Тучков мостВечный студент. Где находится тучков мост спб Тучков мост пешеходный

Главная / Все материалы

Тучков мост Санкт-Петербурга перекинут через Малую Неву, и соединяет собой Петроградскую сторону с Васильевским островом. Подобное сооружение, построенное в 1758 году, стало первым на этой трассе. Финансировать возведение моста взялись купцы, главным среди которых был владелец склада леса Авраам Тучков. Дальнейшая судьба Тучкова остается неизвестной, а выстроенный с его помощью мост и поныне стоит, нося его имя.

Не совсем совершенный, деревянный Тучков мост подвергался многократному перестраиванию, и к 1960 году имел рекордное количество пролетов – 20! Два из них были судоходными, а один – разводным. На тот момент длина моста достигала 257 метров, ширина – 19 метров.

Тучков мост является одним из наиболее загруженных подобных объектов, соединяющих Васильевский остров с городом. Им пользуются многие предприятия, находящиеся на острове, транспортируя через мост большую часть своей продукции. К тому же трасса моста проходит по пути к островам Елагину, Крестовскому и Каменному, где так любят отдыхать петербуржцы, к пригородам на Карельском перешейке и т. д., что тоже в значительной степени увеличивает поток автотранспорта. Поэтому с 1962 по 1965 годы был сооружен новый Тучков мост.

Тучков мост

Выстроенный мост, спроектированный архитекторами Л. А. Носковым и П. А. Арешевым, предстал в простых и строгих современных формах трехпролетной железобетонной конструкцией с 50-метровым разводным пролетом посередине реки. Со своей реконструкцией мост приобрел статус самого широкого среди больших мостов Петербурга: ширина его проезжей части составила 28 метров, ширина тротуаров – 4 метра, а ширина между перилами – 36 метров. Длина моста 226,2 метров, ширина - 36 метров.

Решетка ограды моста решена совсем просто, но вместе с тем вполне оригинально. На ней выполнены стержни из полосквадратного сечения, переплетающиеся между собой таким причудливым образом, что создают на всем протяжении моста удивительную объемную картину, не применяемую ранее в практике построения мостовых перил. Из-за такой уникальной ограды создается впечатление, что ограда колышется, когда едешь по этому мосту.

Ограда Тучкова моста

В ноябре 2003 года мост приобрел особую красоту, благодаря искусно выполненной подсветке. Подсветка смонтирована таким образом, что особенно ярко засверкала разводная часть конструкции и при разведении моста, он становится похож на чайку, взлетающую с воды. Такого удивительного эффекта удалось добиться с помощью особых ламп холодного дневного света.

Разводка Тучкова моста

Сампсониевский мост

Сампсониевский мост перекинут через Большую Невку Санкт-Петербурга и соединяет собой улицу Куйбышева на Каменном острове с Финляндским проспектом на Выборгской стороне.

Сначала, в 1784 году, здесь существовал наплавной мост, который именовался Выборгским. В 1847 году на месте старого сооружения возник новый, деревянный тринадцатипролетный мост. В 1908 году по проекту профессора Инженерной академии Кривошеина вместо деревянного моста было возведено новое, металлическое сооружение.

В 1918 году, по законам революционного времени, Сампсониевский мост был переименован в мост Свободы. Новая перестройка моста случилась в 1937 году, в ходе которой на нем был установлен новый металлический разводной пролет.

Сампсониевский мост

В 1955-1958 годы мост был вновь переделан, после чего он стал пятипролетным, сварным металлическим и заполучил двукрылый разводной пролет. Длина нового моста составила 212 метров, что на 30 метров меньше прежнего, 150 лет назад сооруженного моста. Зато по ширине современный мост заметно расширился и с первоначальных 13 метров «пополнел» в два раза, до 27-ми.

В истории имени моста существуют две, равноправные по мнению историков, версии:

  • Название моста произошло от фамилии купца Авраама Тучкова.

В 1758 г. компания купцов из четырех человек обратилась в Сенат с челобитной об отдаче им «в вечное и потомственное содержание» нескольких мостов в Петербурге, обязуясь при этом построить новый мост через Малую Неву с Васильевского острова на Петроградскую сторону. Среди них был купец Авраам Тучков, владелец складов леса на набережной Малой Невы. Так и был этот мост назван по фамилии одного из компаньонов, подрядчика Авраама Тучкова.

  • Название моста от фамилии инженера А. В. Тучкова строившего мост в XVIII в..

Первый мост на этом месте был построен в 1758 г. в створе Малого пр. В.О. Васильевского острова. Этот мост был деревянным и состоял из плашкоутной части в глубокой части русла и свайной - на мелководье. Он был длиной 900 метров и был самым длинным петербургским мостом XVIII в. Тогда он носил название Никольский.

В 1833-1835 гг. он был перестроен и стал деревянным многопролётным мостом на свайных опорах, с двухкрылым разводным центральным пролётом. Мост был сооружён в створе Большого пр. П.С. с устройством земляной дамбы от Малой Невы до будущего Александровского проспекта. Разводной пролёт состоял из 4-х деревянных рам и разводился с помощью ручных лебедок. Проезжая часть была деревянная, составленная из поперечин и двойного дощатого настила. На открылках моста были установлены перила из чугунных решеток художественного литья с прямоугольными тумбами.

В 1839 г. у Тучкова моста впервые в России уложен искусственный асфальт.

В 1870 г. мост сгорел от непотушенной папиросы

В 1920 г. мост был перестроен в 20-пролётный.

В 1948 г. деревянные пролёты были заменены металлическими, деревянные рамы в разводном пролёте заменены на металлические, а ручные лебедки на электрические. Вновь были сооружены опоры разводного пролёта на деревянном свайном основании с жестким металлическим ростверком и металлической рамной обстройкой.

К 1960 г. мост имел 20 пролётов, из которых один был разводным и два - судоходными; его длина составляла 257 м, ширина - 19 м. Левобережный устой был каменным на свайном основании, опоры разводного пролёта - металлическими, а остальные опоры - деревянными, брусчатого типа, на свайном основании.

В связи с окончанием строительства Волго-Балтийского канала который заменил устаревшую Мариинскую систему в 1964 г. в Неву и ее рукава стали входить крупногабаритные и крупнотоннажные суда. Габариты и грузоподъемность моста не могли удовлетворять требований наземного и водного транспорта. Поэтому встал вопрос о реконструкции моста.

В 1962-1965 гг. мост был коренным образом перестроен инженерами «Ленгипроинжпроекта» В. В. Демчненко и Б. Б. Левиным по проекту архитекторов П. А. Арешева и Л. А. Носкова. Именно тогда Тучков мост и приобрёл современный вид - трёхпролётный железобетонный мост с разводным пролётом посередине.

В 1997-1998 гг. был выполнен капитальный ремонт с заменой дорожного покрытия, ремонтом ортотропной плиты на разводном пролёте и трамвайных путей.

В 2006 г. проводились работы по ремонту стационарных пролётных строений.

В 2008-2009 гг. выполнены работы по ремонту опор разводного пролёта. (текст из Википедии с сокращением)

Одним из разводных Санкт-Петербургских мостов является трехпролетный разводной Тучков мост. Благодаря ему соединились Петроградская сторона и Васильевский остров.

Данная опорно-разводная конструкция, пересекающая Малую Неву, была открыта в 1965 году. Общая длина ее - 226.2 м, длина главного пролета – 216 м. Мост раскинулся в ширину на 36 м. Он приспособлен для автомобильного и трамвайного транспорта, а также на нем есть четырехметровые пешеходные тротуары. Центральный пятидесятиметровый пролет представляет собой два металлических крыла. Опоры, которые удерживают мост изготовлены из железобетона и облицованы гранитом, их толщина в разводной части моста достигает десяти метров.

График разводки Тучков мост СПБ

Тучков мост раздвигается дважды за ночь: с 2 ч. до 2 часов 55 мнут, а также с 3 часов 55 минут до 4.55.

Исторические версии названия моста

По мнению историков существуют две версии истории названия моста. По первой версии считается, что мост обрел свое название в честь Авраама Тучкова - известного русского торговца.

В середине восемнадцатого века несколько купцов явились в Сенат с прошением, чтобы им отдали часть мостов в Петербурге «в вечное пользование и потомственное содержание». Они обещали за это построить через Малую Неву новый мост, который будет соединять Васильевский остров и Петроградскую сторону. Среди этих купцов был и Авраам Тучков, который являлся крупным владельцем складов леса. Предполагают, что в его честь и назван был данный мост. По второй имеющейся версии, мост назвали в честь инженера Тучкова, который в восемнадцатом веке занимался его строительством.

Иерархия мостовых конструкций, предшествующих современному Тучковому мосту

Первый предшественник Тучкова моста был возведен в восемнадцатом веке. Это была деревянная конструкция, состоящая из двух частей: плашкоутной части и свайной. Длина его была 900 метров, на то время он назывался Никольский.

Перестройка его произошла в начале девятнадцатого века. Он стал многопролетным деревянным мостом со свайными опорами и двухкрылым центральным разводным пролетом.

После Великой Отечественной войны пролеты из дерева убрали, заменив их на металлические. А в 1960 году мост уже насчитывал 20 пролетов, в нем появились разводные и судоходные пролеты.

Радикальная перестройка моста была осуществлена в шестидесятые годы двадцатого столетия, с тех времен мост не перестраивался.

Стрелка Васильевского острова – стратегически важное место Петербурга ещё со времён Петра I. В то время переправы рядом с ней не возводились, они попросту мешали торговле и проходу судов. Однако позже, к середине 18 века, появилась необходимость в постройке мостов через Малую Неву. И в 1758 году на деньги неравнодушных предпринимателей появился мост, соединивший два берега реки.

Мост сразу же стал рекордсменом. Его длина равнялась 890 метрам, что по тем временам было невообразимым.

Он был выполнен из дерева, на мелководье закреплялся на сваях, а в центре был плашкоутным (специальное устройство для поддержки моста). Недалеко от моста расположился Тучков Буян и Ватный остров, которые использовались как склады лесного промышленника – Авраама Тучкова.

Спустя почти 100 лет, в 1833 году, переправу закрыли на ремонт, длившийся два года. Внешний вид и система опор сооружения изменилась. Теперь мост делился на пролеты и имел разводную часть. На Малой Неве, с Петербургской стороны была создана дамба, служившая опорой для края моста.


С другого берега переправа упиралась в проспект Добролюбова, или Александровский, как он назывался в то время. Естественно проезжая часть была сложена из досок, и разводка осуществлялась ручными лебедками. Но уже в 1839 году дорожное покрытие сменили на асфальт. Такого рода перемены в строительстве мостов Россия увидела впервые.

Тучков мост постигла трагедия, произошедшая в 1870 году. Брошенная неизвестным непогашенная папироса переросла в большой пожар, от которого пострадали многие части строения. После этого его ещё несколько раз ремонтировали. И в результате, к 1920 году мост стал 20-ти пролетным.


Следующая глобальная реконструкция ожидала мост в 1948 году. Были проведены следующие работы:

  • некоторые части основания и пролетов выполнили из металла;
  • ручные лебедки заменили на электрический механизм;
  • с левой стороны устой моста стал каменным, в основе его были сваи; остальные опоры оставались деревянными;
  • длина моста осталась прежней – 258 метров, ширина стала чуть больше – 19 метров.

Спустя десять лет начались проблемы. Конструкция моста оказалась устаревшей для нового типа судов, ходивших по Малой Неве. Был поднят вопрос о полной перестройке Тучкова моста.

В качестве инженеров выступили В. Демченко и Б.Левин. Архитекторами являлись известные на тот момент Л.Носков и П.Арешев. С 1962 по 1965 фактически был заново возведен мост, находившийся на 3 метра выше по течению реки, чем предыдущее сооружение.

Уже в самом конце 20 века, в 1997-98 годах покрытие разводной части моста было реконструировано, а также переложены трамвайные рельсы. В 2003 году конструкции обрабатывали специальным составом для предупреждения коррозии металла. В 2006 году прошел ремонт недвижных пролетов. А в 2008-2009 обновили разводной пролет магистрали.


Поскольку число автомобилей постепенно возрастает, возникает вопрос о том, выдержат ли опоры нагрузку. Поэтому в июле 2016 года, проводились работы по обновлению Тучкова моста. В процессе были усилены опоры, обновлены устои и механизм разводной части моста, проведена обработка деталей моста от коррозии. В ноябре 2017 магистраль вновь приняла поток автомобилей.

Тучков мост: описание

На сегодняшний день Тучков мост в Спб состоит из трёх пролетов, центральный из которых разводной. Пролет, который разводят состоит из двух крыльев, поднимающихся вверх. При этом единственный фиксатор, который удерживает крылья во время разводки — запертые золотники (специальный элемент гидропривода).

Разводка моста осуществляется с помощью гидравлического привода, который находится на берегу. Решётка, украшающая перила моста, является уникальной. Она сделана из железных прутьев, переплетённых между собой специальным образом. Прямо с моста можно спуститься на набережную – для этого установлены гранитные парапеты.


Основные конструкционные характеристики моста:

  • длина – 226.2 м;
  • ширина – 36 м, включая проезжую часть – 28 м и два тротуара по 4 м;
  • длина пролетов: 74.1 м – 49.8 м – 74.1 м соответственно.

Откуда название?

В 18 веке, когда купцы и промышленники выстроили первую деревянную переправу, решено было назвать сооружение Никольским мостом. Спустя некоторое время наименование изменили.


История названия Тучкова моста имеет две версии:

  • Среди инженеров, которые возводили переправу в 18 веке присутствовал А.В. Тучков. Официальное название закрепили за его именем.
  • В далёком 1758 году Авраам Тучков и ещё трое промышленников подавали прошение в городские власти. Они просили передать им в пожизненное пользование и обустройство некоторые мосты Петербурга. Взамен они должны были перекинуть мост через Малую Неву. И построенный Никольский мост затем переименовали, дав имя одного из основателей.

Тучков мост: график разводки

В Петербурге насчитывается 21 разводной мост, открывающий проход для судов каждую ночь. Разводят ли Тучков мост? Конечно, более того, его разводка осуществляется дважды за ночь.


График разводки Тучкова моста такой:

  • первый раз мост закрывают для движения с 2-х часов ночи и открывают лишь в 2-55;
  • в 4 утра мост закрывают снова. Правда в этот раз всего на полчаса, и в 4-30 уже можно проехать по мосту.
Общая длина 226,2 м Ширина моста 36 м Эксплуатация Открытие (наплавной) Закрытие на реконструкцию - , - , - Медиафайлы на Викискладе

В честь моста назван танкер «Тучков мост», построенный на заводе «Адмиралтейские верфи » и спущенный на воду 5 декабря 2003 года. Он входит в серию танкеров, названных в честь известных петербургских мостов .

История

В 1877 г. мост был усилен для прокладки линии конки . В , гг. мост капитально ремонтировался. В 1904 году на мосту был уложен второй рельсовый путь конки . В 1908 году мост был усилен и расширен для прокладки линии трамвая. Длина моста по настилу составляла 258 м, ширина между перилами 16,2 м, ширина тротуаров по 1,4 м .

В 1948 году деревянные пролёты были заменены металлическими, деревянные рамы в разводном пролёте заменены на металлические, а ручные лебедки на электрические. Вновь были сооружены опоры разводного пролёта на деревянном свайном основании с жестким металлическим ростверком и металлической рамной обстройкой. Работы велись под руководством инженера О. С. Чарноцкого . К 1960 году мост имел 20 пролётов, из которых один был разводным и два - судоходными; его длина составляла 257 м, ширина - 19 м. Левобережный устой был каменным на свайном основании, опоры разводного пролёта - металлическими, а остальные опоры - деревянными, брусчатого типа, на свайном основании .

В связи с окончанием строительства Волго-Балтийского канала , который заменил устаревшую Мариинскую систему в 1964 году в Неву и её рукава стали входить крупногабаритные и крупнотоннажные суда. Габариты и грузоподъемность моста не могли удовлетворять требований наземного и водного транспорта. Поэтому встал вопрос о реконструкции моста.

Внешние изображения
Тучков мост, 1930-е гг.
Реконструкция Тучкова моста, 1965г.

Продольная ось нового моста была смещена вниз по течению на 3 м от оси ранее существовавшей переправы. Значительное увеличение ширины моста (до 28 м) и расширение тротуаров до 4 м потребовали большого расширения Тучковой дамбы в сторону реки Ждановки. При этом русло ее было сужено с 54,5 м до 48,8 м. Вынос стен набережной Макарова в Неву на 42 м по отношению к передней грани устоя нового моста позволил создать относительно небольшую предмостную площадь .

Строительство моста осуществляли СУ-1 и СУ-2 треста «Ленмостострой» под руководством главных инженеров О.С. Чарноцкого и Л.Ф. Полякова и прорабов Д.И. Крутова, Ю.И. Сергеева. Технический надзор вели инженеры Дирекции «Ленмосттрест» Д. В. Снятковский и Г. Ф. Шишлов . 30 октября 1965 года были проведены испытания моста с использованием танков. 6 ноября мост был открыт для движения .

Тучков мост и построенный одновременно с ним мост Александра Невского стали первыми отечественными разводными мостами с гидроприводом . На момент открытия это был самый широкий среди больших городских мостов: расстояние между перилами составляет 36 м .

Принадлежит к числу наиболее красивых мостов Петербурга . Композиция Тучкова моста с его усиленными речными быками в виде приземистых башен напоминает разводные башенные мосты XVIII века через Фонтанку. В облике моста гармонично сочетаются мощь и своеобразное изящество . Одно из наиболее интересных произведений советского зодчества послевоенных лет .

В ноябре 2015 года СПБ ГКУ «Дирекция транспортного строительства» заключило с компанией ЗАО «Пилон» контракт на выполнение работ по реконструкции Тучкова моста на сумму 2,394 млрд. рублей . В связи с подготовкой к предстоящему Чемпионату мира по футболу 2018 года сроки окончания ремонта были перенесены на конец 2017 года . При этом введение ограничения движения по мосту было возможно только после завершения капитального ремонта вестибюля станции метро «Василеостровская» (июнь 2016 года) .

7 июня 2016 года начались работы по реконструкции моста . На первом этапе реконструкции закрывалось движение транспорта по 2/3 проезжей части с низовой стороны (со стороны Финского залива) с организацией одностороннего движения по двум полосам в направлении с Васильевского острова на Петроградскую строну. Трамвайное и троллейбусное движение закрывалось. На втором этапе после ремонта стационарных пролетных строений движение автотранспорта осуществлялось по реконструированной части моста, закрывалось движение на оставшейся проезжей части с верховой стороны (со стороны Биржевого моста) .

Работы по демонтажу и монтажу стационарных пролетных строений осуществлялись при помощи двух автомобильных кранов Liebherr LTM-1100 грузоподъемностью 100 т. Вначале производился демонтаж подвесной балки, затем - русловой и береговой консольных балок, расположенных в створе с ранее демонтированной подвесной балкой. Сооружение стационарного пролетного строения осуществлялось по следующей технологии: монтаж металлоконструкций укрупненных блоков главных балок с опиранием на временные опоры, устройство железобетонной плиты проезжей части с натяжением арматурных канатов. Работы на разводном пролетном строении велись по всей ширине моста, а его полное закрытие осуществлялось только в ночное время суток, с 0 до 6 часов. Днем движение автотранспорта в районе разводного пролета осуществлялось по специальным аппарелям .

В ходе работ выполнен ремонт устоев и опор разводного пролета, стационарные железобетонные пролёты заменены металлическими, заменено оборудование разводного пролёта, на разводном пролёте заменены трамвайные короба и опоры освещения, отреставрировано перильное ограждение, обновлены системы сигнализации, подсветки и управления разводным пролётом, смонтирована новая система видеообзора, построены новые павильоны с современным пультом управления и охраной .

Конструкция

Общий вид моста до реконструкции

Мост трехпролетный. Схема разбивки на пролёты: 74,10+53,40+74,10 м . Общая длина моста составляет 226,2 м (216 м между гранитными устоями) , а ширина между перилами - 36 м (из них ширина проезжей части 28 м и два тротуара по 2,75 м) .

Стационарное пролетное строение по статической схеме представляет собой балку с расчетным пролетом 75,0 м, жестко защемленную в русловой опоре и шарнирно-подвижно опирающуюся на береговой устой. В поперечном сечении пролетное строение выполнено из 10 сплошностенчатых полигональных двутавровых балок, расположенных с шагом 4,1 м. Высота балок - 2,9 м у русловой опоры, 2,4 м у береговой опоры и 1,03 м в наименьшем сечении в пролете. Контур нижнего пояса балок повторяет контур железобетонных балок моста 1965 года постройки. Главные балки объединены железобетонной плитой проезжей части поверху и системой поперечных балок. Металлоконструкции пролетных строений собираются из цельноперевозимых блоков длиной 12 м и заключительного длиной 2,1 м. Монтажные стыки главных балок комбинированные: стыки стенок осуществляются на высокопрочных болтах, стыки поясов - на сварке. Высокопрочная арматура преднапряжения располагается в железобетонной плите проезжей части на участке в пределах 36 м от русловой опоры. Высокопрочное армирование выполняется пучками из семипроволочных канатов в индивидуальной оболочке из стали класса 1860. Натяжение арматуры производится на закладные сварные конструкции задней стенки русловой опоры. Проезжая часть выполнена в виде монолитной железобетонной плиты. Объединение с главными балками выполняется через систему гребенчатых упоров .

Разводной пролёт двукрылый, раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения с жёстко прикреплёнными противовесами, с гидроприводом . Угол раскрытия крыла 69º. Пролётное строение металлическое цельносварное. Статическая схема в наведенном положении - балочная с шарниром в середине, величина пролета в свету L=57 м. Расстояние между осями вращения крыльев 53,4 м. В наведенном состоянии каждое из крыльев работает как консоль длиной 26,7 м . В поперечном сечении пролетное строение представляет собой 6 главных балок двутаврового сечения с криволинейным очертанием нижнего пояса, объединенные между собой системой поперечных балок и продольными связями в уровне нижнего пояса. Расстояния между главными балками составляют 7,30 + 4,55 + 7,30 + 4,55 + 7,30 м. Ортотропная плита проезжей части выполнена из листа настила толщиной 10 мм, подкрепленного продольными ребрами . Особенность крыльев Тучкова моста в том, что в разведенном и наведенном положении они не фиксируются никакими дополнительными устройствами, кроме запертых золотников .

Устои моста массивные, железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. Русловые опоры массивные, железобетонные на высоких свайных ростверках, отметка подошвы которых примерно соответствует уровню дна реки. При сооружении опор использованы сваи-оболочки диаметром 56 см, заполненные бетоном. Сваи заглублены в кембрийскую полутвердую глину на 1-1,5 м, что соответствует отметке 22-24 м от ординара . Лицевые поверхности опор облицованы розовым гранитом.

Мост предназначен для движения автотранспорта, трамваев и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 6 полос для движения автотранспорта и 2 трамвайных пути. Покрытие на проезжей части моста на постоянных пролётах - асфальтобетонное по железобетонной плите, а на разводном пролёте - литой асфальт по ортотропной плите. Покрытие тротуаров - литой асфальт. Тротуары расположены в повышенном относительно проезжей части уровне и отделены от нее металлическим парапетным ограждением высотой 0,75 м. Перила моста представляют собой металлическую сварную решётку простого рисунка из стержней квадратного сечения, поставленных под углом и переплетённых таким образом, что создают на всём протяжении моста необычную объёмную картину . На открылках моста со всех 4-х сторон установлены гранитные парапеты. На русловых опорах с верховой стороны над входами в опоры устроены два павильона: пульта управления и помещение для охраны. На правом берегу с верховой стороны моста расположен павильон с пультом управления. На набережной правого берега с верховой стороны у павильона и с низовой стороны реки Ждановки на подходе к мосту расположены лестничные спуски к воде, облицованные гранитом.

Примечания

  1. 11.0125.П -01-ИИ6. Том 6. Технический отчет по результатам обследования существующих конструкций мостового сооружения // Проектная документация. Реконструкция Тучкова моста / КГИП А. В. Колпаков. - СПб. : ГУП «ЛЕНГИРОИНЖПРОЕКТ», 2014. - 155 с.
  2. Судьба проекта «Набережная Европы» в центре Петербурга (недоступная ссылка) // РИА Новости (сюжет)
  3. , с. 15.
  4. , с. 23.
  5. Танкер «Тучков мост» спущен на воду ФГУП «Адмиралтейские верфи» (неопр.) . Фонтанка.Ру (5 декабря 2003).
  6. , с. 242.
  7. , с. 15, 318.
  8. , с. 318.
  9. Тучков мост //СПб ГБУ «Мостотрест»
  10. Техническое описание с приложением расчетов сооружений // Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трамвая. 1905-1908 . - СПб. , 1909. - Т. 2. - С. 261-264.
  11. Городской месяцеслов. 1000 дат из прошлого Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда / сост. Д. Ю. Шерих. - СПб. : Петербург - XXI век, 1993. - 224 с. - ISBN 5-85490-036-X .
  12. Отчет С.-Петербургской городской управы за 1877 год . - СПб. , 1879. - С. 217.
  13. С.-Петербургское городское общественное управление в 1887 году. Отчет городской управы . - СПб. , 1888. - С. 255-256.
  14. Обзор деятельности городского общественного управления. Отчеты городской Управы и входящих в состав её лиц и установлений // С.-Петербургское городское общественное управление в 1900 году . - СПб. , 1901. - С. 88.
  15. Часть 7. Исполнительная комиссия по заведыванию городскими конно-железными дорогами I группы // Отчёт С.-Петербургского городского общественного управления за 1904 год . - СПб. , 1905. - С. 133.
  16. Через Малую Неву // Вечерний Ленинград. - Л. , 1948.
  17. , с. 243.

© 2024 spares4bmw.ru -- Автомобильный портал - Spares4bmw