Цепи запуска дизеля. Работа электрической схемы тепловоза м62 Инструкция по эксплуатации тепловоза 2м62
Для быстрого нахождения неисправностей в электрических цепях тепловоза в пути следования необходимо иметь контрольную лампу на 75-110 В малой мощности (например, типа СЦ-21, 110 В, 8 Вт) с двумя проводами сечением 2,5 мм2 и длиной одного провода 2-3 м, другого - 0,5м. Желательно, чтобы конец короткого провода был снабжен зажимом.
Приступая к определению неисправности, следует проверить контрольную лампу, для чего один провод присоединить к клемме 2/8-10, а другим коснуться клеммы 1/13-20. При включенном рубильнике аккумуляторной батареи лампа загорится.
Во всех случаях, если не срабатывает какой-либо аппарат, после проверки цепи его питания следует убедиться в исправности его катушки (проверить на обрыв). Цепь питания можно проверить, соединив перемычкой клеммы 2/8-10 с плюсовым проводом проверяемой катушки. Аппарат должен сработать. Если этого не происходит, следует проверить контрольной лампой минусовую цепь аппарата, для чего один провод лампы соединить с клеммой 2/8-10, а другой - с минусовым проводом катушки.
Например, если после подключения провода 271 перемычкой к плюсу батареи реле РУ8 не включится, а контрольная лампа, включенная между плюсом батареи и проводом 302 загорится, это будет свидетельствовать об обрыве катушки реле РУ8.
Наиболее часто в пути следования наблюдаются неисправности в цепях питания катушек контакторов KB и ВВ.
В случаях внезапного сброса, нагрузки в пути следования рекомендуется вначале по приборам пульта ведущей кабины, на щитке в дизельном помещении и на пульте нерабочей кабины проверить параметры работы дизеля. Если они находятся в пределах установленных норм, следует затормозить тепловоз, набрать первую позицию, открыть дверь высоковольтной камеры, заблокировать вручную блокировку дверей БД1 и проверить, какие из аппаратов включились.
Если реверсор находится в правильном положении, а реле времени РВ2 и контакторы П1-П6, KB и ВВ не включены, допускается постановка перемычки между клеммой 3/10 и наконечником провода 147 у реле заземления РЗ.
Если реле времени РВ2 и поездные контакторы П1-Ц6 включены, а контакторы возбуждения KB и ВВ не включились, можно поставить перемычку от клеммы 3/10 на наконечник провода 126 у реле РУ1.
Если все аппараты, кроме контактора KB, включены - перемычку поставить между клеммами 3/10 и 819.
И если все аппараты, кроме контактора ВВ, включены, то перемычку от клеммы 3/10 можно поставить на наконечник провода 165 у катушки контактора ВВ.
Во всех случаях следует помнить, что при постановке перемычек частично или полностью выводятся из работы аппараты защиты в соответствующей цепи. Поэтому при таком состоянии схемы допустимо следование локомотива только до стоянки, время которой достаточно, чтобы определить неисправность и устранить ее.
При следовании тепловоза с временной перемычкой в схеме следует регулярно по приборам контролировать режим работы дизеля и его параметры и не допускать отклонения их за допустимые пределы.
Для определения неисправности (обрыва) цепи, например, цепи катушки контактора KB, следует короткий провод контрольной лампы присоединить к любой минусовой клемме, например 13-20, а концом длинного провода последовательно касаться контактных точек цепи. Место повреждения (обрыв или плохой контакт) находится между точками, на одной из которых имеется положительный потенциал (лампа горит), а на другой отсутствует (лампа не горит). Например, если при касании провода лампы к наконечнику провода 127 лампа не горит, а при касании к проводу 120 - горит, то это свидетельствует о нарушении контакта замыкающих блок-контактов контактора П1.
Аналогично можно определить повреждения в любой части цепи управления тепловозом.
3.3. Питание электродвигателя маслопрокачивающего насоса
На тепловозах применяется предварительная (перед запуском дизеля) прокачка масла. Предварительная прокачка масла имеет большое значение с точки зрения уменьшения износа трущихся детелей дизеля, ускорения процесса пуска, а следовательно, уменьшения разряда аккумуляторной батареи и повышения надежности запуска. Начинается прокачка масла в системе смазки дизеля тотчас же после нажатия кнопки "Пуск дизеля", как при автоматическом, так и неавтоматическом запуске дизеля. Заканчиваться прокачка может по установленной заранее выдержке времени, при достижении определенного давления в масляной системе дизеля или одновременно с окончанием процесса запуска.
Тепловоз 2М62
. Приведение привода маслопрокачивающего насоса в рабочее состояние осуществляется после нажатия и удержания кнопки "Пуск дизеля 1". В результате напряжение подается на реле времени РВ1 по цепи: зажим 12/10 («плюс» схемы), провод 315, контакты автомата А16 «Управление», блокировки БУ крана машиниста, провод 304, контакты КМреверсивного механизма контроллера машиниста, замкнутые при установке реверсивной рукоятки в рабочее положение, провода 305, 1046, контакты 4 контроллера машиниста КМ, замкнутые при нулевой позиции, провод 316, контакты кнопки «Пуск дизеля I», провод 317, клемма 13/1, провод318, клемма 6/2, провод 381, замкнутые контакты реле РУ11, реле РВ1, провод 247, клеммы1/13...20 («минус» схемы).
Одновременно c РВ1 получает питание катушка контактора КМН по параллельной цепи: замкнутые контакты реле РУ11, провод 389, замкнутые контакты КТН, провода 319, 982, контакты реле РУ5, провод 333, катушка контактора КМН, провода 144, 145, 148, зажимы 1/13...20.
Главные контакты контактора КМН замыкают цепь питания электродвигателя МНмаслопрокачивающего насоса: «плюс» аккумуляторной батареи, замкнутые контакты разъединителя батареи ВБ, провод 385, предохранитель 125 А, провод 388, замкнутые главные контакты контактора КМН, провод 390, электродвигатель МН, провода 403, 404, замкнутые контакты ВБ, «минус» батареи
Прокачка масла продолжается приблизительно 90 секунд (промежуток времени устанавливается настройкой реле времени РВ1), после чего собирается схема проворота коленчатого вала дизеля.
https://pandia.ru/text/78/444/images/image003_82.jpg" width="655" height="285 src=">
Рис.3.20. Схема питания электродвигателя маслопрокачивающего насоса тепловоза 2ТЭ10
https://pandia.ru/text/78/444/images/image005_52.jpg" width="575" height="373 src=">
Рис.3.22. Схема питания электродвигателя маслопрокачивающего насоса тепловоза 2ТЭ116
Рис.3.23. Схема запуска дизеля тепловоза 2ТЭ116
Электрические цепи запуска первого дизеля тепловоза 2 М62 У
Электрическая схема тепловоза обеспечивает автоматический гарантированный запуск дизеля.
Для запуска дизеля ведущей секции тепловоза необходимо:
1. включить рубильники ВБ на ведущей и ведомой секции .
(При включении ВБ «+» подается на зажимы 1/1...3 в ВВК и зажим 12/10 пульта управления, «-» АБ подается на зажимы 4/21 ...30 и 8/18...20 в ВВК и зажимы 11/1,2 пульта у правления).
2. включить автоматы А1 (дизель), А7 (топливный насос), А16 (Управление общее).
рукоятку блокировки №367 перевести в крайнее нижнее положение.
перевести в одно из рабочих положений реверсивную рукоятку КМ.
5. КМ установить на нулевую позицию. 6. включить тумблер ТН1.
С включением тумблера ТН1, подается питание на катушку КТН по цепи: «+», зажим 1/1...3, автомат А1, зажим 2/1...2, контакт РУ7, катушка КТН, зажим 12/1.. .2, контакт тумблера ТН 1, провод 338, зажим 11/1...2, «-».
Силовой контакт КТН замыкается и включает в работу электродвигатель топливо прокачивающего насоса. Второй силовой контакт КТН замыкается и подготавливает цепь питания катушек: РУ5, ЭТ, ВП7, ДЗ, Д2 Д1, КМН, а также создает цепь питания БРН и обмотки возбуждения ВГ Вспомогательный контакт КТН замыкается и подготавливает цепь питания РВ2, РВ1, РУ6. Второй вспомогательный контакт размыкается и исключает возможность подачи питания на катушку КМН от тумблера ручной прокачки масла.
Для продолжения процесса запуска необходимо кратковременно нажать на кнопку ПД1. При этом создается цепь питания катушек РВ2, РВ1, РУ6 по цепи: «+», автомат А16, контакт блокировочного устройства № 367, контакты реверсивного барабана КМ, 4й контакт КМ замкнутый на нулевой позиции, контакт кнопки ПД1, резистор СУ1, вспомогательный контакт КТН, контакты РУ11, по параллельным цепям получают питания катушки РВ1, РВ2, РУ6,«-».
Первый контакт РУ6 замкнувшись шунтирует контакт кнопки ПД1, после этого кнопку ПД1 можно опустить. Второй контакт РУ6 размыкается в цепи питания катушки РУ11 (обеспечивая гарантированный запуск дизеля). Третий контакт РУ6 замыкается и создает цепь питания катушки КМН по цепи: «+», зажим 1/1...3, автомат А1, зажим 2/1...2, силовой контакт КТН, контакт РУ6, контакт РУ5, катушка КМН, «-».
Силовой контакт КМН замкнувшись, создает цепь питания электродвигателя масло прокачивающего насоса по цепи: «+» АБ, нож ВБ, предохранитель ПР-3, силовой контакт КМН, электродвигатель масло прокачивающего насоса, «-». Вспомогательный контакт КМН размыкается в цепи катушки Д1 и исключает возможность подачи питания на неё во время прокачки масла.
Постепенно давление масла в масляной системе дизеля начинает возрастать и когда оно достигнет 0,25 - 0,3 атм. контакт датчика РДМЗ замыкается, подготавливая цепь питания катушки РУ5. Через 60 сек. после нажатия на кнопку ПД1 замкнется контакт РВ1 в результате получит питание катушка РУ5.
Первый контакт РУ5 размыкается и обесточивает катушку КМН (прекращается прокачка масла). Вспомогательный контакт КМН замкнувшись подготавливает цепь питания катушки Д1. Второй контакт РУ5 размыкается в цепи питания катушки РУ7, и исключает возможность подачи на нее питания от КДМ на время запуска. Третий контакт РУ5 замыкается и создает цепь питания катушки Д1 по цепи: «+», автомат А1, зажим 2/1...2, силовой контакт КТН, провод 1049, контакт РУ5, вспомогательный контакт КМН, вспомогательный контакт KB, контакт 105й блокировки, катушка Д1, «-».
Силовой контакт Д1 замкнувшись подключает минусы двух АБ к пусковой обмотке ГГ. Первый вспомогательный контакт Д1 замкнувшись создает временную цепь питания катушки ЭТ и подготавливает цепь питания катушки вентиля ВП 7. Второй вспомогательный контакт Д1 замкнувшись создает цепь питания катушек ДЗ ведущей и ведомой секции.
Силовые контакты ДЗ замыкаются, и соединяют две АБ в параллельную работу (при этом напряжение двух АБ остается 64В, а емкость увеличивается в два раза). Вспомогательный контакт ДЗ разомкнувшись, обесточит на время запуска БРН и обмотку возбуждения ВГ. Второй контакт ДЗ замкнувшись создает цепь питания катушки Д2.
140 141 ..РАБОТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ ТЕПЛОВОЗА М62
Пуск дизеля тепловоза М62
При пуске дизеля генератор подключается пусковыми контакторами к батарее через встроенную в него специальную пусковую обмотку возбуждения П (рис. 130, см. вкладку в.конце книги). Перед пуском дизеля необходимо включить разъединитель батареи, контроллер машиниста поставить на нулевую позицию, вставить и повернуть замковый ключ КЗ, включить автоматы «Управление» и «Топливный насос». Контакты КЗ замковых механизмов при отсутствии ключа блокируют управление тепловозом с обоих пультов, так как на общую плюсовую перемычку каждого контроллера не может поступить напряжение.
При включении автомата «Топливный насос» на пульте управления в кабине А (управление с пульта кабины Б аналогично) через контакты К32 замкового механизма в кабине Б,- замкнутые при вынутом ключе и размыкающие контакты реле РУ7, получает питание реле РУЗ, Реле РУЗ замыкает свои контакты в цепи электродвигателя ТН топливного насоса между проводами 227 и 228, а также «подготавливает» подачу напряжения на вход цепей питания катушек блокмагнита дизеля ЭТ, ускорителя пуска ВП7 и поездных контакторов П1-П6.
Контакты автомата «Управление» подают напряжение на вход цепей питания катушек пусковых контакторов Д1 и Д2, контактора КМН маслопрокачивающего насоса и реле РУ5. После того как давление в топливной системе достигнет необходимой величины," следует нажать кнопку «Пуск дизеля». При этом подается напряжение на пусковое реле времени РВ1 по цепи: контакты автомата «Управление», замкнутые контакты К31, общая плюсовая перемычка контроллера машиниста, замкнутые контакты контроллера в пусковой цепи, замкнутые контакты кнопки «Пуск дизеля». При этом замыкается без выдержки времени контакт реле РВ1 между проводами 359 и 332 и подает напряжение на катушку контактора КМН. Контактор КМН замыкает свои силовые контакты в цепи питания электродвигателя МН маслопрокачивающего насоса. Начинается прокачка масла.
Через 55-60 с (составляющих выдержку времени реле РВ1), необходимых для прокачки масла в системе дизеля, размыкаются контакты реле РВ1 между проводами 360 и 359 и замыкаются его контакты между проводами 345 и 361. При этом обесточивается катушка контактора КМН (прекращается прокачка масла) и получает питание катушка реле РУ5 через контакты реле давления масла РДМЗ. Реле РДМЗ замыкает свои контакты, разрешая пуск, при достаточном давлении масла в системе дизеля, созданном маслопрокачивающим насосом. Получив питание, реле РУ5 замыкает свои контакты в цепи питания катушек пусковых контакторов Д1 и Д2.
Пусковые контакторы Д1 и Д2 своими силовыми контактами подключают тяговый генератор через пусковую обмотку П к батарее. Генератор, работая в режиме электродвигателя, начинает вращать вал дизеля. При включении контакторов Д1 и Д2 замыкаются их блок-контакты и подают напряжение от автомата «Управление» через контакты реле РУЗ между проводами 1048 и 1049 на катушку электропиев-матического вентиля ускорителя пуска В117.Подается питание на катушку блок-магнита дизеля ЭТ. Блок-магнит перекрывает слив из-под силового поршня сервопривода регулятора, под поршнем создается давление масла и начинается подача топлива в цилиндры дизеля. Венель ВП7 пропускает сжатый воздух под силовой поршень сервопривода регулятора, благодаря «ему рейки топливных насосов выдвигаются более быстро.
По мере ускорения вращения вала дизеля и повышения давления в масляной системе замыкаются контакты реле давления масла РДМ1 и образуется цепь питания реле РУ11. Его контакты между проводами 1049 и 239 создают вторую цепь питания блок-магнита, зависящую от давления масла в системе дизеля. После отпуска кнопки «Пуск дизеля» катушки пусковых контакторов Д1 , Д2 и катушка ускорителя пуска ВП7 обесточиваются, тяговый генератор отключается от аккумуляторной батареи и начинается работа дизеля на холостом ходу.