Автомобиль «Волга» (22 ГАЗ) универсал: обзор, описание, характеристики и отзывы. Автомобиль «Волга» (22 ГАЗ) универсал: обзор, описание, характеристики и отзывы История появления «Волги» универсала

Главная / Кузов

Не равнодушен я к легковым авто 50–60-х годов в двухцветной окраске. Живи я в то время, будь у меня тогда возможность купить машину (что вряд ли), и будь у меня возможность выбрать цвет (что практически исключено), уж как-нибудь извернулся и добавил бы к стоимости «Волги» 270 «послереформенных» рублей за «двухцветочку». Впрочем, эта «Волга» не была бы в кузове универсал. Ну, не продали бы её мне, как частнику. Если только тот Я, покупавший машину в шестидесятые, был бы не Юрий Никулин…

Касаемо прототипа, вспомним, что грузопассажирский автомобиль М-22 с универсальным кузовом (по определению тех лет) был разработан на базе автомобиля М-21Л , то есть «Волги» так называемой в народе «третьей серии». По сравнению с кузовом седана была изменена конструктивно-силовая схема задней части, машина получила некоторые новые кузовные панели и задние двери. Кроме того, универсал отличался усиленными задними рессорами и шинами большего типоразмера, а спинка заднего сиденья складывалась, образуя ровную поверхность с полом багажного отделения. М-22 , позже сменившая обозначение на ГАЗ-22 , предназначалась для решения народнохозяйственных задач, а в личное пользование его могли получить лишь граждане зарубежных стран, куда советский универсал с успехом экспортировался.


Фото с сайта motor.kz .

ГАЗ-22Г , одна из экспортных модификаций, отличалась обилием «люксового хрома»: хромированная решётка радиатора, как на седане (у обычных 22-х «китовый ус» окрашивался в цвет кузова), хромированная обечайка лобового стекла, хромированные молдинги и накладки на крыльях и дверях, хромированные шильдики «_В_о_л_г_а_» . Не забывали на машины, предназначенные для поставки за рубеж, ставить наружные зеркала заднего вида.


«Экспортный» универсал на выставке «Автомобильная промышленность», посвящённой 90-летию отечественного автопрома и 75-летию ВДНХ (2014 г.).

Тут нужно отметить, что ребята из «ИСТ-Моделз» не стали себя утруждать и воспроизводить все хромированные «плюшки» оригинальной ГАЗ-22Г , ограничившись блестящей облицовкой радиатора, хромированным «окладом» окон задних дверей и нижним боковым молдингом. Плюс обязательное зеркало. Впрочем, модели такой минимализм пошёл на пользу, ни к чему излишняя блестящая киркоровщина. Да и прототип похожий имеется:

Посмотрим на модельку. Хотя сомневаюсь, что кто-то в «песочнице» её ещё не видел. Но лишний раз «похвалиться» красивой свежеприобретённой машинкой, да ещё за вменяемые деньги, не грех. Тем более, что все, кто такую купил, зажали и до сих пор сопесочникам не показали. ;)

Модели я почти никогда не дорабатываю. Но смириться с на редкость идиотскими номерами я не смог. Белые передний однострочный номер «М Т 4 5 – 6 3 » (именно так, с конскими пробелами) и задний двустрочный - это что за нах? Может и было что-то такое в какой-нибудь стране-импортёре, но смотрится убого. Распечатал на самоклейке, насколько позволили возможности принтера, подмосковные номера из далёкого детства, приклеил поверх старых.

На крупных фото смотрится грубовато, но на полке – норм. И всяко лучше стокового безобразия.

Голубая «автолегендовская» М-22 была у меня с самого начала увлечения маленькими машинками. Досталась она мне вместе с почти сотней её собратьев разной степени «бэушности», скупленных по случаю за почти символическую цену у потерявшей интерес к теме молодой семейной пары. В принципе, некомплектные модели я старался не брать (отбракованные мной машинки тут же отправлялись на растерзание ползавшим под ногами двум симпатичным малышам), но за всем не уследишь, и «Волжанка» досталась мне без антенны.

Учитывая свою любовь к двухцветным тёплым и ламповым автомобилям 50–60-х, АЛ-овскую М-22 я всё-таки решил заменить на «Истовую» ГАЗ-22Г . Впрочем, и журнальную тоже пока оставил на полочке. Одна из лучших «автолегенд», как-никак. Антенну какую-нибудь всё-таки надо присобачить при случае.

Правда, у «автолегендовской» с первичными половыми признаками определённой модификации тоже не всё слава Богу. Вроде, базовая советская «Волга»-универсал, но почему-то с хромированным «китовым усом» и надписью «Волга» на переднем крыле…

Если сравнить журнальную машинку с регулярной, в активе «Истовой» «Волги травлёные дворники, антенна и шильдик на капоте; более приличная светотехника; «китовый ус» отлит чётче (хотя, тоже не затонирован); уплотнители окон. Ну и элементы «красивой жизни»: зеркала, вайтволы, двухцветная окраска, хромированные окантовки окон.

И, конечно, худо-бедно (в отличие от «журналки») проработанный интерьер.

Наружное зеркало, правда, прилепили немного не туда. Надо было к рамке двери, а оно оказалось на передней стойке. Промахнулись на пару миллиметров.

К донышку на моделях отношусь безразлично. Но заглянул и туда: что-то там такое слегка проработано.

Бокс – приятное дополнение к модели. Штука полезная, в отличие от бестолковых бесколпачных подиумов европейских журналок.

1966 GAZ VOLGA M22G . Ну, тут с обозначением немного перемудрили. Раз 1966 год, то уже не М-22 , а ГАЗ-22 .

Ещё одна «экспортная» 22-я, разошедшаяся многотысячным журнальным тиражом по нашей необъятной – венгерский полицай с непроизносимой надписью на двери.

ГАЗ-22 "Волга" - легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа универсал. Грузопассажирская модификация автомобиля ГАЗ-21 .

Первый прототип универсала на базе "Волги" публично представили в 1962 году на ВДНХ. Автомобиль имел отделку, как у ГАЗ-М 21И. В серию пошел вариант с отделкой ГАЗ-21Л. ГАЗ-22 в основном поставляли в государственные предприятия, частных автомобилей было очень немного.

При складывании заднего сидения ГАЗ-22 в кузове образовывалась ровная площадка для груза. В сочетании с высоким потолком, это обеспечивало достаточно большую вместимость автомобиля. Рессоры были более жёсткими, чем у седана. Грузоподъёмность составляла 176 кг (при перевозке 5 человек) или 400 кг (при перевозке двух человек).

Товаром народного потребления универсал ГАЗ-22 не являлся, то есть, в личное пользование не продавался. Одно из немногочисленных исключений - ГАЗ-22 артиста Юрия Никулина, проданный ему в особом порядке для перевозки объёмного циркового снаряжения. Практически все выпущенные автомобили распределялись между государственными организациями, преимущественно - таксопарками, торговыми организациями и службой Скорой Медицинской Помощи. Поэтому количество сохранившихся до наших дней экземпляров невелико, а их сохранность как правило очень плохая - в силу своего у тилитарного назначения эти автомобили ездят до полного износа и имеют массу переделок.

Санитарные модификации универсала (-22Б) имели крепление для носилок в кузове, минимальное медицинское оборудование. В салоне была перегородка после переднего сидения. Салон был отапливаемым и имел хорошее освещение. Внешне санитарные а втомобили отличались опознавательными знаками (красные кресты), матовыми задними стёклами, фарой-искателем (прожектором) на левом переднем крыле и опознавательным огнём с красным крестом на крыше. Окрашивались в белый цвет. В настоящее время сохранившихся полностью комплектных эмбюленсов ГАЗ-22Б неизвестно, большинство было после списания переделано в грузопассажирские.

Модификации

  • ГАЗ-22Г - экспортный, с двигателем 85 л.с./62,5 кВт и улучшенной отделкой.
  • ГАЗ-22ГЮ - экспортный, тропический, с двигателем 85 л.с/62,5 кВт и улучшенной отделкой.
  • ГАЗ-22К - версия ГАЗ-22 с двигателем 80 л.с/58,8 кВт или 85 л.с/62,5 кВт.
  • ГАЗ-22КЮ - тропический, с двигателем 80 л.с/58,8 кВт или 85 л.с/62,5 кВт.
  • ГАЗ-22П - экспортный, с правым расположением органов управления, с двигателем. 80 л.с/58,8 кВт или 85 л.с/62,5 кВт.
  • ГАЗ-22ПЮ - экспортный, тропический, с правым расположением органов управления, с двигателями 80 л.с/58,8 кВт или 85 л.с/62,5 кВт.
  • ГАЗ-22А - прототип с кузовом фургон; часть машин финская фирма "Конела" (Konela) переоборудовала в восьмиместные, устанавливая третий ряд сидений.

ГАЗ-22 в простонародье называли «ГАЗ-21 универсал». Так было привычнее, и, с точки зрения обывателя, правильней, но данной модели присвоили свой, индивидуальный индекс. Причиной этому, скорей всего, послужило то, что с самого начала разработки машина не предназначалась для народного потребления, ее нельзя было купить, как ГАЗ-21. Таким образом, уже на стадии проекта «Волга» универсал приобрела негласный статус «спецмашины».

История появления «Волги» универсала

Можно сказать, что Горьковский автозавод вынудили разработать и наладить производство грузопассажирского ГАЗ-22, и инициатором этого выступило Министерство здравоохранения. Дело в том, что до начала шестидесятых годов в качестве автомобиля скорой помощи использовался ГАЗ-12Б, но его горьковчане уже готовились снять с конвейера. В связи с этим после обращения медиков к Министерству автомобилестроения ГАЗ получил указание разработать другую машину. Альтернативы, кроме ГАЗ-21, у заводчан не существовало. Собирать карету скорой помощи для «простых смертных» на базе уже выпускавшейся представительской «Чайки» было, как минимум, нерационально.

Впрочем, как позже выяснилось, наладить выпуск «универсалов» даже на основе ГАЗ-21 оказалось непросто и невыгодно: перестройка производственной линии под ограниченную партию медицинских машин грозила серьезными экономическими потерями для завода.

В свободную продажу «универсалы» выпускать было запрещено, чтобы не соблазнять советского человека возможностью заняться коммерческой деятельностью, не принятой в СССР. Поэтому чтобы хоть как-то минимизировать потери и увеличить масштабы производства, было решено на основе скорой помощи сделать еще и грузопассажирский вариант для торговых предприятий.

Опытные прототипы и предсерийные образцы изготавливались на базе ГАЗ-21 второй серии, однако в массовый выпуск, который начался лишь в 1962 году, пошли универсалы, собранные на основе уже выпускавшейся к тому времени третьей серии машин.

«Волги» 1-3 серии, в чем разница?

«Волги» первой серии выпускались с октября 1956 по ноябрь 1958 года, отличить их от последующих моделей можно было по передней части, выполненной в стиле Ford Mainline: решетка радиатора представляла собой три хромированных горизонтальных бруса, в центральной части которой находился медальон с пятиконечной звездой.

В 1958 году свет увидела «Волга» второй серии, в которой немного изменились бампера, передние поворотники, а задние фонари дополнили катафотами. Радиатор теперь прикрывала хромированная решетка с шестнадцатью вертикальными отверстиями.

В 1962 горьковчане подготовили к серийному выпуску третью серию ГАЗ-21. Несмотря на то что кузов у новой машины остался прежним, в ее внешнем облике появилась заметная легкость.

С бамперов совсем убрали клыки, и теперь хромировалась только верхняя их часть, а нижняя окрашивалась в цвет кузова.

Отверстия в решетке радиатора сузили, но теперь их стало больше - 32. С задних фонарей убрали металлическую, декоративную окантовку, теперь их полностью, включая катафот, отливали из пластика. Новая «Волга» лишилась своего брендового отличия: с капота убрали оленя, но зато подсветка заднего номерного знака приобрела форму парящей чайки.

Сложности производства

Конструкция автомобиля ГА3-22, по сути, представляла собой «полуновую» машину, собранную из двух частей: до средней стойки это был ГАЗ-21, а после нее шел новый кузов, разработанный с нуля. Поэтому для изготовления «универсала» требовалось дополнительное оборудование, в связи с чем на заводе был организован еще один производственный участок. Там с корпуса ГАЗ-21 срезалась задняя и верхняя части, и наваривались отштампованные кузовные детали «универсала», после чего машина вновь возвращалась на общую конвейерную линию для установки узлов, агрегатов и дальнейшей отделки.

Естественно, все это приводило к серьезным дополнительным затратам. ГАЗ-22 «универсал» в итоге получался довольно дорогостоящей машиной, приносящей автозаводу только убытки. Но выбора у производителя не было, страна нуждалась в таких автомобилях.

И не только скорая помощь

Начиная с 1965 года, автозавод стал выпускать ГАЗ-22Г - «экспортный вариант», отличавшийся от базовой модели улучшенным оформлением.

Вместе с основной моделью грузопассажирской «Волги» был спроектирован фургон, у которого задние окна заменили глухими металлическими панелями. Однако ставить такую машину на конвейер, в общий поток, было нецелесообразно с экономической точки зрения, поэтому выпуском фургонов занимались «газовские» ремзаводы. Там в стандартные кузова универсалов вместо окон вручную вваривались заглушки из металла.

В сравнении с базовым седаном универсал получился очень вместительной грузопассажирской машиной. Багажный отсек можно было увеличить благодаря складывающейся спинке заднего дивана.

Чтобы поднять общую грузоподъемность машины, на ГАЗ-22 были установлены более жесткие рессоры и новые шины увеличенного размера (7.10-15 дюймов). Такая модификация давала возможность одновременно перевозить водителя, одного пассажира и 400 кг груза либо пять человек и 176 кг багажа.

Задние двери - двустворчатые: одна часть (со стеклом) открывалась вверх, другая вниз, составляя при этом продолжение грузовой платформы.

На машинах, выпускавшихся с 1965 года, были усилены лонжероны, удлинены очистители стекол, а в ступицы колес установлены улучшенные подшипники.

Общие ТТХ

  • Габариты - 4810х1800х1620 (мм).
  • При полной загрузке машину можно было разогнать до 120 км/час.
  • Средний расход топлива составлял 11 литров/100 км.
  • Топливный бак рассчитан на 55 литров бензина.
  • Тормоза на всех колесах барабанного типа.
  • Привод - задний.
  • КПП - механического типа с тремя ступенями переключения.
  • Ширина передней колеи - 1410 мм, задней - 1420 мм.
  • Высота от самой нижней точки машины до дорожного полотна - 200 мм.

ГАЗ-22: двигатель

На машины, которые планировалось эксплуатировать внутри страны, устанавливался двигатель ЗМЗ-21/21А, представлявший собой четырехцилиндровую, рядную силовую установку общим объемом 2445 см куб. и мощностью в 76 л/с.

Экспортные машины комплектовались более сильным мотором (85 л/с) - ЗМЗ-21 Д/Е.

Оба двигателя имели карбюраторную систему питания и рассчитывались на бензин с октаном не ниже А-76.

Описание «Волги» универсал

Несмотря на то что переднее сиденье рассчитывалось на двух человек, там с легкостью мог уместиться и еще один пассажир. Педали машины аналогичны ГАЗ-21 третьей серии, в которой отсутствовала ножная кнопка насоса центральной смазки, стоявшая на первой и второй серии, зато ее место заняла «лягушка», включающая стеклоомыватель. Не обошлось, конечно, и без фирменного прозрачного спидометра, выполненного в виде сферы.

Часть автомобилей ГАЗ-22 «Волга» уходили с завода без традиционных радиоприемников, тем не менее, место под него предусматривалось, и чтобы не портить общий вид, его закрывали специальной вставкой, изготовленной из пластмассы.

«Запаска» вместе с нишей для хранения инструментов была спрятана под полом отделения для перевозки багажа.

Откидывающаяся спинка заднего дивана в поднятом положении закреплялась специальными резиновыми фиксаторами.

Область применения

Так как полноценного производства «Волги» универсал так и не было организовано, и автозавод мог выпускать только около восьми тысяч экземпляров в год, широкого распространения автомобили не получили.

Несмотря на то что ГАЗ-22, машина, которая из-за своей вместительности и грузоподъемности была бы очень желанной для многих потребителей, приобрести ее было невозможно даже по большому «блату». Основную массу универсалов, конечно же, забирали медики и предприятия торговли, небольшая часть автомобилей уходила в таксопарки.

Тем не менее даже при таком дефиците часть машин уходила на экспорт, причем не по заниженным ценам, как тогда было принято, а по полной себестоимости. И что важно, зарубежные эксперты весьма высоко оценили русскую грузопассажирскую «Волгу», рекомендовав ее для приобретения небольшим фермерским хозяйствам. Из недостатков были отмечены лишь несколько старомодный дизайн автомобиля и не слишком высокий уровень комфорта. Однако универсальность и практичность машины перекрывали эти недочеты. К тому же даже при своей полной стоимости автомобиль имел привлекательную цену для зарубежных покупателей, желающих заиметь в собственность такую дефицитную машину.

Кстати, экспортный автомобиль ГАЗ-22 благодаря своей репутации сделал хорошую рекламу продукции Горьковского автозавода, и следующая модель универсала, ГАЗ-24-02, пользовалась не меньшим спросом за рубежом, чем предшественник.

Автомобиль ГАЗ-22 известен широкой публике как машина с кузовом универсал. Серия производилась на Горьковском заводе с 1962 года по 1970-й. В салоне спокойно могли помещаться 5-7 человек за счет трансформирования кресел. Кузов делался из специального материала, который формировал несущую конструкцию.

За все время производства было создано несколько в свое время смог полностью удивить отечественных покупателей. Базой для «Волги» стал седан.

Изначально 22-я модель выпускалась специально для перевозки грузов и пассажиров. На ее основе производились такие машины, как модификация Б (скорая помощь) и А (фургон). Последователем модели стал ГАЗ-24-02 - один из наиболее популярных, к тому же он поступил на продажу на внутренний рынок. Последний достаточно часто встречается в настоящее время на дорогах в весьма хорошем состоянии.

История производства

Одновременно с созданием представленного седана разрабатывалась модель с кузовом универсал. Однако до серийного производства она так и не дошла. С конвейера сошел через некоторое время универсал, созданный на базе третьего поколения ГАЗ-21Р. На тот период уже существовали успешно созданные экземпляры. Они представляли собой «родителей» модели 21И. Выпускаемый ГАЗ-22 достаточно сильно отличается от оригинального седана, имеет свои особенности и преимущества.

В 1965 году началось серийное производство базовой модели, получившей название 22В. Она мало чем отличалась по внешнему виду от своего прототипа, но имела несколько иные технические характеристики. Некоторые экземпляры долгое время выходили в свет под названием ГАЗ-22Г.

Стайлинг этой модели имел улучшенные характеристики. Большая часть авто уходила в другие страны, так как производилась машина для экспорта. Но все же некоторые отсылались на внутренние рынки. Модель имела хромированные детали (речь идет о решетке радиатора, молдингах, поверхности под лобовым и задними стеклами) и поясные накладки. Эта «Волга» (универсал) была достаточно известной в

Небольшая характеристика

Весьма приличная (и впечатляющая) вместительность в салоне легко обусловливается некоторыми свойствами автомобиля. Во-первых, задние сиденья установлены так, что сложить их можно без особых усилий. Этот нюанс позволяет перевозить в машине крупные грузы. Во-вторых, большую роль играет и высокий потолок. Одно из главных отличий от седана - наличие более твердой пружины подвески. При перевозке двух пассажиров максимальная грузоподъемность машины ГАЗ-22 составляет 400 кг; если речь идет о перевозке сразу пятерых человек, то уместить автомобиль дополнительно способен не больше 180 кг.

Говоря об используемых материалах при сборке, следует сразу уточнить, что кузовная боковина полностью по качеству соответствует той, которая установлена на ГАЗ-21. У нее в ручном режиме отрезалась верхне-задняя часть, а вместо нее на заводе устанавливалась дверь.

Еще одно отличие от оригинальной модели - шины. Более новая получила устойчивый вариант покрытий.

Популярность машины

Автомобиль изначально не выпускался для продажи обычному покупателю. Все экземпляры распределялись между государственными организациями. Речь идет о больницах, милиции, таксопарках. Больше всего машину этой серии использовали таксисты для перевозки пассажиров с достаточно габаритным грузом. Также часто данные автомобили применялись в качестве санитарных машин.

Впервые ГАЗ-22 («Волга») стала личной машиной в 1964 году. Она была подарена Юрию Никулину для перевозки цирковых принадлежностей.

Из-за того, что автомобиль больше всего использовался в государственных организациях, на сегодняшний день встретить на дорогах «Волгу» данной серии достаточно сложно. Сохранилось мало моделей в подобающей форме. Это связано с тем, что материал, используемый при сборке, оказался слишком нестабильным.

«Волга» универсал, как и седан, поставлялась в другие страны, как бы ни показалось это странным, по Многие американцы, вопреки большому количеству минусов, отмечали хорошую вместительность, устойчивость на поворотах, прочность, долговечность и проходимость. Не оставляли без внимания и саму стоимость автомобиля.

Модельный ряд ГАЗ: модификация 22Б

Те экземпляры, которые создавались для больниц, имели специальные крепления для носилок. Это значительно облегчало работу врачам. Конечно же, производитель позаботился и о минимальном медицинском обеспечении. Передние сиденья в ГАЗ-22Б отделены от задних при помощи перегородки. Хорошее освещение и отопление - то, что отличало модель от других экземпляров этой же серии. Пренебрегать данными вопросами не имело смысла, ведь медицина - серьезная сфера жизни.

Фургон 22А

Впервые с конвейера 22А сошел в 1961 году. Средний и задний ряды сидений автомобиля не имели окон. К сожалению, в серийное производство машина так и не была запущена. Однако многие автомобильные заводы строили по этому образцу свои фургоны, доделывая их и совершенствуя с каждым новым разом. Их потребность объяснялась постоянной нуждой в транспорте для перевозки грузов.

Разработка модельного ряда

Достаточной частой практикой было создание пикапов из универсалов и седанов данной модели. Московский ремонтный завод (АРЗ) постоянно производил новые версии старых известных машин, добавляя угловатые платформы. Большая часть автомобилей была окрашена в шоколадный цвет. Наиболее качественными экземплярами являлись те, которые сходили с конвейера в Латвии. Здесь выпускались более законченные внешне машины. Им добавляли сложные платформы, благодаря чему они были более устойчивы к тяжелым грузам.

Те автомобили, которые были фургонами и пикапами, никогда не отличались особым качеством сборки. Их ресурс был невелик, а в личное пользование они никогда не продавались. Сейчас найти хотя бы одного представителя ГАЗ-22 (технические характеристики описаны ниже) данного типа практически не представляется возможным.

Известно, что изготовлялась «Волга» в качестве универсала с полным приводом. Одной из таких машин пользовался, по слухам, Леонид Брежнев для выезда на охоту. Помимо подобных средств передвижения, с конвейера сходили и просто переделки уже имеющихся экземпляров. Их постоянно дополняли и немного изменяли.

Технические характеристики

Производитель данной модели «Волги» - Горьковский автомобильный завод, что, в принципе, понятно из базового названия. Автомобиль принадлежит к классу E (иначе говоря, к среднему). Данный универсал имеет пять дверей и рассчитан на пять-семь человек. Если рассматривать различные комплектации, то можно уточнить, что «Волга» выпускалась с задним приводом, она была переднемоторной.

На автомобиль ставились три различных двигателя: мощностью 75 л.с. (для внутренней реализации), 85 л.с. и дизельный агрегат 58-65 л.с. (данные автомобили шли на экспорт). Коробка передач имеет четыре ступени, она механического типа и полностью синхронизированная. Бак рассчитан на 55 л бензина. Максимальная скорость, которую можно получить, не превышает отметки 115 км/ч. На 100 км съедает около 15 л топлива ГАЗ-22. Цена колеблется в пределах 150 тыс. рублей.

Разработка 22-й модели в игровой и сувенирной сфере

Так вышло, что масштабные в массовое производство не попали как в СССР, так и в России. Изначально они выпускались единицами, немного позже изготовлялись мелкие партии отдельными фирмами и компаниями, среди которых отметить можно располагающиеся на Украине (Херсон и Киев).

На данный момент сувенирные «Волги» производит китайская компания. Голландская фирма предоставляет за весьма высокую стоимость качественные экземпляры. Среди коллекционеров именно они считаются максимально приближенными к оригиналу копиями.

Фанаты компьютерных игр могут полюбоваться ГАЗ-22 в игре GTA. Здесь в каталоге находятся сразу три модификации, среди них такси и фургон. Также можно найти пикап модели ГАЗ-21.

© 2024 spares4bmw.ru -- Автомобильный портал - Spares4bmw