза, тормозуха в норме.
Расход по трассе от 5,8 по бортовику при 90-100. По городу не заморачивался, поскольку маршруты мои лежат, в основном, вдали от серьёзных пробок.
Заводится без проблем, но после -30 начинают поддуривать "мозги".
По кузову имеется несколько сколов и царапин, некоторые с первого года эксплуатации, на ржавчину ни единого намёка. Зато вусмерть облезла хромированная накладка ЛАДА на задней двери (в крепкий мороз обдал слишком горячей водой).
В общем, с момента приобретения, моё мнение о машине не изменилось. С задачей перемещения моей пятой точки из пункта А в пункт В, вполне справляется.) Цена в данном качестве завышена.
Всем удачи на дорогах!
Сегодня при покупке «Калины» ее предложат с мотором объемом 1,4 или 1,6 литра. Какая лучше? Муки выбора терзали Андрея Сидорова по самые "небалуйся".Казалось бы, меньший мотор – скромный, бюджетный вариант. Но цены на «Калины» противоречат привычной для нас логике: машины с «маленькими» моторами стоят на 5671 рубль дороже.
Восьмиклапанный 1,6-литровый двигатель 21114 – по сути, преемник полуторалитрового «восемьдесят третьего» мотора, имеющего богатую биографию. Операцию, добавившую мотору 100 кубиков, затеяли ради автомобилей «десятого» семейства. «Калине» он перешел по наследству.
Кстати, 1600-кубовый мотор может иметь индекс 11183 или 21114, но разные индексы связаны только с тем, что делают их два цеха. Чтобы исключить путаницу с порядковыми номерами, которые присваивают при сборке, один цех маркирует двигатели «11183-…», другой – «21114-…».
Двигатель 1,6 благодаря умеренной степени сжатия допускает использование 92-го бензина (к слову, АВТОВАЗ официально в этом не признается) и минерального моторного масла. Конструктивно более совершенный 16-клапанный 1,4 со степенью сжатия 9,8 нормально работает только на 95-м бензине.
Отсюда первая оценка: за современность конструкции и меньшую трудоемкость обслуживания предпочтение следует отдать мотору 1,4.
А какова разница в поведении автомобилей? Чтобы ответить на этот вопрос, отправляемся на полигон и выполняем традиционный набор упражнений.
Для оценки динамичности замеряем время разгона машин до сотни. «Большой» мотор тратит на это 13,3 секунды, а «маленький» успевает за 12,5. Разница невелика, и без приборов ее вряд ли почувствуешь. Тем не менее плюсик зарабатывает версия 1,4. Только плюсик этот на любителя. Мотору 1,6 при старте достаточно держать 3000–3500 об/мин, а меньший для максимально быстрого разгона нужно крутить до 4000–4500. Не всем понравится такая суета ради мизерного выигрыша 0,8 секунды.
Следующий тест – на максимальную скорость. «Калина» с «большим» мотором на четвертой передаче развивает 160 км/ч, а на пятой – всего лишь 155,9. С «маленьким» же на четвертой – 166,3, на пятой – 168,3 км/ч. Здесь бесспорное преимущество на стороне «малыша».
Обратим внимание: 1,6 наиболее быстр на четвертой передаче, а 1,4 – на пятой, однако максимум на прямой и повышающей передачах практически одинаков. Вероятно, если взять несколько двигателей 1,4, то в силу разного сочетания допусков часть их окажутся более быстрыми на четвертой, другая – на пятой.
Тест на экономичность снова выигрывает малый мотор: у него расход топлива – 5,6 л/100 км при скорости 90 км/ч и 7,8 л/100 км при 120 км/ч против 6,4 и 8,6 соответственно у 1,6. Разница вполне ощутимая: 0,5–1 л. Современная конструкция благодаря меньшим механическим потерям и более высокой степени сжатия эффективнее расходует топливо.
Следующая проверка – на эластичность. Замеряем время разгона с 60 до 100 км/ч на четвертой передаче и с 80 до 120 на пятой. Как мы и предполагали, «большой» 8-клапанный мотор оказался более тяговитым на низах. Но насколько более? Внешние скоростные характеристики моторов АВТОВАЗ держит в строжайшем секрете! Только секрет этот легко выведать на любом (не обязательно заводском) испытательном стенде. Обе «Калины» поочередно встают на беговые барабаны, и уже через час у нас в руках свежие, не проходившие заводскую цензуру графики ВСХ. Внимательный читатель найдет в них немало интересного, что может повлиять на выбор двигателя. Беспристрастный стенд
Показал, что мотор объемом 1,6 л по тяговым и мощностным характеристикам превосходит своего меньшего брата в самом востребованном диапазоне оборотов – вплоть до 4400 об/мин. Иным словами, если покупатель не планирует ездить по шоссе со скоростью, за которую лишают прав, или разгоняться от светофора в красной зоне тахометра, то двигатель 1,6 ему подойдет больше. В противном случае его выбор – «однорукий бандит» 1,4 (управлять машиной придется одной рукой, поскольку вторая будет постоянно занята переключением передач). Если, конечно, владелец желает насладиться восьмью лишними лошадиными силами. Заметим здесь, что для реализации этой мощности нужно обладать определенными навыками вождения и беспокойным характером.
Мы не стали заострять внимание на граммах, метрах и секундах разницы – она незначительна и в процентах особого впечатления не производит. К тому же не во всех номинациях ее можно посчитать. Куда важнее и интереснее особенности характеров двигателей.
Мотор 1,4 совершеннее технически, мощнее на высоких оборотах, экономичнее, дешевле в обслуживании и в эксплуатации. С ним у машины лучше динамика.
Его 1,6-литровый оппонент менее требователен к качеству топлива и моторного масла, более покладист в движении. Тяговитый, с ровным, «троллейбусным» разгоном, он не заставляет водителя лишний раз переключать передачи, с ним меньше чувствуются подъемы и встречный ветер да и держать высокие обороты нет нужды.
Какой все-таки лучше? Формально по совокупности статей наши предпочтения должны склониться в сторону меньшего по объему мотора, как более современного и экономичного, однако для кого-то достоинства большего могут оказаться куда важнее. Поэтому выбор, как водится, за вами, а мы лишь показали, на что нужно обратить внимание.
Мотор 1,4 проявляет свои лучшие качества при 4400 об/мин и выше. Тем, кто не любит раскручивать двигатель до звона, больше понравится «Калина 1,6».