Шарнирный момент. Степень статической устойчивости самолета со "свободным рулем"

Главная / Все материалы

момент Мш, аэродинамических сил, действующих на орган управления относительно его оси вращения. В аэродинамических исследованиях обычно пользуются коэффициентом шарнирного момента (см. Аэродинамические коэффициенты) mш, равным
mш = Мш/(qSbA),
где q - скоростной напор, S - площадь поверхности органа управления, bA - его САХ. Ш. м. возникает при отклонении органа управления (ОУ) (характеризуется значением производной mш(δ) коэффициента Ш. м. по углу (δ) отклонения ОУ) и при изменении угла атаки (α) (характеризуется производной mш(α) коэффициента Ш. м. по (α)). Зависимости mш(δ) и mш(α) от углов (δ) и (α) в общем случае нелинейны, поэтому важной характеристикой является максимальное значение Ш. м. в рассматриваемом диапазоне углов отклонения ОУ и углов атаки. Ш. м. зависит от геометрических характеристик ОУ, режимов полёта и др. При переходе через скорость звука Ш. м. существенно возрастает. Значение Ш. м. определяет усилие, необходимое для отклонения ОУ; снижение этого усилия достигается компенсацией Ш. м.


Смотреть значение Шарнирный Момент в других словарях

Момент — м. миг, мгновенье, минт; | пора, срок, короткое срочное время. силы, в механике: произведенье силы на отвес. - инерции, косность, сила сопротивленья тела движенью. альный,........
Толковый словарь Даля

Шарнирный — шарнирная, шарнирное. 1. Прил. к шарнир, являющийся шарниром, устроенный на шарнирах, при помощи шарниров. Шарнирные петли. Шарнирные соединения. Шарнирная цепь. механизм.
Толковый словарь Ушакова

Момент — Благоприятный, важный, выгодный, главный, долгожданный, драматический, знаменательный, исторический, кризисный, критический, кульминационный, напряженный, незабываемый,........
Словарь эпитетов

В Момент Нареч. Разг. — 1. Очень быстро, тотчас.
Толковый словарь Ефремовой

Шарнирный Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: шарнир, связанный с ним. 2. Свойственный шарниру, характерный для него. 3. Устроенный на шарнирах, с шарнирами.
Толковый словарь Ефремовой

Момент — -а; м. [лат. momentum]
1. Очень короткий промежуток времени; миг, мгновенье. Прошел всего один м. Через м. оказаться где-л. Опустить руку лишь на м. Моменты радости, боли, вдохновенья.
2.........
Толковый словарь Кузнецова

Дифференциация Курса На Момент Открытия — SPLIT OPENINGЗаметный разброс курсов акций при открытии торгов биржевой сессии. Такая ситуация иногда возникает в тех случаях, когда важная информация, касающаяся той или........
Экономический словарь

Момент — - 1. конкретная, дискретная точка времени; очень короткий промежуток (
интервал) времени; 2. отдельная сторона какого-либо явления.
Экономический словарь

Момент Ввоза — дата принятия таможенным органом таможенной декларации в отношении груза.
Экономический словарь

Момент Вступления В Силу — В перестраховании: определенная
сумма денежных средств по
договору перестрахования
эксцедента убытков, при достижении которой
требования об удержании........
Экономический словарь

Момент Исполнения Обязанности Продавца Передать Товар — обязанность продавца
передать
товар покупателю считается исполненной: 1) в
момент вручения товара покупателю, если договором предусмотрена обязанность........
Экономический словарь

Момент Отгрузки — - учетная
дата, регистрирующая отгрузку покупателю продукции; при отгрузке продукции иногороднему получателю - это дата сдачи ее органу
транспорта или связи,........
Экономический словарь

Момент Перехода — фиксация
экспорта и
импорта товаров по
моменту пересечения границы, перехода собственности из одних рук в другие, то есть по моменту передачи имущества.
Экономический словарь

Момент Перехода Товаров Через Границу — учет
экспорта и
импорта ведется по
моменту перехода их через государственную границу. МОМЕНТОМ ПЕРЕХОДА ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ по экспорту считается: 1) для........
Экономический словарь

Момент Поставки — - дата сдачи продукции перевозчику или органу связи, обозначенная штемпелем на перевозочном документе или документе органа связи, дата приемосдаточного акта или расписка........
Экономический словарь

Момент Продажи — - поступление средств на счета в банках за товары, работы или услуги, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу.
Экономический словарь

Момент Реализации Товаров — -
момент, в который
товары, отгруженные или отпущенные покупателю, считаются проданными. С точки зрения бухгалтерского
учета момент реализации - это время,........
Экономический словарь

— -
момент времени, в который
продукция, отгруженная покупателю, считается реализованной (
отгрузка или
оплата продукции).
Установление М.р. продукции........
Экономический словарь

На Момент Открытия — AT THE OPENINGОтносится к приказу брокеру о покупке ценной бумаги по цене `Нам.о.` биржи. Ограничение цены не оговаривается. Однако если приказ касается покупки или продажи........
Экономический словарь

Оплата Наличными В Момент Поставки — CASH ON DELIVERYПокупка, совершаемая на том условии, что
товар будет оплачен в
момент поставкиНеобходимо различать такие
условия продажи и условия наличной продажи,........
Экономический словарь

Полезность В Момент Времени — TIME UTILITYПолезность товара или обслуживания в определенный момент
Экономический словарь

Preacuisition Profit (прибыль На Момент Приобретения) — Нераспределенная прибыль компании до ее поглощения другой компанией. Прибыли на момент приобретения в принципе не подлежат распределению между акционерами компании-приобретателя........
Экономический словарь

Момент — Заимствование из немецкого, где Moment от латинского momentum, восходящего к глаголу глаголу moveo – "двигаю". Родственные слова: мобильный, мебель и т. п.
Этимологический словарь Крылова

Момент Начала Коллективного Трудового Спора — - день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение работодателем в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального........
Юридический словарь

Момент Перехода — - фиксация импорта и экспорта товаров по моменту перехода собственности из одних рук в другие, пересечения границы, то есть по моменту передачи имущества.
Юридический словарь

Момент Правопреемства Государств — дата смены государством-преемником государства-предшественника в несении ответственности за международные отношения применительно к территории, являющейся объектом........
Юридический словарь

Момент Реализации, Момент Продажи — - момент времени, в который продукция, отгруженная покупателю, считается реализованной (отгрузка или оплата продукции). Установление М.р. продукции фиксируется учетной........
Юридический словарь

Момент Фактического Задержания — момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК РФ).
Юридический словарь

Вращающий Момент — , вращающее действие силы. Так, турбина при повороте генератора создает вращающий момент по оси вращения. Мощность ротационного двигателя, к примеру, ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО........

Магнитный Момент — , измерение силы постоянного магнита или токонесущей катушки. Это максимальная поворотная сила (поворотный момент), приложенная к магниту, катушке или электрическому........
Научно-технический энциклопедический словарь

Рулей и элеронов

Управляемость самолета оценивается по тем усилиям, которые прикладывает летчик к рычагам управления. Величина этих усилий зависит не только
от кинематической схемы системы управления,
но и от величины аэродинамических моментов
относительно оси вращения рулей и элеронов, возникающих при их отклонении.

Понятие о шарнирном моменте . Шарнирным называется момент аэродинамической нагрузки руля относительно его оси вра­щения:

Расстояние ц.д. руля от оси вращения.

Рис. 7.2. Шарнирный момент

Шарнирные моменты всегда противодействуют отклонению руля, и поэтому вызывают усилия на командных рычагах, которые преодолеваются пилотом.

Шарнирный момент считается положительным,
если он стремится отклонить руль (элерон) в положительном направлении (руль высоты – вниз, руль направления – вправо, правый элерон – вниз).

Величина Мш зависит от формы и размеров рулей (элеронов), углов их отклонения. Скорости полета
и плотности окружающей среды и определяется по формуле:

М ш = m b q ,

где m - коэффициент шарнирного момента;

S - площадь руля в м;

b - средняя геометрическая хорда руля;

q = - скоростной напор в области руля в .

У современных скоростных самолетов, имеющих большие размеры органов управления и совершающих полет с большими скоростными напорами,
шарнирные моменты велики.

Аэродинамическая компенсация рулей и элеронов служит для уменьшения усилий на командных рычагах посредством уменьше­ния шарнирного момента.

Принцип любой аэродинамической компенсации заключается в том, чтобы приблизить возникающую при отклонении руля аэродинамическую силу к оси вращения руля.

Существуют следующие виды аэродинамической компенсации:

а) осевая компенсация;

б) роговая компенсация;

в) внутренняя компенсация;

г) сервокомпенсация;

д) триммер.

Осевая компенсация состоит в том, что ось вращения руля (или элерона) смещена назад так, чтобы пло­щадь, расположенная перед осью вращения, составляла 25-28% от площади руля. Компенсация создается частью руля, расположенного впереди оси вращения.


Рис.7.3. Осевая компенсация

При смещении оси вращения назад от передней кромки часть руля, находящаяся перед осью вращения (компенсатор), создает шарнирный момент обратного знака. Это приведет к уменьшению суммарного шарнирного момента (рис. 7.3,а). Если ось вращения совместить с центром давления руля, то шарнирный момент станет равным нулю – руль будет полностью скомпенсирован. При дальнейшем смещении оси вращения руля назад появится шарнирный момент обратного знака. Это неблагоприятное явление называется перекомпенсацией руля. В практике самолетостроения перекомпенсация не допускается, т.к. приводит к появлению обратных усилий на рычагах управления.

Осевая компенсация широко распространена из-за простоты конструктивного выполнения и хороших аэродинамических характеристик.

Рис.7.3. Роговая компенсация
Роговая компенсация состоит в том, что перед осью вра-щения создают дополнительную площадь – рог, аэродинамическая нагрузка которого дает компенсирующий момент. Аэродинамическая сила, возникающая на роговом компенсаторе, создает шарнирный момент, противоположный по знаку шарнирному моменту от основного руля, и тем самым уменьшает результирующий шарнирный момент.

На современных самолетах роговая компенсация применяется сравнительно редко, т.к. создает неравномерный эффект компенсации вдоль размаха руля
и при больших углах отклонения руля приводит к отрыву потока от его поверхности, вызывающему тряску.

Внутренняя компенсация , широко применяемая на элеронах, осуществляется при помощи мягкой герметической перегородки (диафрагмы). Шарнирный
момент уменьшается благодаря моменту сил, действующих на компенсатор, расположенный в полости
с узкими щелями внутри оперения (крыла).

Рис. 7.4. Внутренняя компенсация

Верхняя часть полости герметически отделена от нижней гибкой диафрагмой. Компенсатор воздушным потоком не обтекается, а находится под действием разности давлений, возникающих в полости при отклонении руля (элерона). Преимущество внутренней компенсации заключается в том, что компенсатор не вносит никаких возмущений в поток, что особенно важно при больших числах М.

Недостатком такой компенсации является ограничение диапазона отклонения органов управления,
в особенности, при тонком профиле оперения (крыла).

Сервокомпенсатор – это дополнительный руль, кинематически связанный с основным рулем и неподвижной частью оперения. При отклонении руля
в одну сторону сервокомпенсатор отклоняется в противоположную, вследствие чего на сервокомпенсатор действуют аэродинамические силы, уменьшающие шарнирный момент руля.

Аэродинамическая компенсация, если она правильно подобрана, уменьшает шарнирный момент, но не сводит его к нулю.

При продолжительном полете на каком-либо режиме целесообразно шарнирный момент свести к нулю. Для этой цели применяются триммеры.

Триммер – вспомогательная рулевая поверхность, которая устанавливается в задней части руля или элерона, не связанная кинематически с отклонением руля. Летчик управляет триммером непосредственно из кабины. Основное назначение триммера – балансировка самолета.

Рис. 7.5. Сервокомпенсатор Рис. 7.6.Триммер

Для получения нулевого шарнирного момента триммер отклоняется на соответствующий угол, противоположный по знаку углу отклонения основного руля.

Уменьшить шарнирный момент руля высоты можно также отклонением (перестановкой) подвижного (переставного) стабилизатора.

Переставной стабилизатор , устанавливаемый
в полете на некоторый угол атаки, позволяет при длительных полетах на определенном режиме уменьшить необходимые углы отклонения рулей высоты. Это
в значительной мере снижает усилия, прикладываемые летчиком к ручке управления.

При больших скоростях полета на величину шарнирного момента значительное влияние оказывает сжимаемость воздуха.

При переходе от дозвуковых скоростей к сверхзвуковым происходит существенное увеличение как шарнирных моментов, так и усилий на рычагах управления. Управление самолетом без соответствующих устройств в системе управления становится невозможным.

Устройства, воспринимающие резко возросшие усилия на рычагах управления, называются гидроусилителями или бустерами . При наличии гидроусилителя – вспомогательного механизма, управляющего рулями, летчик управляет уже только этим механизмом, что гораздо легче. Чем управлять рулями.

На больших самолетах гидроусилители являются
в настоящее время единственным средством, обеспечивающим приемлемые усилия на рычагах управления.

Рис. 7.7. Виды аэродинамической компенсации

Рис. 6.13. Сервокомпенсатор
Вопросы для повторения

1. Что называется статической управляемостью?

2. Что называется динамической управляемостью?

3. При большой или малой степени управляемости самолета “строг” в управляемости?

4. Что понимается под степенью управляемости?

5. Что обеспечивает продольная управляемость самолета?

6. Что называется продольной управляемостью?

7. Почему при отклонении элеронов происходит разворот самолета в сторону крена?

8. Что необходимо чтобы при развороте самолета не возникал крен?

9. Когда и зачем применяется дифференциальное отклонение элеронов?

10. Что понимается под дифференциальным отклонением элеронов?

11. Перечислите особенности управляемости скоростных самолетов.

12. Что называется равенством элеронов?

13. Для чего применяется аэродинамическая компенсация рулей и элеронов?

14. Что называется управляемостью самолета?

15. Как количественно можно охарактеризовать управляемость?

0

Уменьшение шарнирного момента руля, приводящее к снижению усилия на командные рычаги управления, осуществляется с помощью аэродинамической компенсации. К аэродинамическим средствам компенсации относятся следующие (рис. 63): осевая и роговая компенсация рулей; внутренняя или статическая компенсация рулей; сервокомпенсатор; пружинный сервокомпенсатор.

Сущность осевой компенсации заключается в том, что ось вращения руля помещается не вдоль носка, а несколько сзади (ближе к центру давления). В результате уменьшения расстояния аэродинамической силы R p от оси вращения шарнирный момент уменьшается. Дальнейшее перемещение оси вращения в направлении от носка может привести к перемене знака шарнирного момента; это явление носит название перекомпенсации. Величина осевой компенсации определяется из соотношений:

Где S р.в, S р.н, S эл - соответственно площади руля высоты, руля направления и элерона; S к.в, S к.н, S к.э - площади компенсационной части указанных рулей.

У рулей, снабженных роговой компенсацией, концевая часть рулевой поверхности располагается перед осью руля и при повороте руля действующая на роговой компенсатор аэродинамическая сила создает момент, противоположный шарнирному моменту.

Внутренняя или статическая компенсация рулей чаще всего применяется на элеронах. Носок элерона соединяется с крылом воздухонепроницаемой гибкой диафрагмой. При отклонении элерона избыточное давление на диафрагму создает силу, способствующую его отклонению. Для компенсации такого типа характерно отсутствие перетекания воздуха из зоны повышенного давления в зону пониженного, а также устранение выхода носка руля при его отклонении за габариты крыла, что снижает лобовое сопротивление крыла. Внутренняя компенсация особенно полезна при полете на больших скоростях, однако осуществление ее в тонких профилях затруднено, так как она ограничивает углы отклонения элерона.

На рис. 63, г приведена схема сервокомпенсатора. Принцип действия его подобен действию триммера. В то же время между ними имеется существенное различие. Если триммер отклоняется только по воле пилота и отклонение руля не вызывает поворота триммера, то сервокомпенсатор при помощи четырехзвенного механизма отклоняется всегда в сторону, обратную отклонению основного руля.

Угол отклонения компенсатора увеличивается при увеличении отклонения руля.

Рассмотрим работу пружинного сервокомпенсатора. Качалка Управления, помещенная на оси вращения руля на подшипниках, соединяется с рулем через пружинную тягу с предварительно затянутыми пружинами (на схеме для простоты эта тяга показана виде одной пружины). Второй конец качалки жесткой тягой соединен с компенсатором. Если снять пружинную тягу, то поворот качалки управления не вызовет отклонения руля, а вызовет поворот компенсатора. В том случае, когда аэродинамические силы, действующие на руль, малы и усилия, потребные для отклонения руля, не превышают усилий предварительной затяжки пружин в пружинной тяге, то последнюю можно рассматривать как жесткий стержень неизменной длины, и поворот руля не вызывает отклонения компенсатора. При этом вследствие малой величины шарнирного момента не требуется применение аэродинамической компенсации.

Но как только аэродинамические силы, действующие на руль, возрастут, например вследствие увеличения угла отклонения руля или повышения скорости полета, и для отклонения руля потребуются усилия в тяге управления, превышающие усилия предварительной затяжки пружин в пружинной тяге, то при отклонении руля одновременно пружинная тяга будет удлиняться или укорачиваться. Это вызовет поворот качалки относительно руля и отклонение компенсатора в сторону, противоположную отклонению руля. Угол отклонения компенсатора пропорционален усилию, потребному для отклонения руля.

Таким образом, автоматически включившийся (отклонившийся) сервокомпенсатор снижает усилия, потребные для отклонения руля до вполне допустимых величин. Пружинный сервокомпенсатор широко применяется на рулях направления многомоторных самолетов.

Расчеты показывают, что у сверхзвуковых самолетов наблюдается чрезвычайно сильный рост усилий на рычагах управления. Широкий диапазон изменения этих усилий от малых на дозвуковых скоростях до очень больших на сверхзвуковых скоростях полета требует вводить переменную по числу М аэродинамическую компенсацию. Рассмотренные здесь виды компенсации не дают возможности получать приемлемые (по величине и знаку) усилия на рычагах управления на всех скоростях полета. Выходом из положения явилось применение системы управления, в которой усилия пилота усиливаются.

Однако и при наличии усилителей управления (бустеров) рули должны иметь аэродинамическую компенсацию: во-первых, для снижения потребных мощностей бустеров, во-вторых, для повышения безопасности аварийного перехода на ручное управление при выходе бустера из строя.

Весовая балансировка (весовая компенсация) рулей предназначена для предотвращения незатухающих упругих колебаний оперения и крыла, возникающих при полете на больших критических скоростях. Сущность весовой компенсации состоит в том, что центр тяжести руля совмещается при помощи дополнительных грузов, расположенных в передней части руля, с осью его вращения или сдвигается вперед относительно оси. В последнем случае весовая компенсация называется перебалансированной.

Весовая компенсация осуществляется с помощью чугунных болванок и различных агрегатов, устанавливаемых в носке руля. Возможна также установка компенсирующего груза на специальных кронштейнах, прикрепленных к рулю. Эти противовесы стремятся разместить внутри неподвижных частей оперения или внутри фюзеляжа.

Используемая литература: "Основы авиации" авторы: Г.А. Никитин, Е.А. Баканов

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Шарнирный момент. Степень статической устойчивости самолета со "свободным рулем"

Отклоненная от некоторого положения рулевая поверхность испытывает на себе действие скоростного напора воздуха и сопротивляется отклонению. В результате возникает так называемый шарнирный момент, который действует относительно оси подвески рулевой поверхности и в случае простой механической проводки создает усилие на ручке управления.

Пренебрегая трением в проводке управления, это усилие можно записать в виде:

где - передаточный коэффициент в системе продольного управления; – линейное отклонение рычага управления.




Согласно принятому правилу знаков, положительным считается давящее усилие на рычаге – «от себя», а отрицательным – тянущее усилие – «на себя». Для самолетов нормальной схемы и схемы «бесхвостка» К ш ? 0, для схемы «утка» К ш ? 0.

Если ? в выражено в радианах, а х в – в метрах, то К ш имеет размерность м -1 (1/м). У самолетов различных классов К ш изменяется в пределах К ш ? 1,0…2,0 м -1 .

Величина шарнирного момента определяется формулой:

где S в – площадь рулевой поверхности (руля высоты);

b A в – САХ рулевой поверхности;

m ш – коэффициент шарнирного момента, определяемый в виде:

где - угол отклонения триммера руля высоты и производная шарнирного момента по углу отклонения триммера.

Усилие на рычаге управления, вызванное шарнирным моментом, определяется по формуле

При полностью необратимой системе гидравлического (бустерного) управления летчик не чувствует усилий на ручке управления от шарнирных моментов, что недопустимо по условиям управляемости самолета. В этом случае усилие на ручке создается искусственно, загрузочным механизмом. Однако об этом ниже.

При введении понятия степени статической устойчивости по пере­грузке считали, что положение органа управления в ходе ма­невра фиксировано.

Другими словами, летчик выдерживает в ходе маневра, а начальный этап маневра, когда осуществляется переход к маневру с данной перегрузкой, не рассматривается.

Соответственно, и при подсчете производной предполагается, что при изменениии соответствующем измененииотклонение органов управления фиксировано. На практике летчик контролирует обычно не отклонениеруля, а отклонение ручки, которое связано с некоторым изменением усилия. При однозначной связи междуи(рис. 2.32)эти воздействия аналогичны.


Рассмотрим установившийся маневр, выполняемый с

Рассмотрим случай, когда шарнирный момент руля высоты в ходе маневра постоянен (при обратимой системе управления это эквивалентно маневру с постоянным усилием на ручке управления). При этом угол отклонения руляилиможет меняться, но таким образом, чтобы выполнялось условие.

Здесь -коэффициент шарнирного момента руля высоты для руля высоты и ЦПГО, соответственно

Тогда при определении полной производной продольного момента по нужно учесть, что

Частный случай условия - эквивалентен полету самолета со "свободным рулем", т.е. рулю устанановившемуся по потоку. Если изменяется угол атаки, то одновременно должен меняться уголилии, следовательно, .

Тогда, учитывая, что, получим выражений для полной производной

Пренебрегая влиянием подъемной силы оперения на подъемную силу самолета, определим производнуюиз условия (2.61) при

Подставляя (2.63)в (2.62), получим выражение степени статической устойчивости по перегрузке самолета со "свободным рулем".

Эта производная обозначается через

Подставляя выражение в формулу (2.64), получим:

где величина

называется нейтральной центровкой самолета со свободным рулем. Последнее слагаемое учитывает влияние отклонения руля на положение нейтральной центровки (или фокуса), которые определяются для фиксированного положения руля.

Если центр тяжести расположен в точке, то для искривления траектории не потребуется изменение усилий на ручке управления. Знак производной, как и в случае с закрепленным рулем, определяет правильное направле­ние перемещения ручки управления.

Часто для управления самолетом используют цельноповоротный стабилизатор.

В этом случае для обратимой системы управления при свободной ручке управления и однозначной связи между ручкой и стабилизатором при изменении угла атаки стабилизатор станет вдоль потока, и продольный момент самолета будет равен моменту без горизонтального оперения. Если самолет без горизонтального оперенья неустойчив, то при свободном стабилизаторе условие не будет обеспечено, и знаки управления будут обратными.

Такая система управления недопустима.

Поэтому при цельноповоротном стабилизаторе обязательно используются необратимое бустерное управление. Необратимый бустер не пропускает на ручку изменение шарнирного момента. Поэтому для необратимой системы показатель не имеет смысла и полностью характеризует устойчивость системы. Если связь между отклонением ручки управления и рулей не однозначна (например, из-за упругости проводки, наличие автоматики и т.п.), то следует различать степень устойчивости со свободным и фиксированным рулем (стабилизатором) и свободной и фиксированной ручкой управления.

Шарнирный момент

Шарнирный момент

момент Мш, аэродинамических сил, действующих на орган управления относительно его оси вращения. В аэродинамических исследованиях обычно пользуются коэффициентом шарнирного момента (см. Аэродинамические коэффициенты) mш, равным
mш = Мш/(qSbA),
где q - , S - площадь поверхности органа управления, bA - его САХ. Ш. м. возникает при отклонении органа управления (ОУ) (характеризуется значением производной mш(δ) коэффициента Ш. м. по углу (δ) отклонения ОУ) и при изменении угла атаки (α) (характеризуется производной mш(α) коэффициента Ш. м. по (α)). Зависимости mш(δ) и mш(α) от углов (δ) и (α) в общем случае нелинейны, поэтому важной характеристикой является максимальное значение Ш. м. в рассматриваемом диапазоне углов отклонения ОУ и углов атаки. Ш. м. зависит от геометрических характеристик ОУ, режимов полёта и др. При переходе через Ш. м. существенно возрастает. Значение Ш. м. определяет усилие, необходимое для отклонения ОУ; снижение этого усилия достигается компенсацией Ш. м.

Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .


Смотреть что такое "Шарнирный момент" в других словарях:

    шарнирный момент Энциклопедия «Авиация»

    шарнирный момент - шарнирный момент — момент Mш, аэродинамических сил, действующих на орган управления относительно его оси вращения. В аэродинамических исследованиях обычно пользуются коэффициентом шарнирного момента (см. Аэродинамические коэффициенты) mш,… … Энциклопедия «Авиация»

    Bóeing 737 (русск. Боинг 737) самый популярный в мире узкофюзеляжный реактивный пассажирский самолёт. Boeing 737 является самым массовo производимым реактивным пассажирским самолётом за всю историю пассажирского авиастроения (6160 машин заказано… … Википедия

    Оперение самолёта У этого термина существуют и другие значения, см. Оперение (значения). Оперение (оперение летательного аппарата … Википедия

    - (от латинского servus раб, слуга и compensatio возмещение, уравновешивание) уменьшение шарнирного момента, действующего на орган управления (ОУ), за счёт аэродинамических сил, создаваемых сравнительно небольшой вспомогательной поверхностью… … Энциклопедия техники

    сервокомпенсация Энциклопедия «Авиация»

    сервокомпенсация - Рис. 1. Схема сервокомпенсации. сервокомпенсация (от лат. servus — раб, слуга и compensatio — возмещение, уравновешивание) — уменьшение шарнирного момента, действующего на орган управления (ОУ), за счёт аэродинамических сил,… … Энциклопедия «Авиация» - условное название систем управления летательным аппаратом, в которых для отклонения органов управления (ОУ) используются бустеры (см. Рулевой привод). Появление и развитие Б. у. обусловлено тем, что с ростом скоростей полёта и увеличением массы… … Энциклопедия техники

© 2024 spares4bmw.ru -- Автомобильный портал - Spares4bmw